PR от «Роснано»: чернила для невозможных поверхностей

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Как пройти путь от фирмы, продающей в России китайскую продукцию, до инновационной компании, которую на международной выставке Анатолий Чубайс представляет Дмитрию Медведеву? История успеха новосибирской Sun – разработчика наночернил – интересна именно с этой точки зрения.

strf-bulvar300.jpg
strf-chebur300.jpgПример использования наночернил на
различных поверхностях (керамика и
керамогранит)

Китайский старт

Компания, основанная 12 лет назад, изначально занималась закупкой в Китае материалов для производства наружной рекламы. С 2003 года стала представителем китайской компании, производящей печатное оборудование, превратившись за первые два года в крупнейшего поставщика в России. Вместе с оборудованием компания продавала ещё и чернила для печати. Долгое время их возили из Китая, правда, качество оставляло желать лучшего. К тому же постоянно возникали проблемы с поставками, особенно в зимнее время, когда чернила нередко перемерзали и становились непригодными. После того как однажды была куплена бракованная партия, а китайцы открестились от претензий, российские бизнесмены решили организовать собственное производство. Это был 2005 год. Начали со сбора информации: посещали химические выставки и производства, консультировались со специалистами. И в результате методом проб и ошибок создали рецептуру чернил – ниоткуда не скопированную, на основе данных из открытых источников. Это можно считать стартом инновационной деятельности компании. В июне 2006 года состоялся официальный запуск завода (помещения под цех арендовали), где началось производство. За выпуском собственных чернил последовала и разработка собственных принтеров (уже через год было создано их производство). Сначала специалисты сделали базу, потом – корпус и программное обеспечение. В конечном итоге дошли до создания комплекта электроники для управления принтером, что считается довольно сложным делом (в мире этим занимается только несколько компаний).

В чём хитрость?

Создавая свою рецептуру чернил, в Sun сразу же решили сделать нечто новое, чего нет в мире. С помощью УФ-материалов можно было печатать на большом спектре поверхностей, технология была освоена. Новосибирцы в качестве источника УФ-излучения стали использовать светодиоды. Их плюсы известны: длительный срок службы – от 50 до 100 тысяч часов, низкое энергопотребление, высокий КПД. Если у лампы он не выше одного процента, то у светодиодов – 15–25 процентов.

«Попытки создать работающую технологию с помощью светодиодов предпринимались и крупными мировыми производителями, – рассказывает Олег Марков, менеджер по проектам инновационной компании Sun. – Но никто так и не смог сделать пригодную модель. Постоянно возникали какие-то технические препятствия. Мы были первыми в мире, кто представил эту технологию работоспособной. В отличие от других компаний мы сразу сделали готовый продукт и представили его на одной из международных выставок. Многим трудно было поверить, что использованы светодиоды, а не лампы. Приходилось показывать, раскручивать станок, объяснять, что там нет никаких хитростей».

strf-montazh1_600.jpg Цех по производству принтеров

Успешное технологическое решение удалось найти благодаря тому, что в компании бок о бок работали технические специалисты (инженеры, электронщики, конструктора и т.п.) и физики-химики. Они постоянно взаимодействовали, ставили друг другу задачи и сообща шли к одной цели. Технологии запатентованы, сейчас на рассмотрении находится международная заявка.

Случайная встреча с неслучайными последствиями

История сотрудничества с «Роснано» началась случайно, заверяет Олег Марков:

«В Екатеринбурге проходила выставка-ярмарка, на которой мы хотели найти потенциальных инвесторов. И там на нас обратил внимание Анатолий Чубайс (намеренно встречи с главой “Роснано” мы не искали). Просто он подошёл, посмотрел. Да, мы честно заявляли, что в наших товарах имеется нанотехнологическая составляющая, которая обеспечивает универсальность продукта. Благодаря нанокомпонентам одна разновидность наших чернил позволяет печатать практически на всех видах материалов – стекле, металле, керамике, пластике, – в то время как у конкурентов под каждый материал существовал свой вид чернил. А замена их – лишний расход и трата времени – порядка двух часов».

Следующая встреча представителей Sun и «Роснано» произошла уже через несколько месяцев на инвестиционном форуме в Санкт-Петербурге, где поступило официальное предложение о сотрудничестве. Это было 8 ноября 2008 года.

Рассмотрение заявки – от подачи в «Роснано» до подписания всех согласовательных документов (в финале своё одобрение засвидетельствовал министр Андрей Фурсенко) – заняло почти год.

