Секреты конкурсных заявок

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Более ста вузовских работников со всей России собрались на очередном семинаре Министерства образования и науки РФ, чтобы получить разъяснения по конкурсу привлечения ведущих учёных мира (220-е постановление правительства).

Хотя этому проекту посвящён отдельный сайт, а специалисты ведомства постоянно консультируют вузы по телефону, отвечают на вопросы по электронной почте и непосредственно в живом общении – на семинарах, остаётся ещё немало нюансов, которые всплывают при подготовке конкурсных заявок и ставят в тупик вузовский менеджмент.

Это наглядно продемонстрировал семинар, прошедший 16 июля в здании бывшего Рособразования. На вопросы его участников больше двух часов отвечали Сергей Иванец и Игорь Проценко, директор и замдиректора Департамента международной интеграции Минобрнауки России.

strf-ivanec_bumagi300.jpgСергей Иванец: «По завершении контракта мы
должны оценить результат, на который
повлиял приезд в вуз научной звезды,
посмотреть, насколько эффективно
были потрачены бюджетные средства» strf-procenko300.jpgИгорь Проценко: «При рассмотрении
заявки эксперты в первую очередь будут
обращать внимание не на то, какие
научные исследования предлагает проводить
вуз, а на то, удастся ли при реализации данной
заявки сформировать лабораторию мирового уровня
и обеспечить её дальнейшее развитие
после завершения проекта»

До обсуждения деталей конкурсной документации собравшимся напомнили о сути и целях программы поддержки вузов, на которую Владимир Путин на съезде «Единой России» в конце 2009 года пообещал дополнительно выделить 90 миллиардов рублей в течение трёх лет. Деньги предусмотрены на программы развития федеральных и национальных исследовательских университетов, МГУ и СПбГУ, а также на реализацию трёх постановлений правительства – 218-го, 219-го и 220-го, которые предполагают кооперацию вузов и бизнеса, развитие инновационной инфраструктуры и привлечение ведущих учёных. Деньги выделяются из антикризисного фонда, так что

все три постановления, включая 220-е, посвящены не исключительно научным исследованиям, а в целом – модернизации системы высшего образования России.

«Соответственно, и задачи в данном случае касаются не только развития науки, – подчеркнул Игорь Проценко. – Для нас приоритеты расставлены в следующем порядке. Первое – передача опыта выполнения научных исследований в вузы, формирование здорового климата научной конкуренции в России. Второе – мобилизация научных и управленческих коллективов, чтобы вузы смогли совершить качественный скачок в развитии. И третье – собственно научные исследования».

Постановление № 220 подразумевает привлечение в вузы на конкурсной основе лучших специалистов мира во вновь создаваемые лаборатории. Для этого из федерального бюджета выделят 12 миллиардов рублей. Учитывая, что сумма одного гранта составляет 150 миллионов, то путём нехитрого математического действия можно подсчитать, что количество победителей в конкурсе может достичь порядка 80 человек.

Конкуренция между вузами жёсткая, тем более некоторые из них собираются подавать несколько заявок, то есть намерены привлечь несколько учёных. Всех волнует, кто и как будет оценивать заявки.

Принципиально важно, что половину экспертизы будут проводить англоязычные специалисты на базе научных фондов США и Европы и половину – российские эксперты на базе РФФИ. Министерство образования и науки рекомендует, чтобы для удобства экспертов объём заявки не превышал 100 страниц. И в обязательном порядке, чтобы один том заявки был полностью подготовлен на английском языке. А второй – по желанию и возможности вуза на русском. Но это необязательное требование.

Процедура экспертизы проста. Каждую заявку будут оценивать от трёх до пяти экспертов. Получив конкурсную заявку, они попытаются ответить на 30–40 вопросов (по каждому предусмотрено три варианта ответа). Например: как реализация данного проекта повлияет на модернизацию вуза в целом? Существенно повлияет – одна оценка, повлияет только по данному научному направлению – вторая, и абсолютно не повлияет или ухудшит положение – третья. Когда экспертные заключения будут готовы, их отправят в конкурсный совет, где и определят победителей с учётом всех количественных данных, представленных в виде сводных справок по разным характеристикам деятельности вуза.

