Квантовый прорыв: свет делает материалы магнитными

Потенциал квантовых технологий огромен, но сегодня он ограничен крайне холодной средой лабораторий. Исследователям из Стокгольмского университета Северного института теоретической физики удалось впервые продемонстрировать, как лазерный свет может вызвать квантовое поведение при комнатной температуре и сделать немагнитные материалы магнитными. Ожидается, что этот прорыв проложит путь к более быстрым и энергоэффективным компьютерам, передаче информации и хранению данных.

Считается, что в течение нескольких десятилетий развитие квантовых технологий произведет революцию в наиболее важных для общества областях и откроет путь к совершенно новым технологическим возможностям в области связи и энергетики.

Особый интерес для исследователей в этой области представляют своеобразные и причудливые свойства квантовых частиц, которые полностью отклоняются от законов классической физики и могут делать материалы магнитными или сверхпроводящими. Расширение понимания того, как и почему возникают квантовые состояния такого типа, позволит контролировать и манипулировать материалами для получения квантово-механических свойств.

До сих пор ученым удавалось вызывать квантовое поведение, такое как магнетизм и сверхпроводимость, только при очень низких температурах. Поэтому потенциал квантовых исследований был ограничен лабораторными условиями.

Группа ученых впервые в мире продемонстрировала в эксперименте, как лазерный свет может вызывать магнетизм в немагнитном материале при комнатной температуре.

В исследовании, опубликованном в журнале Nature, ученые подвергли квантовый материал титанат стронция воздействию коротких, но интенсивных лазерных лучей с особой длиной волны и поляризацией, что привело к возникновению магнетизма.