Сколково как внутренний оффшор

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Фото:iGorod

21 сентября Госдума приняла в третьем чтении законопроект «Об инновационном центре «Сколково»». Сегодня документ был одобрен Советом Федерации. UNOVA попыталась разобраться, будет ли работать экстерриториальный принцип и не станет ли проект оффшором для «левого» бизнеса.

Законопроект «Об инновационном центре «Сколково»» был внесен президентом в Госдуму 31 мая текущего года. Во внесенном тексте проект Сколково определялся как обособленная территория, на которой созданы специальные условия для исследований и разработок инновационных компаний. Закон определяет общие положения, согласно которым будет функционировать инноград: территорию центра, его инфраструктуру, поселение в Сколково и полномочия управляющей компании.

В первом чтении законопроекта обнаружилась необходимость доработок. Депутатам не понравилось определение резидента инновационного центра. Документ определял участника проекта как «российское юридическое лицо, созданное исключительно для цели осуществления исследовательской деятельности». Далее уточнялось: законодатель понимает исследовательскую деятельность как «осуществление участником проекта исследований и разработок и коммерциализации их результатов». Но, по мнению депутатов, уточнение не вносило ясности.

Рекомендуемые поправки не нашли отражение в принятом Госдумой в третьем чтении документе – как определение участника проекта, так и определение исследовательской деятельности остались теми же. Зато ко второму чтению внимание законодателей переключилось на другую поправку, предложенную президентом Дмитрием Медведевым. Поправка вводила принцип экстерриториальности – то есть сколковские проекты получали возможность пользоваться льготами, не обязательно физически присутствуя в иннограде.

При подготовке законопроекта ко второму чтению депутатам пришлось иметь дело с двумя пакетами поправок – от правительства и от администрации президента. Поправки из администрации пришли за день до второго чтения, что лишило депутатов возможности внести правки, сообщил в своем блоге депутат Госдумы Илья Пономарев. В результате, в определении принципа экстерриториальности возникла путаница. В то время, как отдельный пункт закона до 2014 года позволял проектам не присутствовать в Сколково, в другие пункты закона это присутствие предполагали.

Как выяснилось, третье чтение законопроекта не сняло этого противоречия. Так, например, лицо, осуществляющее реализацию проекта Сколково определяется в принятом законе как «управляющая компания, дочернее общество управляющей компании, участник проекта, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по реализации проекта, <…> а также физическое лицо, осуществляющее трудовую деятельность на территории Центра».

«Текст можно было бы более тщательно доработать», – говорит Илья Пономарев. В документе недостаточно четко прописаны принципы работы сколковского фонда с компаниями. По мнению Ильи Пономарева, если в дальнейшем это не будет сделано, у фискальных органов появится возможность трактовать неточности закона в своих интересах.

Руководители проекта оценивают законопроект положительно. «Сегодня это – отличная платформа для начала практической реализации проекта Сколково», – заявил UNOVA представитель фонда «Сколково» Андрей Шторх.

Виртуальное Сколково

Пока принцип экстерриториальности действует до 2014 года, на время строительства иннограда. Сроки строительства довольно оптимистичны, не исключено, что этот принцип, пока закрепленный в качестве экспериментальной новации, придется продлить, говорит Илья Пономарев. «Я считаю, что этот принцип стоит сделать бессрочным», – добавляет депутат.

Создание виртуального Сколкова, безусловно, полезно, соглашается заведующий кафедрой управления наукой и инновациями ГУ-ВШЭ Борис Салтыков. Но нужно предвидеть законодательные и кадровые трудности, считает эксперт. «В принципе экстерриториальности ничего смертельного нет, – говорит Борис Салтыков. – Сколково – не очень удачное место для размещения объектов. Понятно, что все производство, лаборатории там разместить не удастся».

Насколько будут конкурентноспособны небольшие компании, которые воспользуются экстерриториальностью иннограда, неизвестно, так как для развития системы нужно развивать не только Сколково, убежден научный руководитель Инновационного института при МФТИ Юрий Аммосов.

Объективно экстерриториальность – это хорошо, считает профессор Высшей школы экономики Иван Родионов, однако «если в нашей стране появляется щелка, в нее тут же пролезают слоны и закрывают ее». Проблема в том, что такого рода льготы не всегда удается правильно администрировать – впрочем, это связано скорее не с самим законопроектом, а с его применением. Следовательно, сама идея разумна, но строить, по сути, ничего не надо.

Станет ли Сколково оффшором?

Илья Пономарев убежден, что риска того, что Сколково станет оффшором, нет. «Там будут довольно жесткие требования к компаниям. Если говорить в общем, конечно, это оффшор, только для определенного вида компаний», – говорит депутат.

Риск того, что инноград станет оффшором, будет, если процесс создания центра перестанет быть прозрачным, считает Борис Салтыков. «Понятно, что оффшор у нас понимается как, если бы компания сидела где-то в Сибири, качала нефть и пользовалась бы льготами. Если в Сколково будет все открыто, и экспертный совет, пользующийся общественным доверием, будет отбирать проекты, риска того, что проект станет оффшором, не будет», – говорит Борис Салтыков.

"Ни о каком оффшоре речь не идет, – комментирует Андрей Шторх. – Все участники проекта Сколково будут состоять на учете в едином уполномоченном налоговом органе, который будет определен Минфином, и будут регулярно сдавать туда свою отчетность независимо от места их физического нахождения.


Справка

«Сколково» – ультрасовременный научно-технологический комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий. Как ожидается, комплекс будет построен на территории городского поселения Новоивановское и городского поселения Одинцово, вблизи деревни Сколково, в восточной части Одинцовского района Московской области, в 2 км к западу от МКАД на Сколковском шоссе. Территория «Сколково» – 370 – 380 га. Всего из федерального бюджета на проект планируют выделить 170 млрд руб.

Центр должен одновременно заниматься исследованиями по пяти приоритетным направлениям модернизации – энергетика,информационные технологии, телекоммуникации, биомедицинские технологии, ядерные технологии. В «Сколково» будет действовать особый правовой, налоговый, таможенный и административный режим. Также предлагается освободить организации, участвующие в проекте, от уплаты НДС в течение 10 лет со дня регистрации.

Кроме того, устанавливаются пониженные ставки страховых взносов во внебюджетные фонды для участников проекта: 14% в Пенсионный фонд РФ (для других компаний с 2011 года – 26%), 0% в Фонды социального и обязательного медицинского страхования. Функции управляющей компании будет осуществлять Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково»), созданный в мае 2010 года. Среди учредителей – Российская академия наук, Внешэкономбанк,«Роснано» , МГТУ имени Н.Э.Баумана, «Российская венчурная компания» и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Президент фонда – Виктор Вексельберг (избран на два года).

В проекте инновационного города участвуют крупные зарубежные компании, такие как Nokia, Boieng, Siemens.

Автор публикации: Никита Величко, Алексей Гусаков

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.5 (2 votes)
Источник(и):

Unova.ru