Нанотехнологов трудоустроили

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

В Белгородском государственном университете (БелГУ) состоялся первый выпуск по специальности «наноматериалы» базовой кафедры «наноматериалы и нанотехнологии» при Научном центре РАН в Черноголовке.

Все первые пять выпускников останутся при БелГУ, продолжая учёбу в аспирантуре. Профессор Юрий Колобов, заведующий кафедрой, рассказал STRF.ru об особенностях учебного процесса нанотехнологического образования в подмосковном научном центре.

Справка STRF.ru:
Колобов Юрий Романович, доктор физико-математических наук, профессор, специалист в области физического материаловедения и разработки технологии получения наноструктурных металлических и композиционных материалов технического и медицинского назначения. Возглавляет научно-образовательный и инновационный центр наноструктурных материалов и нанотехнологий БелГУ

strf-kolobov-v-centre.JPG Юрий Колобов (в центре): «Для обучения студентов по специальности
“наноматериалы и нанотехнологии” мы решили привлечь
научные силы Подмосковья»

Юрий Романович, почему для базовой кафедры наноматериалов была выбрана Черноголовка?

Черноголовка идеально подходит для наших целей, потому что это не Москва, где молодые люди могут разбежаться по фирмам или по увеселительным заведениям. Студентами кафедры становятся в основном магистры и учащиеся старших курсов. Для выполнения дипломной работы или магистерской диссертации к каждому молодому человеку прикрепляется научный руководитель из числа сотрудников академического института. Количество докторов наук, специализирующихся в материаловедении в Санкт-Петербурге, Томске исчисляется сотнями, в Москве – тысячами, а в Белгороде учёных-материаловедов такого уровня, у которых есть работы по «нано», – единицы. Поэтому для обучения студентов по специальности «наноматериалы и нанотехнологии» мы решили привлечь научные силы Подмосковья. Институты РАН в Черноголовке поддержали предложение БелГУ, в том числе и потому, что испытывают большую потребность в молодых специалистах.

У себя в БелГУ мы лицензировали специальность «наноматериалы» пять лет назад, летом 2005 года, и уже осенью того же года начали обучать семь первых студентов. Во многих российских вузах с прошлого года идёт процесс организации таких кафедр. В нашем университете их создано около тринадцати. Наша базовая кафедра подписала соглашение между президиумом черноголовского отделения РАН и БелГУ. Эта кафедра – межфакультетская, то есть в университете она взаимодействует с тремя факультетами – физическим, биолого-химическим, медицинским, а со стороны Черноголовки – с тремя академическими институтами – Институтом проблем химической физики РАН, Институтом физики твёрдого тела РАН, Институтом физиологически активных веществ РАН.

Создание такой кафедры в Черноголовке очень важно для провинциального Белгорода. Уже сейчас здесь есть крупные проекты, например, кафедра материаловедения и нанотехнологий физического факультета. Обучение на таких кафедрах очень серьёзное, это соединение вузовской науки и образовательного процесса с соответствующими фундаментальными исследованиями в академическом институте, которые будут выполнять магистры, аспиранты и докторанты. Сейчас такое взаимодействие реализуется полным ходом.

Сколько человек обучается на кафедре?

На пятом курсе – 5 человек, на четвёртом – 15, на третьем – уже 27. В целом, как отмечено выше, межфакультетская кафедра будет организовывать работу студентов трёх факультетов БелГУ. Скоро мы начнём налаживать организацию работы групп студентов БелГУ с институтами Научного центра РАН в Черноголовке.

Практическая сторона вопроса: где в таком случае будут жить студенты?

Белгородские студенты часть учебного года будут проводить в Белгороде, часть – в Черноголовке. Пока что предполагается, что они будут жить в общежитиях, но в случае нехватки мест мы готовы расселять их по съёмным квартирам.

Те наши студенты, которые успешно учатся, работают у нас на полставки уже весь год, а потом два месяца на полную ставку (у нас большой объём госконтрактов и договоров) обеспечены заведомо, за счёт средств научно-образовательного центра «Наноструктурные материалы и нанотехнологии» БелГУ, я – его научный руководитель. На период практики в Черноголовке мы принимаем всех студентов на работу. Например, за границей учащийся устраивается на бензоколонку и за два месяца зарабатывает оплату на обучение за весь год.

