Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел рабочую встречу с генеральным директором Российской корпорации нанотехнологий А.Б.Чубайсом

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Владимир Путин

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел рабочую встречу с генеральным директором Российской корпорации нанотехнологий А.Б.Чубайсом

В.В.Путин: Здравствуйте!

А.Б.Чубайс: Я хотел доложить об итогах на сегодняшний момент: что сделано, где находимся, что в проблемах, как предполагаем двигаться дальше. Об этом сообщили ИА «INFOLine».

В.В.Путин: Финансирование сохраняем?

А.Б.Чубайс: Да. В финансировании у нас вопросов нет, потому что позиция оказалась согласованной. То, что мы реально планировали для себя в текущем году без каких-то искусственных мер и без напряжения израсходовать в разумном режиме. Практически эта цифра фиксирована, и тут вопросов у нас никаких нет. Я подготовил для Вас презентацию, по ней и пройдем.

Я бы начал с того, что у нас есть документ под названием «Стратегия». Достаточно основательный и серьезный. Но при всей его серьезности мы для себя считаем, что в нем есть что-то самое главное, самое ключевое, что мы для себя должны видеть в качестве долгосрочной задачи на 2015 год. Это, в нашем понимании, цифра объема производства создаваемой в России наноиндустрии – годовой объем производства российской наноиндустрии. Это вещь, легко проверяемая и контролируемая статистикой в будущем. В этом смысле она ясная, понятная, и, мне кажется, как цель эта цифра, взятая из стратегии, может быть расценена как задача.

Цифра такая там есть – это 900 млрд рублей объема производства российского сектора нанотехнологий в 2015 году. Я сопоставил с тем, что у нас есть на сегодня. В нанотехнологиях нет пока даже статистики, но эксперты говорят что-то совсем немного: 5 млрд, 8 млрд, разные оценки. В целом, объем инновационных товаров, производимых в стране, сегодня практически сопоставим с этой цифрой. 935 млрд – это то, что у нас, по оценке экспертов, произведено в этом году. Мы должны удвоить эту цифру за счет нанотехнологического компонента. Если ориентироваться на эту задачу как на нашу основную цель, – что на сегодня сделано. Главное, что сделано – это, собственно, механизм построения отбора, построения проектов, которые запускаются в работу. У нас на старте заявки – их всего 917, а дальше в корпорации выстроена достаточно основательная система научно-технической и производственной экспертиз, экспертизы бизнеса, на выходе из которой мы докладываем наблюдательному совету полностью структурированный, готовый к реализации проект.

Утвержденных проектов пока немного, их на сегодняшний день всего лишь 10 штук. Но это результат тщательного отбора и, по сути дела, запуска машины формирования проектов, которая в моем понимании большей частью, честно говоря, была сформирована еще до моего прихода в компанию.

В.В.Путин: Из 917 запросов осталось 10?

А.Б.Чубайс: Да, так и есть. Это, конечно, еще не окончательный результат. Мы из числа 917, безусловно, добавим, но примерно 90%, даже побольше – это доля того, что не проходит. Честно говоря, мы не ставим задачи снизить качество требований, потому что на выходе будет уже проверка реальным рынком.

В.В.Путин: Конечно.

А.Б.Чубайс: Сам цикл достаточно длителен. Вот то, что я сейчас рассказывал – это подготовка проектов внутри корпорации, она занимает от полугода до года. Затем наблюдательный совет ставит точку и говорит «да» или «нет». Затем начинается уже цикл инвестиционный, когда мы начинаем расходовать средства. Как правило, это строительство или, по крайней мере, модернизация крупных цехов и производств, что само по себе занимает от полугода до двух с половиной лет. После того, как построен завод, начинается выпуск. В этом смысле у нас три больших этапа: первый – подготовка проекта, второй – строительство и третий этап – выпуск самого нанотехнологического продукта.

В.В.Путин: Анатолий Борисович, как Вы считаете, какие проекты могут быть реализованы в ближайшее время и, на Ваш взгляд, являются наиболее востребованными и масштабными?

А.Б.Чубайс: Вы знаете, тут перспективы просто головокружительные. Из того, что я бы отнес к наиболее перспективным вещам – наверное, я пока не могу претендовать на системную, целостную оценку – но есть крупные, я бы сказал, кластеры, которые мы уже видим и которые уже предельно перспективны и в России, для российского спроса, и, кстати говоря, для экспорта тоже.

