Сколково: взгляд из Дубны

Дубна была широко представлена на Всероссийском инновационном форуме «Россия, вперед!», который проходил 13–14 декабря 2010 года в московской школе управления «Сколково».

logo-dubna.jpg

В дискуссиях на пленарном и секционных заседаниях принимали участие ответственный секретарь наблюдательного совета особой экономической зоны «Дубна» Александр Рац, и.о. директора Объединенного института ядерных исследований профессор Михаил Иткис, помощник директора ОИЯИ по инновационному развитию Александр Рузаев, член бюро Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сфере при Совете при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию, руководитель управления ОИЯИ Андрей Тамонов, руководители ряда компаний – резидентов ОЭЗ «Дубна».

p1070426.jpgГлава группы компаний «Ренова» и координатор проекта «Сколково» Виктор Вексельберг на выставке инновационных проектов резидентов ОЭЗ «Дубна» (апрель 2010 года).

Что полезного для Дубны, развития инновационной деятельности в особой экономической зоне и наукограде в целом дали обсуждения на сколковском форуме?

На этот вопрос отвечает ответственный секретарь наблюдательного совета особой экономической зоны «Дубна» Александр Рац:

  • Стоит отметить, что впервые форум проводился непосредственно в Сколково, с широким представительством участников, от ученых, разработчиков, финансистов до федеральных министров и представителей крупного бизнеса, кого называют олигархами: они там были практически все, и это, наверное, лучшее свидетельство того, что вектор государственной политики действительно может повернуться в сторону инноваций.

В центре обсуждения были многие вопросы, которые тревожат сегодня и нас. Собственно дискуссия на пленарном заседании началась сразу за первым выступлением после вопроса Андрея Тамонова о поддержке инновационных проектов. Ему ответил Анатолий Борисович Чубайс и привел пример дубненского же проекта ДВиН, который сегодня является одним из приоритетных.

А потом дискуссию продолжил представитель Российского нового открытого университета (РосНОУ), который, видимо, во многом под впечатлением от выступлений представителей российских наукоградов на недавней конференции в особой экономической зоне «Дубна», сформулировал свой вопрос примерно так: Сколково – это начало, продолжение или конец наукоградов?

На что последовал остроумный ответ Виктора Феликсовича Вексельберга, вспомнившего известный эпизод из «Кавказской пленницы», когда герой просыпается наутро после обильных возлияний и ему зачитывают список его «подвигов», завершающийся упоминанием о церковных развалинах. «А церковь что, тоже я разрушил?» – спрашивает он в отчаянии. А всерьез координатор сколковского проекта ответил: конечно же, продолжение и развитие, и мы никакими своими действиями не давали повода сказать, что в Сколково мы хотим сделать что-либо обособленное. Хотим развивать национальную инновационную систему вместе со всеми участниками процесса.

По опыту нашего взаимодействия могу сказать, что у меня складывается такое же впечатление. По крайней мере, те команды, которые в Сколково занимаются проектами, стараются выстроить сотрудничество для того, чтобы была кооперация, чтобы восполнить дефицит тех компетенций, который есть в нашей инновационной системе, в том числе в Дубне.

Чем мы слабы?

У нас очень слабые выходы на мировой рынок. Да, мы имеем сильные научные связи с ведущими мировыми исследовательскими центрами, но у нас слабые связи с корпорациями, с теми, кто, собственно говоря, производит высокотехнологический продукт. Есть совершенно объективные вещи: нельзя, например, игнорировать тот факт, что США занимают более 90 процентов мирового IT-рынка. Это значит: если мы с ними не сотрудничаем, то больше 90 процентов мирового рынка для нас закрыты. Это нужно понимать. И если в самих Штатах продается 40 процентов изделий медицинского назначения от мирового объема, мы точно так же не можем игнорировать столь большой сегмент рынка.

И в этом смысле надо признать, что компетенции и квалификация участников проекта «Сколково» позволяют и нам получить соответствующие возможности. Возможности доступа к информации о наиболее востребованных направлениях и о потенциальных заказчиках. Возможности участия в совместных программах, крупных проектах, которые делаются в России и в мире. Возможности взаимодействия с крупными корпорациями. (Нам только нужно быть посильнее, чтобы не продаваться, как говорят, «за три копейки».)

Не только на форуме в Сколково, но и до форума мы имели возможность взаимодействовать с вновь образующимися дирекциями – по информационным технологиям, по биомедицинским технологиям. Мы увидели, что их возглавляют квалифицированные люди, которые имеют хорошие связи и опыт работы на мировых высокотехнологичных рынках. Сотрудничество с ними может стать полезным, в том числе для Дубны.

img_1958.jpgРуководитель проектов группы компаний «Ренова» Михаил Лифшиц представлял проект «Сколково» на конференции в ОЭЗ «Дубна» в декабре 2010 года.

