Роботы наступают. И это хорошо

Автор оригинала: Daniela Rusarchive, Gregory Monearchive. Перевод – Ксения Мосеенкова. В этом отрывке из новой книги «Сердце и чип: Наше светлое будущее вместе с роботами» (“The Heart and the Chip: Our Bright Future with Robots”) директор Лаборатории компьютерных наук и искусственного интеллекта при MIT (CSAIL) Даниэла Рус рассказывает о том, как роботы могут расширить возможности человека.

Много лет назад я подружилась с биологом Роджером Пейном на встрече стипендиатов Фонда Макартуров (прим пер: один из крупнейших благотворительных фондов США, основан в 1970 году). Наибольшую известность Роджеру принесло открытие того факта, что горбатые киты поют и что звуки некоторых китов слышны по всему океану. Меня всегда завораживали киты и подводный мир в целом, я заядлый аквалангист и любитель понырять с маской. Поэтому неудивительно, что мне очень понравилась лекция Роджера. Как оказалось, мой доклад о роботах показался ему не менее увлекательным.

Я поинтересовалась у него, чем могу помочь, не нужен ли ему робот для его задач.

Роджер ответил, что роботы — это здорово, но на самом деле ему нужна некая капсула, которую можно было бы прикрепить к киту: чтобы он мог нырять вместе с этими удивительными существами и по-настоящему ощутить, каково это — быть одним из них. И тогда мы с Роджером начали изучать, как роботы могут помочь ему в работе.

К моменту нашей встречи Роджер изучал китов на протяжении уже нескольких десятилетий. Одним из его проектов было долгосрочное исследование поведения большой группы южных китов. Это величественные млекопитающие, которые достигают 15 метров в длину; с длинными, изогнутыми ртами и головами, покрытыми наростами. Роджер построил лабораторию на берегу аргентинского полуострова Вальдес (Valdés) — холодного, ветреного и негостеприимного для человека района. Однако южным китам здесь нравится. Каждый август они собираются у побережья, чтобы спариться и получить потомство. В 2009 году Роджер пригласил меня присоединиться в свою лабораторию — и конечно, от этого предложения просто нельзя было отказаться.

Роджер ездил на этот полуостров уже более 40 лет. Каждый сезон он проводил время на вершине скалы с биноклем, бумагой и карандашом и отмечал, кто из его водных друзей проплывает мимо. Роджер мог определить каждого из млекопитающих по уникальным рисункам из наростов на головах. Он следил за их поведением, но главной его целью было провести первую долгосрочную перепись популяции. Он надеялся определить продолжительность жизни этих великолепных существ, которые, как считается, живут столетие и более.

Когда мы начали планировать поездку, я предложила использовать дрон для наблюдения за китами. Так удачно совпало, что два моих бывших студента недавно получили дипломы и жаждали приключений; а главное — у них был робот, который, при небольших доработках, идеально подошел бы для этой задачи. После долгих обсуждений, переделок и планирования мы взяли с собой Falcon — первый восьмироторный дрон, который мог удерживать камеру. Сегодня такие дроны можно купить с рук, но в 2009 году это был настоящий прорыв.

Наблюдать за китами с обзорной площадки на вершине скалы, как делал Роджер, было гораздо лучше, чем находиться прямо в воде вместе с этими огромными существами: близкое присутствие водолазов могло повлиять на поведение китов. Вертолёты и самолёты же летали слишком высоко, и их снимки были низкого разрешения. Единственная проблема со скалой заключалась в том, что она был конечна. В конце концов киты уплывали и пропадали из виду.

Falcon устранил эти ограничения и обеспечил съёмку крупным планом. Заряда батарей хватало на полёт длительностью 20–30 минут; также дрон был способен к автономному полету, хотя им и управлял человек. Роджер сразу же был очарован своим новым помощником, который обеспечивал ему и его команде чёткий обзор китов на несколько миль, не оказывая при этом никакого влияния на их поведение. По сути, теперь они могли окинуть взглядом океан.

Это далеко не единственный способ использования дронов для расширения диапазона человеческого зрения. После проекта с китами мы одолжили дрон Селин Кусто — продюсеру документальных фильмов и внучке знаменитого учёного-мариниста Жака Кусто. Она изучала неконтактные племена в Амазонии и хотела наблюдать за ними без риска занести чужеродные микробы, такие как вирус простуды — людям, у которых иммунитет не был к этому готов.

В моей лаборатории мы также создали дрон, который запускался из самоуправляемого автомобиля, летел впереди него и заглядывал за углы, чтобы просканировать тесное пространство нашей подземной парковки, и передавал видео на навигационную систему автомобиля. Подобная технология быра продемонстрирована в фильме 2017 года «Человек-паук: Возвращение домой», когда супергерой, прижавшись к монументу Вашингтона, отправляет миниатюрного летающего робота просканировать здание. НАСА продвинуло его применение ещё дальше, создав Ingenuity — дрон, который стартовал с марсохода Perseverance, чтобы совершить первый автономный полёт на Марс. Ingenuity расширил визуальный охват ровера, поднявшись в небо и отыскивая идеальные маршруты и интересные места для исследования.

Роботы могут расширить и другие возможности человека.

Подробнее
Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

Хабр