Автобус Нано отправляется в будущее

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Михаил Стриханов. Фото mephi.ru

Весь мир давно признал, что будущее науки в развитии наноиндустрии и нанотехнологий. А будущее наноотрасли в подготовке профессиональных кадров. Причем, тех «кадров», которые в дальнейшем предпочтут продолжить работать на Родине

О том, каков сегодня уровень наноиндустрии в России и каковы перспективы развития этого направления науки в нашем государстве рассказывает ректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», профессор, доктор физ.-мат. наук, член Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию Михаил Стриханов.

Михаил Николаевич, как Вы оцениваете уровень развития наноиндустрии в России, и каковы перспективы развития отрасли в ближайшие годы?

Не будем отрицать, что в силу разных причин Россия обратила внимание на эту отрасль науки на 7–10 лет позже многих других развитых государств мира. В результате сегодня и Япония, и США и Европа по показателям развития НИОКР и по коммерциализации изобретений в области нанотехнологий и наноиндустрии заметно опережает нашу страну. В общемировом технологическом секторе и в секторе нанотехнологий доля России так пока и не может достичь относительно высокого уровня.

Но я бы не стал оценивать ситуацию мрачно и бесперспективно. С тех пор, как нанотехнологии были на государственном уровне признаны одним из главных приоритетов развития российской науки, ситуация начинает меняться буквально на глазах. Большую роль сыграло и принятие Программы развития наноиндустрии на 2009–2015 год. В основном за счет того, что она четко определила приоритеты и конкретные инструменты выполнения инициативы Президента «Стратегия развития наноиндустрии». В результате ситуация складывается очень даже не плохо. Уверен, что в ближайшие 10–15 лет нас ждет существенный скачок в этой сфере, мы сможет занять достойное положение на мировом рынке развития наноиндустрии.

То есть нельзя сказать, что Россия в области нанотехнологий существенно отстает от мировой науки? Насколько наша страна интегрирована в мировое научное сообщество в этих вопросах? Каковы перспективы сотрудничества с мировыми лидерами?

Российские ученые работают в непосредственном контакте со своими зарубежными коллегами. Сегодня осуществляется большое число международных проектов в области нанотехнологий и наноиндустрии. В том числе, естественно, Россия тесно сотрудничает с мировыми лидерами в этой области. Например, наш университет ведет крупные совместные разработки с зарубежными коллегами в различных областях науки. Уже сегодня НИЯУ «МИФИ» зарекомендовал себя в качестве одного из ведущих игроков на мировом рынке образовательных услуг в области ядерных технологий. Например, именно мы обеспечиваем кадровое сопровождение международных проектов Госкорпорации «Росатом».

Очень большую роль играет проведение международных форумов по нанотехнологиям в Москве. В этом году Москва примет форум уже третий раз. Первые два RUSNANOTECH доказали, что эта площадка невероятно перспективна для общения с представителями мирового сообщества как в области обмена идеями и разработками, так и в плане заключения международных контрактов.

В результате, как Вы оцениваете развитие российской науки в области нанотехнологий? Что Вы считаете нужным сделать для ее модернизации?

Сегодня мы уверенно выходим на вполне достойный международный уровень. Ведется много новых перспективных разработок в самых разных сферах науки и отраслях экономики. Очень большую роль играет поддержка государства. Буквально в последние год-два мы начали преодолевать нехватку технологического оборудования нужного уровня и качества. Того, на котором возможно проведение исследований в области нанотехнологий. Но все-таки пока речь идет о предоставлении или помощи в закупках необходимого оборудования несколькими крупнейшими федеральными исследовательскими центрами. Наверное, уровень модернизации мог бы существенно повыситься в самые короткие сроки, если бы большее значение придавалось комплектации необходимым оборудованием региональных исследовательских центров.

Отчасти выходом может стать объединение национальных исследовательских центров всей страны, работающих в области нанотехнологий, которую сегодня проводим мы совместно с Госкорпорацией «Роснано».

Михаил Николаевич, как Вы оцениваете систему подготовки кадров для наноиндустрии в стране? Что Вы считаете нужно сделать для ее модернизации?

