Игорь Санин, StartupIndex: «Американские инвесторы далеко впереди: им неинтересно, что происходит в хвосте»

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Инвестиционное агентство StartupIndex провело на Russian Internet Week секцию под названием «Окно в Европу». UNOVA расспросила Игоря Санина, директора по аналитике компании о том, как отечественные стартапы осваиваются за рубежом, почему предпочитают Европу Калифорнии и каким образом нынешняя рыночная ситуация заставляет инвесторов разыскивать интересные проекты.

В рамках программы StartupIndex на Russian Internet Week прошел круглый стол, посвященный формированию среды общения стартапов и инвесторов". Как же сейчас формируется эта среда общения? Что в этом процессе формирования нового, а что не меняется на протяжении долгого времени?

Продолжают появляться различные инфраструктурные компании — технопарки, бизнес-инкубаторы, компании-посредники (вроде StartupIndex и StartupPoint), которые помогают молодым проектам получить обратную связь от экспертов и разобраться в бизнес-модели. Стартаперы могут получить помощь в упаковке проекта, подготовке документов и других процессах. Рынок действительно начал формироваться — самих стартапов тоже становится все больше, и качество их — очень медленно, но в целом — растет. То, что осталось неизменным — это, пожалуй, интерес к инновациям, IT. Он как был предыдущие десять лет, так и сохранился.

Еще в апреле эксперты говорили, что “на рынке ходит группа профессиональных стартаперов в поисках инвестиций, и их все прекрасно знают”. Но есть также мнение, что стартапов сейчас много, а возможностей у инвесторов удовлетворить спрос на все идеи мало. Как по-вашему, что ближе к реальности?

Со вторым мнением я категорически не согласен. Я считаю, что у инвесторов денег много. Я часто повторяю, что для рынка сейчас характерна очередь от инвесторов к стартапам, а не наоборот. За хорошие проекты идет борьба. Что касается того, что одни и те же проекты ходят везде — действительно, это так, так было всегда. Просто многие стартапы как тогда не были видны большинству людей на рынке, так и сейчас не видны. Есть кулуарные переговоры, про которые мало кто знает — но они ведутся.

Где стартаперу и инвестору можно найти друг друга?

Вообще я бы сказал, что стартаперу не надо искать инвестора — лучше делать свое дело, и тогда инвестор сам придет. Если все-таки возникла необходимость и проекту не хватает для развития средств, ему нужно использовать все возможности, какие есть. Он может как лично общаться с фондами (и это абсолютно точно нужно делать), так и обращаться в компании, которые помогают в этом. Я не вижу причин, чтобы не использовать все возможные способы.

Как меняются критерии привлекательности стартапов для инвесторов, если меняются вообще?

Многие инвесторы в связи с кризисом начинают более внимательно анализировать риски. Я не могу говорить за всех инвесторов, но многие из них стали рассматривать те проекты, которые имеют более короткий срок окупаемости. То есть проекты, у которых горизонт выхода на самоокупаемость и возврата инвестиций не превышает условные полтора года. Следовательно, это те проекты, в которых можно участвовать не очень долго, успешно капитализировать свою долю и выходить в течение максимум 2–3 лет. В то же время есть инвесторы, которые готовы, несмотря ни на что, покупать перспективные активы и встраивать их в свою продуктовую линейку, а затем монетизировать их не напрямую, а через смежные проекты.

Вырос ли за последнее время уровень самих стартапов? На что они стали больше обращать внимания — если судить хотя бы по субботним презентациям?

Конечно, из-за того, что появляется много инвестиционных компаний, которые помогают стартаперам оформить бизнес-план и презентацию, часто стартапы упакованы лучше. Пожалуй, стартапы стали больше обращать внимание на экономическую составляющую. Если раньше просто приходил творческий человек, который отвечает за технологию, и говорил “у меня проект”, то теперь люди понимают, что бизнес-составляющая обязательно должна быть. Они либо занимаются самообразованием по финансовой части, либо привлекают в команду людей, которые умеют это делать лучше них, умеют просчитать финансовый план, оценить потребность в инвестициях и умеют качественно представить все это инвестору.

