Больше половины компаний «Роснано» уже заказывают R&D в вузах

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Недавно Минобрнауки объявило о новом конкурсе: на субсидирование кооперации бизнеса и вузов будет выделено, в общей сложности, 19 миллиардов рублей. На эти деньги предприятия смогут заказывать в вузах исследования и разработки.

О новом конкурсе мы беседуем с Еленой Соболевой, директором департамента образовательных программ «Роснано». Привлекает ли конкурс компании, поддержанные «Роснано»? Если да, то сколько их может в нём участвовать?

persone-soboleva.jpgЕлена Соболева:
«Без высококвалифицированных кадров
создание новой экономики невозможно».[image left]

Да, участие в этом конкурсе наверняка покажется привлекательным проектным компаниям «Роснано», поскольку этот проект направлен на развитие их бизнеса, построенного на новых научных идеях и разработках. Из компаний, создаваемых при поддержке госкорпорации, в проекте, вероятно, будут участвовать многие, но не все, поскольку они сейчас переживают сложный организационный период правового и производственного становления, закупки оборудования, кадрового укомплектования и т.п. Кроме того, у проектных компаний «Роснано» есть и другие возможности сотрудничества с вузами в части совместной научной деятельности.

Как оцениваете условия для участия? Например, ограничение круга исполнителей лишь вузами, а не НИИ?

Минобрнауки уже несколько лет ведёт масштабные проекты, которые нацелены на развитие исследований в вузах и научных институтах страны. Например, создание и поддержка научно-образовательных центров по нанотехнологиям, в том числе на базе НИИ. Что же касается данного конкурса и стоящего за ним проекта, то тут есть вполне определённые цели и задачи, отсюда и условия. Пожалуй, главная из этих целей – развитие научно-технического потенциала вузов и повышение на этой основе качества подготовки специалистов для инновационной экономики.

Без высококвалифицированных кадров создание новой экономики невозможно, а подготовка персонала необходимой квалификации, в свою очередь, во многом зависит от того, насколько система профессионального образования близка к экономике. Таким образом, проект решает несколько задач, включая научную и технологическую подпитку высокотехнологичных предприятий со стороны академического сообщества, но все они связаны с развитием именно такого партнёрства: предприятие–вуз.

Какова Ваша оценка предполагаемого интереса российского инновационного бизнеса к данному конкурсу? Сколько будет участников, какие вузы станут лидерами-исполнителями НИОКР?

Интерес бизнеса можно оценить как потенциально достаточно высокий, в том числе потому, что у компаний в последние годы появились сильные партнёры – вузы. Благодаря нацпроекту «Образование», конкурсу на присвоение статуса исследовательского университета и другим крупным госпроектам они значительно укрепили свои позиции как в части материально-технического и технологического оснащения для проведения НИОКР, так и в части налаживания связей с рынком труда. Именно эта когорта вузов, а их сейчас порядка ста, будет участвовать в проекте со стороны системы образования, более того, большинство из них, скорее всего, выступят инициаторами участия в конкурсе в планируемых партнёрских связках.

По поводу возможного количества участников можно сказать лишь, что их будет от 60 до 100, если сопоставить цифры в конкурсной документации.

Ведутся ли уже сейчас в вузах НИОКР по заказам компаний «Роснано»? Можете привести примеры?

Можно предположить, что более половины проектных компаний, создаваемых при участии «Роснано», заказывают научные исследования и разработки в вузах. Это предположение строится на том, что ряд технологий, ставших основой создания этих компаний, родились именно в вузах и проекты были инициированы учебными заведениями. В других случаях технологии разрабатывались при участии вузовской профессуры.

В немалой степени и сама госкорпорация содействует тому, чтобы у её проектных компаний и вузов появилась платформа для научного сотрудничества: по заказу «Роснано» вузы ведут образовательные программы для инженерного состава проектных компаний.

В этих рамках сотрудничество выстраивается достаточно естественно: работники компаний под руководством вузовских учёных выполняют учебные задания, являющиеся одновременно прикладными технологическими задачами, которые ставит перед ними предприятие.

В качестве примера можно привести санкт-петербургскую компанию «Вириал». Благодаря сотрудничеству с «Роснано», ей удалось возродить отдел перспективных исследований, пострадавший на предприятии в результате экономического кризиса, и сейчас, когда завершается заказанная компанией образовательная программа, она получает более десяти новых разработок, выполненных её инженерами при участии преподавателей пяти вузов Санкт-Петербурга и сотрудников Института химии силикатов РАН.

Что в наибольшей степени сдерживает кооперацию бизнеса и вузов/НИИ в России?

Главная причина недостаточно развитого сотрудничества учебных заведений и бизнеса в области R&D – не технологическая отсталость вузов (как уже упоминалось, многие из них уже очень хорошо оснащены) и даже не отсутствие запроса на разработки. Есть основания полагать, что существенным препятствием является сохраняющееся недоверие бизнеса к возможностям вузов в области прикладных исследований и разработок. А недоверие, в свою очередь, строится на устаревших представлениях бизнеса об этих возможностях. Начавшийся проект призван разрушить стереотипы и открыть обеим сторонам путь к долгосрочному и взаимовыгодному сотрудничеству.

Автор: Иван Σ Стерлигов

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4 (1 vote)
Источник(и):

Strf.ru