Высшая школа России: спустя 5 лет

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Министерство образования и науки РФ разработало проект концепции развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах. Рассчитана она прежде всего на ведущие технические вузы страны. К 2015 году у них должен вдвое увеличиться объём заказов на НИОКР и во столько же возрасти выпуск высокотехнологичной продукции. Кроме того, ожидается, что к участию в исследованиях и разработках удастся привлечь не менее 35 процентов профессорско-преподавательского состава, а их среднестатистический индекс возрастёт хотя бы в полтора раза.

Как объясняют авторы документа из Департамента стратегического развития, документ появился в связи с проводимой в стране технологической модернизацией экономики, что «в следующее десятилетие требует подготовки кадров с новыми компетенциями и формирования мощного источника инновационных идей и технологий в системе высшего образования».

В качестве примера предлагается использовать модель глобального исследовательского университета (global research university), которая получила широкое распространение во всём мире и подразумевает, что университеты становятся активными игроками не только в производстве новых знаний, но и в их распространении и использовании.

Справка STRF.ru:
Принципиальные особенности модели глобального исследовательского университета:

1). освоение студентами базовых компетенций исследовательской и инновационной деятельности через их включение в соответствующие практики;
2). полноценный переход на двухуровневую систему «бакалавриат-магистратура»;
3). реальное включение большинства преподавателей в исследовательскую и инновационную деятельность, которая рассматривается как приоритетная;
4). превращение университетов в центры коммуникации бизнеса, общества, государства по вопросам научного и технологического прогнозирования, обмена передовыми знаниями, решения глобальных проблем;
5). отказ от линейной модели «от фундаментального исследования до прикладной разработки» в пользу тесного сотрудничества с реальным сектором экономики как в поисках заказов на разработки, так и в поисках фундаментальной тематики;
6). полидисциплинарность исследований и разработок;
7). формирование инновационных производств и предприятий;
8). интернационализация научной деятельности: («бывает только передовая наука»), публикации в международных журналах, организации интернациональных исследовательских команд

Движение к модели глобального исследовательского университета происходит не только в странах, где учебные заведения традиционно служили основой национальной исследовательской и инновационной системы (США, Великобритания, Канада), но и там, где научная работа была сосредоточена в академических и отраслевых институтах (Германия, Франция, Финляндия). Начиная с 2009 года на этот путь вступила и российская высшая школа (см. статью «Наука, деньги, вывески»). Сформирована сеть национальных исследовательских университетов, создаются стимулы для развития инновационной и исследовательской деятельности во всех российских вузах.

Авторы концепции подчёркивают, что исследовательская и инновационная деятельность для вузов – не только возможность привлечь дополнительные средства, но и важнейшая самостоятельная задача, без которой невозможно обеспечить качественный образовательный процесс.

Одна из стратегических задач в концепции – развитие сети инновационных, прикладных исследовательских организаций, преимущественно междисциплинарного профиля, способных на новом качественном уровне заменить ослабленную систему отраслевых НИИ. Такие организации должны обеспечить формирование компетенций и трансфер знаний между промышленными корпорациями, научно-производственными объединениями и академической наукой.

В каждом университете должна быть сформирована инновационная инфраструктура.

В органы управления вуза необходимо включить представителей академической науки и бизнеса с внятными полномочиями.

Российские вузы должны найти пути построения взаимовыгодных связей с наукой и индустрией, адекватные рыночной экономике. Университетам следует усилить акцент на инновации в системе «вуз – предприятие», а не на подготовку кадров для компаний-партнёров.

Чтобы развивать междисциплинарные исследования в вузах, необходимо укрупнять университетские структуры, а не усиливать специализацию и фрагментацию. В основе программ развития вузов должна лежать внешняя (в том числе международная) экспертиза научно-исследовательской работы и образовательных программ, участие в системе международной стандартизации и сертификации качества управления.

