Ученые вырастили еще одну партию искусственных мышиных эмбрионов

Эмбриологи снова вырастили зародышей мыши вне организма матери. Недавно группа израильских ученых уже провела похожий эксперимент и дорастила мышат до восьмого дня развития. Теперь британцы получили примерно такой же результат — и заодно проверили, что израильская система культивирования зародышей ex utero работает. Искусственные мышата вышли во многом похожие на настоящих, у них даже бьется аналог сердца — хотя он, как и некоторые другие органы, получился недоразвитым.

Неотредактированная версия статьи предварительно опубликована на сайте журнала Nature.

В 2021 году биологи из Института имени Вейцмана в Израиле вырастили эмбрионы мыши в искусственной матке. Точнее, матку ученые заменили на вращающийся сосуд, в который подавали кислород и питательную жидкость. А сами эмбрионы вырезали из матки реальных мышей через несколько дней после оплодотворения — то есть их развитие не было полностью автономным.

Чтобы сделать производство мышей на 100 процентов «лабораторным», осталось научиться доращивать эмбрионы до «рождения», а еще создавать их с нуля, не прибегая к помощи сперматозоидов, яйцеклеток и материнского организма. Но это пока ученые умеют не очень хорошо (о таких рассказывали экспериментах в тексте «Здравствуй, гхола»).

Проблема возникает не с самими тканями зародыша, а с тем, что находится вокруг них. В первые дни развития, прямо перед имплантацией, в эмбрионе появляется внезародышевая ткань — она будет отвечать за связь с организмом матери, образовывать зародышевые оболочки и направлять развитие самого зародыша. И вот эту самую первую ткань (трофобласт) оказалось довольно непросто получить.

Недавно та же самая израильская группа ученых решила эту проблему так: они взяли культуру эмбриональных клеток, разделили на три части и две из них превратили в два типа внезародышевых клеток. А потом собрали все три типа клеток в синтетический эмбрион и с помощью своей методики дорастили его до восьмого дня развития. Дальше эмбрионы развиваться не смогли, и ученым еще предстоит выяснить, что с ними произошло.

Теперь израильтяне объединили усилия с группой британских эмбриологов из Кембриджского университета под руководством Магдалены Зерницки-Гётц (Magdalena Zernicka-Goetz), которая уже несколько лет работает над созданием искусственных эмбрионов.