Согласно регламенту «Роснано», на рассмотрение заявки отводится 6 месяцев. У Sun это заняло в два раза больше времени, и это притом, что проект шёл достаточно ровно: все экспертизы проходили с хорошим средним баллом (9 из 10) и почти без замечаний.

«По роду своей деятельности мне приходится отслеживать все публичные сообщения о развитии наноотрасли в России, – рассказывает Олег Марков. – Мне часто попадаются отзывы, в том числе негативные, о “Роснано” – дескать, и деньги они расходуют неправильно, и получить финансирование у них маловероятно: из 1000 проектов одобрение заслуживает каждый десятый. На самом деле многие критические замечания напрасны. Об этом я могу заявлять ответственно, так как лично контролировал прохождение заявки и вплотную общался с представителями “Роснано” почти год. Сами сотрудники госкорпорации не влияют на конечный результат, все экспертизы независимые. Во внутренних документах пишется “Эксперт № 1”, “Эксперт № 2” и т.д.».

Как объясняет Марков, заявки не проходят обычно по трём причинам: либо в проектах нет нанотехнологической составляющей, либо отсутствует экономическое обоснование (мол, дайте нам денег, и мы попробуем воплотить свою задумку), либо авторы пытаются оспорить законы физики, предлагают нечто вроде «вечного двигателя». Такие проекты даже не рассматриваются, потому что противоречат текущим базовым постулатам науки.

Чернила на миллиард

Совместный проект с «Роснано» рассчитан на 7 лет, цель его – реконструкция и модернизация производства наночернил для высокотехнологичных видов цифровой печати.

Текущие производственные мощности Sun позволяют в месяц выпускать порядка 30 принтеров и 25–30 тонн чернил. По итогам проекта компания выйдет на 100 принтеров и 100 тонн чернил в месяц.

Соответственно, вместо нынешних двух моделей принтеров (третий находится на стадии запуска в производство) будет около десяти, а вместо трёх видов чернил – семь.

Общий бюджет проекта – 1,1 миллиарда рублей. В эту сумму входят и заработанные деньги. Компания Sun была оценена в 350 миллионов рублей. «Роснано» и ОАО «УралСиб» (наличие соинвестора в проекте – обязательное условие; его ищет компания, а госкорпорация одобряет) инвестируют 300 миллионов. Заранее было регламентировано, что доля соинвестора и доля госкорпорации не должна считаться контрольным пакетом акций: 55 процентов акций созданного совместного предприятия (ЗАО) принадлежит генеральному директору Sun (он же председатель совета директоров, учредитель компании-заявителя), 20 процентов – ОАО «УралСиб» и 25 процентов – правительству РФ через госкорпорацию «Роснано».

Средства, которые дают «Роснано» и «УралСиб», предназначены только на основные нужды: закупку оборудования, сырья, капитальное строительство и ремонт производственных площадей. Все остальные плановые расходы – зарплаты, участие в выставках и прочее – покрываются исключительно за счёт компании.

Деньги предназначены на этап старта – два года. (Интересно, что заявку одобрили осенью 2009 года, а средства на расчётный счёт компании поступили 1 мая 2010-го.) За семь лет – период возврата бюджетных средств – необходимо выйти на самоокупаемость, вернуть потраченное. В компании сейчас работает около 300 человек. К концу проекта планируется увеличить штат до 15 тысяч. Уже открыты филиалы в Москве, Киеве, Алма-Ате, а также функционируют сервисные площадки в различных городах России.

На Первом канале засветились

«Для нашей компании “Роснано” была не только источником финансирования, но и хорошим PR, – отмечает Олег Марков. – О нас много писали, в том числе в центральной прессе. (“Роснано” присылает ежедневную рассылку, где собирают всю информацию с упоминанием “нано” и “Роснано”.) Например, в “Прожекторпэрисхилтон” на Первом канале нас хорошо “протащили” по поводу чернил для печати. Анатолий Борисович не очень чётко выразился: сказал, что этими чернилами можно печатать на невозможных поверхностях. Эта фраза тут же ушла в народ:


“Что есть невозможные поверхности? Те, которых не существует? Или это небо, облака? Попробуйте напечатать невозможными чернилами на невозможной поверхности!”
Специалисты “Роснано” полностью законспектировали выпуск передачи и прислали нам стенограмму».

Кроме вложений «Роснано» и ОАО «УралСиб», никаких бонусов или налоговых льгот компания не получила. Правда, её охотно приглашают на разные выставки, и часто – бесплатно. Продукцию новосибирцев можно посмотреть, потрогать руками, понаблюдать за процессом. Людям это интересно. Только за прошлый год Sun приняла участие в 30 выставках. Так что удалось «засветиться» и выделиться на фоне других компаний.