«При рассмотрении заявки эксперты в первую очередь будут обращать внимание не на то, какие научные исследования предлагает проводить вуз, а на то, удастся ли при реализации данной заявки сформировать лабораторию мирового уровня и обеспечить её дальнейшее развитие после завершения проекта», – пояснил Игорь Проценко.

strf-6273.jpgПринципиально важно, что половину экспертизы будут проводить англоязычные специалисты на базе научных фондов США и Европы, а половину – российские эксперты РФФИ

Что такое перспективный облик лаборатории и почему его нужно достичь именно через три года, поинтересовались участники семинара. «Вряд ли реально ожидать через год кардинального изменения работы лаборатории и появления у неё нового облика, – сказал Сергей Иванец. – Три года указаны в связи с тем, что это срок первого контракта. Если проект будет признан успешным, то предусмотрена возможность его продлить. Я согласен, что и трёх лет может не хватить, чтобы лаборатория совершила заметный, видимый скачок в развитии. Но в любом случае нам хочется по завершении контракта иметь возможность оценить эффект, который возымел приезд в вуз научной звезды, посмотреть, насколько результативно были потрачены бюджетные средства. Поэтому в заявке мы просим привести показатели, которые вуз собирается достичь по итогам проекта».

Под показателями эффективности выполнения проекта Минобрнауки понимает создание лаборатории, которая будет способна продуктивно и успешно работать после завершения проекта, её сотрудники смогут публиковаться в рейтинговых научных журналах, получать патенты на разработки, выигрывать в новых конкурсах, брать заказы от предприятий и т.д.

Предполагается, что новые лаборатории возглавят ведущие учёные мира – научные звёзды. А люди они занятые, так что вопросы, связанные, в частности, со сроками их фактического пребывания в российских университетах, потребуют тщательного согласования.

Минимальное время работы приглашённого учёного в вузе – крайне болезненная тема – нельзя перераспределять по годам: он должен суммарно отработать четыре месяца в 2011 году и столько же в 2012-ом.

Меньше нельзя, а вот больше – пожалуйста, пояснили представители Минобрнауки. В заявке необходимо указать конкретное количество месяцев, которое учёный выделит для работы. На это время он может взять неоплачиваемый отпуск на своём основном месте работы или договариваться о компенсации рабочего времени из собственной зарплаты, получаемой в России. Кроме того, существует ещё один вариант, который приветствуется Минобрнауки, – делегирование ведущего учёного организацией в российский вуз. Условно говоря, если, например, Boeing отправит в Россию своего специалиста с целью выстроить систему подготовки кадров для своих представительств или партнёров.

strf-6270.jpgМногие вопросы на семинаре касались формальных требований к подготовке заявок. Вплоть до того, какие следует устанавливать поля страницы в документах, каким шрифтом и с каким интервалом набирать текст

Предыдущие материалы по теме

  • Окно в Европу [16.07.2010] Химик Артем Оганов одобрил усилия властей по спасению науки

  • Благие намерения [13.07.2010] Биолог Константин Северинов о новой программе по привлечению ученых

  • Дьявол в деталях [08.07.2010] Биолог Алексей Аравин рассуждает об усилиях властей помочь науке

  • Смутные сомнения [05.07.2010] Физик Александр Мирлин усомнился в способе выведения науки из кризиса

  • Буря в пустыне [02.07.2010] Математик Сергей Фомин оценил попытки властей спасти науку

Никаких рекомендаций по оплате труда ведущего учёного от общего фонда заработной платы нет. В соответствии с трудовым договором все компенсации за командирование, проживание (и другие «статьи») западного учёного осуществляются через выплату вознаграждения. Так что вуз может платить ему по своему усмотрению миллион, два, три миллиона в месяц, чтобы компенсировать все эти расходы.