уществует ли такой тренд, как стремление стартапов к глобальности? Говорят, что многие смотрят за рубеж и ищут там инвестиций…

Я его не чувствую абсолютно. Из проектов, которые мы отсмотрели, подавляющее большинство смотрит на международный рынок только как на вторую и третью стадии развития. Либо они не смотрят на него вообще, потому что являются аналогами или клонами того, что есть на Западе. У нас очень немного проектов, которые реально могут выйти на мировой рынок. За этот год мы отобрали не больше 20 таких стартапов.

А почему мероприятие Startupindex на RIW проходило под девизом “Окно в Европу”?

Баланса спроса и предложения сейчас нет. Есть сильный крен в сторону спроса со стороны инвесторов

Баланса спроса и предложения сейчас нет. Есть сильный крен в сторону спроса со стороны инвесторов. Есть реальные международные игроки — европейские, заокеанские — которые готовы входить в российские проекты с тем, чтобы уже существующие портфельные компании за счет синергии, приобретать российские компании и усиливать свои продукты. У них есть такой интерес — мы общаемся как раз с испанским фондом, в Германии будем активно работать. Но этот спрос пока не может быть в полной мере удовлетворен, потому что предложение в России достаточно низкое. Многие стартапы предлагают только локальные вещи, которые в Европе использованы быть не могут. Поэтому мы собрали проекты с международными амбициями, которые успешно развиваются в России и способны в дальнейшем интегрироваться в европейское пространство. И предложили эти проекты для рассмотрения тем партнерам, с которыми мы работаем и с которыми еще, может быть, кто-нибудь работает на российском рынке.

В чем, по-вашему, причины такого успеха Zingaya, который в субботу выиграл первое место на конкурсе StartupIndex и поедет в Европу?

У Zingaya в России и Восточной Европе нет аналогов — это действительно востребованная история. Раньше они продавали сервис, а сейчас они предлагают платформу — таким образом, что компании могут использовать для своих нужд любым способом голосовые услуги VoIP в любых flash-приложениях. Естественно, это говорит о востребованности Zingaya — у них хорошо растут продажи, они, насколько я знаю, вышли на самоокупаемость, они давно занимаются этим проектом. Просто в России пока видимо не нашелся тот инвестор, который понимал бы эту тему и мог бы более точно прогнозировать, что будет на этом рынке в ближайшие два-три года. Наверное, поэтому наши зарубежные эксперты обратили внимание на Zingaya — они хорошо разбираются в VoIP-услугах, понимают, куда это может прийти, и поэтому дали проекту высокую оценку.

Почему, кстати, именно в Европу, а не в Америку — в Силиконовую долину, например?

В Париж их отправили потому, что в декабре там будет проходить одна из крупнейших европейских конференций по Web 2.0 LeWeb. Собираются там все крупнейшие мировые лидеры Web 2.0 компаний — от Google до TechCrunch. Zingaya нужно быть там представителями из России — как прорывному и качественному проекту, который не стыдно показать на европейское арене.

Почему вы пригласили европейских, а не американских инвесторов?

Нам кажется, что американский рынок достаточно закрытый. Мы пока не видим интереса из США к тому, что происходит в России. Они далеко впереди — и смотреть на то, что происходит в хвосте, им не очень интересно. В этом плане Европа не настолько далеко ушла вперед, чтобы не могла оборачиваться назад. То есть мы находимся на двух-трех соседних ступенях и можем идти вперед дальше вместе. Европейская платформа, если говорить в перспективе, будет более благоприятна для таких инициатив.

Автор публикации: Никита Величко
Фото:moikrug.ru

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4 (1 vote)
Источник(и):

Unova.ru