«Главный инноватор сейчас — государство, но так быть не должно»

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

UNOVA предложила ведущим игрокам рынка инноваций и венчурных инвестиций оценить итоги инновационной активности в России в первом полугодии 2010 года

Формальным поводом послужил доклад, подготовленный Национальной ассоциацией инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ), в котором зафиксирован рост количества инновационных проектов на 32% (выше показателя прошлого года на 15%). Это, пожалуй, первое, что бросается в глаза при чтении документа (см. материал UNOVA за 14 августа). Эксперты ассоциации связывает такой рост с высокой активностью государства в инновационной сфере. В 2009 году общий уровень государственных субсидий на развитие инновационных программ и проектов оценивался ассоциацией в 1,3 трлн. рублей.

Вместе с тем, доля промышленных предприятий, внедряющих инновационные продукты за последние полгода, хотя и незначительно, но сократилась с 9,2% до 9,1%, тогда как этот показатель в европейских странах остается в четыре раза выше, – отмечается в докладе НАИРИТ.

Количество молодежных проектов и студенческих стартапов выросло за последние полгода на 37%. Но, по данным социологического опроса, проведенного ассоциацией, в июне текущего года интерес у молодежи к инновационному бизнесу снизился на 9%. В опросе приняли участие более 2 тыс. студентов из 48 московских и региональных технических ВУЗов. «Такое противоречие можно объяснить тем, что рост числа проектов искусственно инициирован заказом со стороны профильных чиновников, стремящихся продемонстрировать высокую инновационную активность в стране», – говорится в тексте доклада.

Данные собирались на основе анкетирования и телефонных опросов представителей компаний, которые были в выборке НАИРИТ, рассказал председатель правления НАИРИТ Николай Никольский.

«К сожалению изменения со спросом на инновации пока неутешительные, – говорит Николай Никольский. – В случае с интересом молодежи к инновациям – 2 года назад был серьезный всплеск, каждый второй пытался сделать свой стартап. Многие столкнулись с бюрократическими проволочками, и теперь среди студентов интерес к инновациям действительно падает».

Полгода – не показатель

«Самое интересное в инновационном мире делается не государством и не вокруг него. Это так у нас несчастливо жизнь сложилась, что главный инноватор сейчас – государство, а вообще так бы быть не должно, – комментирует инновационные итоги полугодия научный руководитель Инновационного института при МФТИ, руководитель стартапа Sadko Mobile Юрий Аммосов. – Лучшую инновацию делают в частном секторе и для частного сектора. Исключением можно считать разве что полет Гагарина».

Полугодие – слишком короткий срок, чтобы оценивать инновационные результаты, убежден бизнесмен. «Я не делю инновационный процесс на полугодия даже в своей голове, поскольку это процесс, а у процесса нет ни начала, ни конца, на то он и процесс. Полгода для любой инновации слишком мало, чтоб верифицироваться и слишком мало, чтоб быть созданной. Мои личные результаты очень неплохи – я создал новую инновацию, которую запускаю в конце августа», – заявил UNOVA эксперт.

«В области госполитики я вижу, как Сколково превращается из проекта градостроительного в процесс налогово-льготно-виртуальный, и это мне нравится в чем-то даже больше», – говорит Юрий Аммосов.

Погрешность в инструментах

Директор Агентства по развитию инновационного предпринимательства Алексей Костров объясняет снижение спроса на инновации в России погрешностью в измерениях.

«Сложно говорить об этом, поскольку механизмы государственной поддержки до конца не реализованы. Пока только накапливается критический объем инструментов поддержки инновационной сферы. В целом я оцениваю результаты полугодия положительно. В этом году внимание государства к инновационным программам серьезно возросло», – пояснил UNOVA Алексей Костров.

В СБАР отмечают интерес инвесторов к seed и start up

По мнению заместителя исполнительного директора НП «Некоммерческое партнерство бизнес-ангелов» (СБАР) Вадима Стреналюка спрос на инновационные продукты, напротив, только вырос.

«Для меня это довольно неожиданные цифры, – комментирует он результаты исследования НАИРИТ. – Я не заметил снижения спроса. С одной стороны возрос интерес инвесторов к проектам на стадии seed и start up. С другой стороны, за счет высокомаржинальности инновационных продуктов интерес к ним также вырос».

«Спрос на инновации – условный показатель»

Менеджер по маркетингу Softline Venture Partners Максим Чеботарев положительно рассматривает эффективность государственных программ поддержки инноваций в десятилетней перспективе.

«Снижение спроса на инновации является условным показателем, а главными показателями являются именно увеличение количества новых проектов и инноваторов. В стране рынок инноваций до конца не сформирован, и наибольшее значение имеет именно этот показатель, который демонстрирует рост количества проектов на 15%, это действительно много. С моей точки зрения, последнее полугодие для инноваций стало очень позитивным – государство начинает формировать экосистему поддержки и развития инноваций, что при правильном планировании и исполнении позволит вывести российские технологические инновации на новый уровень в десятилетней перспективе», – надеется Чеботарев.

Статистика

Сегодня в России действует около 4 тыс научно-исследовательских института и более 40 тыс инновационных компаний. По данным НАИРИТ, их общий потенциал на сегодня составляет 8 – 10 тыс. проектов в год. 19,4% из них составляют информационно телекоммуникационные технологии. 17,6% – биотехнологии и медицина, 11,3 – энергетика и энергосбережения.

В марте текущего года, согласно информации ассоциации, уровень «утечки мозгов» из России вернулся к рекордному уровню 2006 года. За 2009 год из России уехали 6100 научных специалистов.

Автор публикации: Алексей Гусаков

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 3.7 (3 votes)
Источник(и):

Unova