Так и в Черноголовке: студент заработает деньги на своё проживание в течение стажировки здесь и заодно проведёт важную исследовательскую работу.

Так и в Черноголовке: студент заработает деньги на своё проживание в течение стажировки здесь и заодно проведёт важную исследовательскую работу.

В Белгороде нет ни одного академического института, поэтому многие родители, отправляя детей на стажировку в ведущий Научный центр РАН в Черноголовке, воспринимают это как поездку «за границу».

Чем отличается студент, который занимается нанотехнологиями, от обычного материаловеда?

Думаю, вообще нельзя говорить о том, что всё, что со словом «нано», – что-то удивительное… Есть разные точки зрения. Одни люди считают, что нужно как-то по-другому учить при мультидисциплинарном образовании, каким является нанотехнологическое, другие не согласны с этим. Я – сторонник классического образования: сначала надо научить основам физики, химии, математики, преподать классические курсы. Потом, когда студенты начинают на втором-третьем курсе работать в научной лаборатории, они смогут применять базовое образование к решению проблем, которые относятся к нанотехнологиям или созданию наноматериалов. Мне кажется, что принципиального различия в подготовке будущих нанотехнологов или просто технологов, материаловедов, физиков и других классических специалистов не должно быть.

принципиального различия в подготовке будущих нанотехнологов или просто технологов, материаловедов, физиков и других классических специалистов не должно быть.

Хотя есть группа энтузиастов, которая считает, что весь учебный процесс надо кардинально переделать с учётом неких новых требований к специалистам по «нано».

Каким образом?

С первого курса можно ввести междисциплинарное образование, тогда студенты с самого начала будут мыслить «по-другому», но я в это не верю.

Какая специализация начинается у ваших студентов с 3 курса?

У нас инженерная специальность – наноматериалы, и наши студенты должны быть и инженерами-исследователями, и инженерами-практиками.

Когда они приступают к выполнению научной работы, они делятся на теоретиков, экспериментаторов и технологов. Теоретики занимаются компьютерным моделированием, аналитическими моделями (у нас есть такая лаборатория). Из них формируются настоящие специалисты, хотя они официально получают инженерное образование. Университетские базовые предметы все студенты проходят на первых курсах – по математике и физике.

Квантовую механику они изучают?

Да, изучают, но не в том объёме, какой подразумевает стандартный университетский курс, а несколько меньший. Зато студенты слушают расширенные курсы, прямо относящиеся к структуре и свойствам наноматериалов, например, по физике твёрдого тела, фазовым превращениям, процессам на поверхностях раздела. То есть они получают уровень того же материаловедческого образования, который примерно соответствует близким специальностям в МИСиСе, МИФИ, Томском госуниверситете и других ведущих вузах. Мы координируем свои учебные процессы, например, взаимодействуем с МИСиСом, в частности, с кафедрой физической химии.

Легко ли выпускники вашей кафедры найдут работу?

Первые пять выпускников будут трудоустроены в университете. В следующем году дипломы получат уже 15 человек. Ребята смогут продолжить обучение в аспирантуре, начать работать на малых предприятиях, которые открываются. Постепенно в Черноголовке появляются дополнительные возможности для трудоустройства, поскольку ежегодно по 30 человек на предприятия Белгорода приводить не будешь – это не просто сделать и в крупных центрах. Но для следующих 15 выпускников я проблем не вижу. Очередных 30 человек через два года (когда заработает программа ГК «Роснано», в соответствии с которой в России должна производиться продукция, связанная с новыми разработками по наноматериалам и нанотехнологиям в будущем на 900 миллиардов рублей) всех должны расхватать. Однако мы подсчитали и пришли к выводу: столько специалистов, сколько в будущем потребуется российской наноиндустрии, нам не подготовить.

Автор: Мария Σ Морозова при участии Дмитрия Чулкина

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (2 votes)
Источник(и):

Strf.ru