Первое – солнечная энергетика, стартующая от производства сырья – это поликремний и моносилан. Такой завод мы запустили в Иркутской области, в Усолье-Сибирском. Дальше эта продукция идет на несколько технологий производства солнечных батарей. Их, по крайней мере, три, все три по-своему интересны, начиная с гибких пленок и кончая космическими технологиями. По всем трем мы считаем правильным в России иметь работающее производство, работающий бизнес, который сегодня в стадии запуска.

Это один вид использования кремния сегодня, и я абсолютно убежден, что у него есть и внутрироссийская, и экспортная перспектива. Этот сектор растет в энергетиках мира на десятки процентов. Это же сырье очень востребовано другой нанотехнологической отраслью – производством светодиодов. Это система освещения, которая по всем оценкам минимум в 5, а то и в 7 раз менее энергоемкая по объемам потребления электроэнергии.

Весь мир понимает, что в следующие 5–10 лет практически все системы освещения, начиная с уличных, жилищно-коммунальных, до специальных систем – например, хирургических систем освещения, автомобильных фар – точно будут замещаться на светодиоды.

Один из наших первых проектов – Уральский оптико-механический завод, Екатеринбург, строительство завода по производству светодиодов. Это та часть нанотехнологического комплекса, которая, я убежден, востребована, и которую нужно максимально динамично разворачивать.

Еще одна крупнейшая ветвь, или кластер, точно будет востребован у нас – это нанокомпозитные материалы. Мы уже ясно видим, что в ряде отраслей картина практически черно-белая: либо мы в следующие 3–5 лет научимся производить и поставлять в эти отрасли нанокомпозитные материалы разных видов и конфигураций, либо мы просто отрасли потеряем. Авиастроение – очевидно, что весь мир переходит на нанокомпозиты, у которых в 3–5 раз ниже вес и выше прочностные параметры. Стратегически просто недопустимо это упустить.

У нас проект, который поддерживает «Объединенная авиационная корпорация» (М.А.Погосян), по которому собственно и собираемся производить препреги (полуфабрикаты для производства полимерных композиционных изделий). Из них можно изготавливать крылья, части фюзеляжа и некоторые другие детали самолетов. Но авиация – не единственная отрасль, где востребованы нанокомпозитные материалы. В широком смысле слова – это космос, судостроение, автомобилестроение. То есть по серийности – Вы же понимаете, что серийность там один к десяти или один к ста. Это те отрасли, которые, без сомнения, нуждаются в нанокомпозитах. Я не знаю ни одного серьезного эксперта, который бы с этим стал спорить – очевидные вещи.

Но этим не исчерпывается перечень. Медицина – здесь возможности просто колоссальны. То, что мы сделали на сегодня, – это самые первые шаги и, можно сказать, робкие, хотя очень интересные. Вот группа специалистов на базе технологий, которые в Дубне развивались в Объединенном институте ядерных исследований, сейчас при нашей поддержке развернула строительство комплекса, который, по сути дела, представляет собой классический циклотрон. Заряженные частицы, которые разгоняются в нем, пробивают отверстия в мембране, – таким образом создается фильтр. Но в силу того, что отверстия наноразмерные, от 20 до 100 нанометров – получается фильтр сверхвысокого качества, который у них уже по освоенной ими технологии используется в изготавливаемом ими приборе по плазмаферезу – очистке крови. Опять же в силу самой технологии и размерности отверстий, качество очистки крови – какого нет нигде в мире. Такой технологии нет в Европе, нет в США, нет в Японии. Там есть другие технологии – менее эффективные, чем эта.

В нашем понимании один только этот прибор по потенциальному рынку, по потенциальному объему применения и российского, и зарубежного – колоссален.

В.В.Путин: Возможности технологий, конечно, велики. Я просто хотел услышать, что сделано в практическом плане и что в практическом плане является реализуемым в ближайшее время. Я понял, что движение уже есть.

А.Б.Чубайс: То, что я говорил – это проекты, которые отчасти уже одобрены, которые сейчас не в стадии обсуждения, не в стадии дискуссии. А в стадии…

В.В.Путин: Реализации.

А.Б.Чубайс: Мы уже цикл строительства завода запустили в Дубне. А по заводу в Екатеринбурге, я там был, – там цех готовый. Это даже не цех, а колоссальное помещение, по сути, несколько цехов. Следующая стадия – завоз оборудования и отладка технологического процесса.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 3.7 (17 votes)
Источник(и):

1. Advis: Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел рабочую встречу с генеральным директором Российской корпорации нанотехнологий А.Б.Чубайсом