Система подготовки кадров для наноиндустрии сегодня развивается невероятно успешно. Причем, развивается по лучшим мировым сценариям. Здесь есть небольшой плюс нашего отставания. Так как это позволяет учиться на чужих ошибках и стараться не повторять их. Очень важно, что система подготовки кадров сегодня начинается буквально со средней школы. В РОСНАНО сегодня действует специальная школьная комиссия, основная задача которой интеграция школ всей России, которые предполагают развивать у себя преподавание дисциплин в области нанотехнологий. Поощрение начинаний таких школ, предоставление им необходимого оборудования.

Лига школ РОСНАНО проводит семинары во время школьных каникул. На уроках в школах дети с самого раннего возраста начинают узнавать, что такое нанотехнологии, какую огромную роль они играют в современном мире, насколько глобальна их роль будущем. Недаром говорят, что ХХI век станет веком нанотехнологий. Один из ярких примеров, насколько может быть успешным сотрудничество школы и высшего учебного заведения показывает наша школа при НИЯУ МИФИ, в которой уже не первый год существуют профильные классы, оснащенные современным оборудованием для проведения нанотехнологических опытов. Выпускники этой школы становятся успешными студентами НИЯУ МИФИ, уже обладающими большим запасом знаний.

Для школьников сегодня делается очень много. Очень большой популярностью пользуется проект «Автобус НАНО». Это настоящая передвижная лаборатория, в которой каждый школьник Москвы может увидеть, что такое наночастицы. Провести элементарные опыты с этими невероятно малыми частицами, заинтересоваться предметом.

С 2007 года эта работа ведется на базе научно-образовательных центров, которые действуют на территории всей России. Они развиваются на основе 40 университетов в крупнейших городах России и объединены в единую (нанотехнологическую) сеть. Действуют проекты дистанционного образования. В том числе дистанционного повышения квалификации педагогов школ. Для того чтобы преподавать детям эти интересные, но невероятно сложные дисциплины, причем, преподавать интересно и увлекательно, необходимо постоянно совершенствовать свой запас знаний. Надо отметить, что российские учителя охотно занимаются повышением своей квалификации и готовы осваивать новые дисциплины. Именно для этого создана сетевая система маршрутного обучения «Потенциал».

Детей, начавших получать знания в области нанотехнологий еще в школе, буквально ждут высшие учебные заведения, дающие образование в сфере нанотехнологий. Кроме НИЯУ МИФИ, это такие столпы российской академической и прикладной науки, как МГТУ им. Баумана, МГУ, МФТИ (национальный исследовательский технологический университет, МИСиС) и многие другие.

Только в этом году действует 37 программ, которые ориентированы на подготовку специалистов в области нанотехнологий на уровне магистра. Причем, программ, которые не просто готовят специалистов высочайшего уровня, а готовят их по заказу конкретных предприятий и госкорпораций. Эти выпускники заранее знают, что после окончания вуза им гарантировано трудоустройство по специальности. Сейчас мы рассматриваем возможности заключения договоров о подготовке специалистов на уровне базового бакалавриата.

Считаете ли Вы необходимым разработку профессиональных стандартов подготовки кадров для наноиндустрии?

Профессиональные стандарты – одна из главных задач национальных образовательных центров. Интеграция и модернизация образования не реальна без унификации требований к обладателю диплома по той или иной специальности. Создание и утверждение единых образовательных стандартов и единых образовательных программ имеет очень большую роль для развития отрасли. Ведь оно отражается не только на уровне преподавания. Без этого сложно интегрировать наше образование в международное образовательное сообщество. Создание стандартов упростит положение с дальнейшим трудоустройством. Станут прозрачнее вопросы финансирования и востребованности специальности на рынке труда, в том числе на международном рынке. Не секрет, что любой предприниматель, финансируя исследования, руководствуется возможностью дальнейшего применения результатов исследований, а финансируя оплату обучения, возможностью использовать знания для получения конкретного результата и прибылей. Это касается даже, казалось бы, очень оторванной от действительности академической науки.

Какие наиболее перспективные направления сегодня разрабатываются в Вашем институте, и в каких отраслях науки, а также промышленности они могут быть применимы в дальнейшем? Удовлетворяет ли Вас кадровый состав института с точки зрения достижения поставленных целей?