Участников семинара интересовало также, какие обязательства по созданию новой лаборатории должен взять на себя вуз. Игорь Проценко пояснил, что предусматривается финансово-инфраструктурное обеспечение проекта – это средства, реально затраченные вузом на лабораторию, предоставление оборудования, купленного им на внебюджетные средства или по госконтрактам, интернет, вода, газ, вытяжки и т.д. Все эти вопросы лучше подробно отразить в договоре с учёным. Информация о состоянии инфраструктуры указывается в заявке с учётом проекта и в целом – вуза. У экспертов должно сложиться представление о том, что ведущий учёный приезжает не в голое поле, а туда, где имеется определённая база для появления лаборатории. Не может химико-биологический вуз создать лабораторию по термодинамике – там нет соответствующих специалистов, оборудования.

Многие задаваемые на семинаре вопросы касались формальных требований к подготовке заявок. Вплоть до того, какие следует устанавливать поля страницы в документах, каким шрифтом и с каким интервалом набирать текст. Представители Минобрнауки неоднократно подчёркивали, что по большинству позиций министерство предлагает лишь свои рекомендации. И только некоторые пункты носят обязательный для выполнения характер.

«Те жёсткие требования, которые мы предъявляем к оформлению заявок, относятся, прежде всего, к идентификации руководителя учреждения и самого учреждения, чтобы в дальнейшем при заключении контракта не возникло проблем, – сказал Сергей Иванец. – В том же, что касается формы подачи заявок, оформления, мы в ряде случаев прилагаем свои рекомендации и требования, скорее, для удобства их обработки. Уверяю, что мы не собираемся снимать с конкурса заявки за неправильно проставленную нумерацию страниц или ещё какие-то формальности.

В соответствии с постановлением ни одна заявка не может быть отклонена, все подлежат рассмотрению конкурсным советом независимо от того, что в них написано».

Тем не менее участники семинара настойчиво продолжали задавать вопросы обо всех нюансах оформления заявок, в том числе многих интересовало, как правильно парафировать страницы. «Если вы не сшиваете свою заявку, как это положено у юристов, когда через верёвочку прошито, пронумеровано, скреплено печатью, тогда парафируете каждую страницу, – подробно пояснял Игорь Проценко. – Если сшиваете, нумеруете, скрепляете не на скрепку, а на верёвочку, тогда ставите подпись ректора (лица, которое полномочно парафировать заявку), на тех листах, где это требуется, сзади каждого тома. На обложке подпись и печать необязательны. Там нужно отметить название вуза, тему заявки, направление науки, имя приглашённого учёного. Опись документов (на русском), подпись и печать. В заявку должна быть вшита копия приказа о назначении ректора, заверять её не надо, чтобы мы понимали, что поставленная подпись сделана ректором, а не кем-то другим. Либо требуется нотариальная доверенность на то лицо, которое уполномочено ректором на парафирование заявки. Это единственный документ, который наряду с описью может быть на русском».

Ещё один важный момент: приглашённый учёный не может выдать доверенность на право подписи заявки, необходимо, чтобы он лично подписал её, то есть требуется его оригинальный «автограф».

Конкурсные процедуры планируется начать примерно в десятых числах сентября после выхода приказа о победителях отбора. Средства в полном объёме должны быть перечислены в вузы через неделю после заключения договора.

Более подробно обо всех вопросах можно прочитать на сайте Минобрнауки в разделе «Проекты»/ «Поддержка ведущих университетов»/ «Привлечение ведущих учёных в вузы России» в рубрике «Вопросы и ответы». Там уже размещено примерно 10 страниц текста. Это официальная информация Минобрнауки, на которую вузам следует ориентироваться.

Автор: Марина Σ Муравьёва

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

Strf