Конечно, пока трудно сказать, как будет развиваться сколковский проект: есть разные тенденции. Бытует и такая точка зрения, больше со стороны политиков, что наукограды отстали от сегодняшнего развития, вот сделаем центр в Сколково и начнем делать его филиалы по всей стране. На мой взгляд, это просто невозможно, потому что сколковскому центру сегодня приданы фактически функции федерального министерства по инновациям: ему дали возможность за счет бюджетных средств определять, кому в стране, независимо от его географического положения, нужно дать право не платить налоги ни в какую казну – ни в федеральную, ни в казну субъекта Федерации, ни в местную. Как можно сделать филиалы, которые будут давать такие же льготы? Мы имели уже такой опыт, например, с ЗАТО, когда по предоставленным им льготам терялось около 10 процентов национального бюджета, однако сами ЗАТО сколь-нибудь заметного развития не получили: деньги ушли совсем не на цели этих научно-технических образований. Это непродуманная идея.

Как на нашей конференции, так и на форуме в Сколково мы увидели большое желание участников этого проекта сотрудничать с Дубной. Мы увидели то уважение, которое проявляется к Объединенному институту ядерных исследований, и представители ОИЯИ были как среди выступающих, так и ведуших те или иные мероприятия форума. Вообще говоря, представителей Дубны на сколковском форуме было столь много – как непосредственных участников, так и в упоминаниях, ссылках, что я, честно скажу, не знаю, что чаще звучало, Сколково или Дубна.

На самом деле это очень важно, для Дубны, по крайней мере, но не только для Дубны. Важно еще и с той точки зрения, что нельзя нам как стране скатиться к тому, что мы опять начинаем с «чистого поля», с «чистого листа». Точно не так. Совершенно точно нужно опираться на наши, уже существующие, компетенции, взаимные связи, в России и в мире. Нужно не только Дубну, а большое количество участников, которые по тем или иным причинам оказались не в мейнстриме этого процесса, вовлекать в него.

Вообще мне кажется, что сегодня ситуация в российских инновациях во многом напоминает ситуацию в бизнесе конца 80-х прошлого века, когда бизнес сам еще не понимал своих «правил игры»: он был молодой совсем, только-только начинал. За последний год, насколько могу судить, понимания «правил игры», того, как надо действовать, чтобы достичь результата, в целом у сообщества, занимающегося вопросами инноваций, существенно прибавилось. И я думаю, что появление Сколково вносит в этот процесс некоторый положительный момент, поскольку собирает вокруг себя людей, которые приобретали опыт в разных международных компаниях, в том числе в столь тонкой сфере, как венчурное финансирование. Ведь не придумаешь правил, как определять проект, который завтра окажется выигрышным. Это нужно чувствовать буквально «на кончиках пальцев». И таких людей, которые работали в Великобритании, в США, в других странах, рисковали своими и чужими деньгами и были успешными венчуристами, в том числе также привлекают в команду проекта «Сколково». А стало быть, их компетенции, опыт становятся доступными и другим участникам инновационного процесса.

Не могу сказать, что нет опасности срыва ситуации. Этот год, конечно, много говорили про Сколково, но пока еще не так много сделано фактически. И тон прессы, тон политиков все же должен измениться в пользу того, что в Сколково нам нужно создать недостающие фрагменты, элементы, компетенции в рамках национальной инновационной системы, не строить Сколково вместо или рядом с проектом национальной инновационной системы. Это очень важно, на мой взгляд, потому что это тоже политические сигналы, которые люди должны получить.

В работе каких секций Вы участвовали на сколковском форуме?

  • В двух. Одна по финансовым инструментам и менеджменту. Выслушал здесь совершенно блестящее выступление Евгения Зайцева. Мне кажется, это было лучшее выступление – не с точки зрения работы на публику, а с точки зрения профессионализма. Очень внятно было изложено, что нужно сделать, чтобы в страну приходили «умные» деньги. Много обсуждали рыночные ограничения, в том числе отсутствие спроса на инновационную, высокотехнологичную продукцию, поскольку российский рынок сегодня в значительной мере искривлен – неверной тарифной политикой, когда в основу тарифов положены затраты, «откатами» и пр. Безусловно, нужны меры, и безотлагательные, по выправлению этой ситуации, но надо использовать и другой вариант – выход на мировые рынки.

Вторая секция называлась «Инновационные проекты – основа модернизации страны». В своем выступлении на ней я поставил кадровый вопрос: стране не нужно скупиться и построить в ведущих инновационных центрах хотя бы по тысяче квартир государственного жилого фонда, чтобы талантливая молодежь могла сюда приехать и жить, временно, пока не построят свое жилье. Можно сегодня приехать, допустим, в Техас, и работа и жилье тебе будут обеспечены, можно то же самое сделать в развитых азиатских странах. В России такого места, где эти две возможности сочетались бы, нет. А значит, самых продвинутых ребят мы будем терять и дальше, если этого не сделать.

Записали в итоговую резолюцию слова про жилищную политику, конечно, в общей формулировке, без конкретных цифр . Тем не менее, по реакции зала (а там было человек 200) я понял, что это волнует всех. Кстати, об этом в свое время на нашей конференции в ОЭЗ «Дубна» сказал Валентин Афанасьевич Коптюг: у вас может быть, что угодно, и оборудование, и деньги, но если не будет жилья, не будет приходить молодежь. А не будет приходить молодежь, все остальное – не при чем.

Подготовила Вера Федорова.

Фото Светланы Жуковой, Татьяны Андреевой.

Новости ОЭЗ «Дубна»

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

dubna-oez.ru