Мы – Национальный исследовательский ядерный университет. Название говорит само за себя. Среди наиболее крупных направлений также можно назвать гетероструктурную наноэлектронику, СВЧ-электронику, экстремальную и радиационно-стойкую электронику. В 2009 году коллектив НИЯУ МИФИ совместно с нашими коллегами из других институтов завоевал Премию Правительства РФ в области науки и техники за разработку радиационностойкой элементной базы микроэлектроники. Еще одно достижение – создание таблеточного эндоскопа со встроенной камерой и миниатюрным компьютером, позволяющего безболезненно проводить исследование желудочно-кишечного тракта. Наши исследования могут применяться в самых разных отраслях промышленности, в медицине, других областях знаний. Нанотехнологии на самом деле безграничны, как и сферы их потенциального применения.

В НИЯУ МИФИ более 700 квадратных метров выделено под так называемые «Чистые комнаты». Таких больших площадей для проведения высокоточных исследований в области нанотехнологий нет пока практически ни в одном ВУЗе России. Это дает возможность проводить разноплановые исследования, которые могут быть применимы в самых разных отраслях промышленности.

Что касается кадрового потенциала. Уверен, в ближайшие годы профессия «инженер» вернет себе былую славу и почет. Мы стараемся поддерживать своих сотрудников, привлекать новые молодые кадры. Сегодня предлагаются оклады в 30–50 тысяч рублей. Конечно, их нельзя назвать очень высокими, но на такие оклады уже начинают приходить молодые и перспективные работники. Это очень важно, тем более, что сегодня наблюдается некоторый «возрастной провал». В институте работает большое число заслуженных преподавателей, которые с готовностью осваивают новые технологии и направления, но в силу возраста они уходят. Им на смену почти не пришло поколение среднего возраста. С одной стороны это минус, с другой – такая ситуация позволяет делать ставку на молодых. Тех, кому сейчас 30 и даже до 30. Я не боюсь доверять молодым сотрудникам достаточно ответственные должности.

Как Вы оцениваете уровень студентов и аспирантов, которые сегодня обучаются в России по специальностям, связанным с нанотехнологиями? Насколько их работа будет востребована в России в ближайшие 10–15 лет?

Достаточно высокий. Сегодня школьники хорошо готовятся к поступлению в профильный ВУЗ. Дополнительную поддержку высокому качеству образования дают профильные школы, про которые мы уже говорили. Все учебные заведения, которые входят в систему Национальных образовательных центров, оснащаются самым современным и высококлассным оборудованием, занятия проводят лучшие специалисты в различных областях науки. Дополнительной гарантией стремления студентов и аспирантов к получению высокого уровня знаний становятся программы трудоустройства наиболее успешных учащихся крупные госкорпорации, корпорации, научно-исследовательские центры. Например, в Москве сегодня действует программа ежегодного трудоустройства 100 молодых ученых в ведущие компании города. Работа в области нанотехнологий будет чрезвычайно востребована в ближайшие даже не 10–15, а 50 и более лет. Это очень перспективная отрасль, в развитии которой в равной степени высоко заинтересованы и государство, и частный бизнес.

Оказывается ли помощь государством в развитии нанотехнологий в России? Достаточна ли она?

Еще в начале века Владимир Владимирович Путин назвал развитие нанотехнологии в числе приоритетных направлений развития государства. В дальнейшем этот курс неоднократно подтверждался в федеральных Постановлениях, Программах развития отрасли до 2010 и 2015 года. Только на финансирование исследований в области нанотехнологий мы ежегодно получаем финансирование в 400 миллионов рублей от государства и аналогичную сумму от Госкорпорации «Росатом». Эта программа рассчитана на 10 лет. Так что финансирование вполне достойное, хотя, как говорится, денег много не бывает.

Достаточна ли информационно-аналитическая поддержка развития инфраструктуры наноиндустрии в России?

Сразу можно назвать несколько крупных информационных проектов, которые работают в сфере нанотехнологий: Нанопортал, портал Нанометр, портал Наноньюс, «бумажные» журналы, которые публикуют информацию в этой области науки. Нанотехнологии очень интересны как научному сообществу, так и рядовому обывателю. Можно отметить разве что некоторую недостаточность информации на уровне неподготовленного к научным терминам и умным научным мыслям читателя. А работа в этом направлении очень важна для популяризации нанотехнологий в обществе. И, возможно, стоило бы обратить внимание на консолидацию этих информационных ресурсов.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.5 (4 votes)
Источник(и):

Федеральный интернет-портал Нанотехнологии и наноматериалы