Как, например, получилось с «ЭКСПО-2010» в Шанхае. Компания поехала туда в составе новосибирской делегации в середине мая. Каждый месяц экспозиция обновлялась. Но по той причине, что у стенда Sun всегда было не протолкнуться, администрация павильона предложила ей остаться до конца октября – на весь срок проведения выставки.

Когда в Шанхай прибыла российская делегация во главе с президентом Дмитрием Медведевым, компанию лично представлял Анатолий Чубайс. Перед визитом главы государства с продукцией Sun познакомились и другие официальные лица, с которыми раньше не доводилось общаться: Виктор Вексельберг, Виктор Христенко, Геннадий Зюганов…

Резиденты: везде им рады

В начале октября 2010 года компания защитила проект в особой экономической зоне Томской области. Из-за налоговых послаблений и других льгот туда хотят попасть очень многие. Но критерии отбора жёсткие. Новосибирцам удалось их выдержать. Была заранее зарегистрирована компания «Sun Томск», и в ближайшее время там начнёт работу лаборатория разработки светодиодных систем излучения.

strf-montazh3_600.jpg По словам менеджера по проектам Sun Олега Маркова, преимущество компании – гибкость. Она находится на территории России, у неё много складов хранения по стране, так что «доставляем товар практически мгновенно после оплаты»

Кроме того, Sun также является резидентом технопарка Новосибирского академгородка. На его территории компании выделяют площадку для химпроизводства. В ближайшие год-полтора туда обещают подвести коммуникации, после чего начнётся строительство одноэтажного здания, в 50 метрах от которого будет коридор безопасности.

Нет ни кадров, ни льгот

У российских инновационных компаний масса проблем. Хотя с высоких трибун постоянно заявляется об их поддержке, на деле всё оборачивается иначе. Первое – несовершенство нормативной базы. Например, закон обещает: как только в России начинается производство импортозамещающего товара, должны отменяться нулевые пошлины на аналогичный товар из-за рубежа. Sun уже четыре года выпускает чернила, однако все остальные чернила по-прежнему завозятся в страну без пошлины. В результате себестоимость отечественной продукции оказывается примерно такой же, что импортная, так как чернила производятся на европейском сырье.

«Наше преимущество – гибкость, – говорит Олег Марков. – Мы находимся на территории России, поэтому с нами легче и удобнее работать. У нас много складов хранения по стране, так что доставляем товар практически мгновенно после оплаты».

Ещё одна острая проблема компании – кадры. Стараются работать со старшекурсниками, выпускниками вузов, молодыми специалистами, которые уже обладают базовым набором знаний, но ещё не успели «забить» себе голову узкой специализацией. У компании специфическая сфера деятельности, где нужно широкомасштабное мышление. Цифровые технологии давно существуют, а специалистов по технологиям цифровой печати никто не готовит. По согласованию с Минобрнауки год назад была создана школа печатников на базе Новосибирского техникума печати. Нечто подобное есть только в Московском полиграфическом институте.

Планы неНАНОмасштаба

Несмотря на все сложности, компания развивается. Активно рекламирует свои технологии стекольщикам, мебельщикам, декораторам, отделочникам. Продукция реализуется более чем в 40 странах Европы, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока. Пока только рынок США и Канады не охвачен – туда трудно выйти.

Заявив о себе как об инновационной компании, в Sun стали обращаться потенциальные клиенты, которые ставят весьма нетривиальные задачи. Но так как согласно бизнес-плану, всё должно «крутиться» вокруг нанотехнологий, то и заказы принимаются только с этой тематикой. В результате появились электропроводные чернила на основе наночастиц драгоценных металлов, чтобы ими печатать объекты макро- и микроэлектроники, печатные платы. Созданы чернила и принтеры для печати по керамике. Выпустили партию водных чернил для печати фотографий на офисных и бытовых принтерах. Декоративные чернила на основе натурального золота и серебра – ими можно делать инкрустации. Недавно начали ещё одну разработку – чернила для росписи стёкол.

В планах – создание полупроводниковых элементов методом струйной печати. Эта технология в мире не нова. Компании Epson, Sony, Samsung её освоили в промышленном масштабе и делают уже готовые изделия, но им неинтересно снабжать технологиями весь рынок. Поэтому можно развить эту технологию в России, сделав «всё под ключ».

Наконец, ещё одно направление, которое компания стала развивать, – франчайзинг.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.6 (10 votes)
Источник(и):

Strf.ru

Sun-nsk