Если раньше серьёзные научные исследования и разработки были прерогативой узкой группы талантливых учёных из числа профессорско-преподавательского состава и некоторых аспирантов, то сейчас они должны стать реальной частью работы всех преподавателей.

Те профессора, которые не занимаются исследовательской работой и не имеют опыта участия в реальных производственных процессах, не начнут проводить передовые исследования, даже если им платить большую зарплату. Поэтому в основу кадровой политики необходимо положить принципы целевой поддержки наиболее продуктивно работающих учёных. Это следует делать в том числе с помощью новой системы оплаты труда, предполагающей более значительную дифференциацию зарплаты.

Необходимо преодолеть традицию «инбридинга» – привлечения на работу собственных выпускников.

Такую практику следует применять только в том случае, если выпускники получили опыт работы или степень в другом учебном заведении, научном центре или на предприятии.

Ведущие исследовательские университеты должны выйти на международный кадровый рынок учёных, вовлекая в свою работу лучших мировых специалистов. Особая роль должна быть отведена обновлению практики научного руководства, координации курсовых работ студентов.

Кардинально должна измениться аспирантура. Вслед за европейскими университетами и в интеграции с ними российские вузы нуждаются в создании современных центров подготовки высококвалифицированных специалистов, формировании нового поколения учёных, передаче лучших академических традиций и поддержании научной этики.

В нынешних условиях становится бессмысленно учить детализированным производственным технологиям, постоянное обновление которых делает малоэффективным целый ряд традиционных дисциплин профессионального цикла. В связи с этим возрастает роль участия студентов в прикладных исследованиях.

Авторы концепции определяют несколько заметных изменений в среднесрочной перспективе (до 2015 года):

  1. Удвоение объёма заказов вузам (включая малые инновационные предприятия) на НИОКР со стороны реального сектора экономики;
  2. Удвоение объёма высокотехнологичной продукции, выпускаемой малыми предприятиями вузов;
  3. Обеспечение возможности стажировок в других вузах для 25 процентов студентов;

Особые требования предъявляются к 50 ведущим вузам страны (НИУ, ФУ):

  • практика студентов проводится на предприятиях или научных организациях;
  • не менее 35 процентов профессорско-преподавательского состава участвуют в заказных НИОКР и работают в высокотехнологичных компаниях;
  • действует управляющий совет, 2/3 состава которого – представители работодателей местных и региональных администраций. У каждого совета есть ясные полномочия по влиянию на кадровую, финансовую и инвестиционную политику вуза;
  • среднестатистический индекс цитируемости профессорско-преподавательского состава вырос в 1,5 раза;
  • реализуются договора с зарубежными партнёрами по осуществлению образовательных программ или проведению исследований.

Развитие исследовательской и инновационной деятельности в вузах не может стать результатом административного давления, считают в Минобрнауки.

Следует ориентироваться на формирование системы стимулов для этой деятельности. Среди них:

  1. Закон, позволяющий создавать малые инновационные предприятия при вузах (от 2 августа 2009 года, № 217). Уже открыто более 500 таких предприятий;
  2. Конкурс на поддержку программ развития национальных исследовательских университетов;
  3. По поручению президента РФ ведётся работа по подготовке программ инновационного развития компаний с госучастием (акционерных обществ, госкорпораций и федеральных государственных унитарных предприятий), предполагающих сотрудничество с российскими вузами по исполнению корпоративных планов НИОКР;
  4. Механизмы оформления технологических платформ как площадок коммуникации образовательных, производственных и научных секторов экономики;
  5. Дополнительные средства господдержки для развития современных исследовательских, инновационных компетенций вузов выделены правительством России в рамках постановлений №№ 218–220;
  6. Дополнительные возможности развития инициатив вузов в прикладной исследовательской деятельности предоставляются в рамках работ по реализации приоритетных направлений, определённых Комиссией по модернизации и технологическому развитию экономики России;
  7. В Минобрнауки создан Департамент стратегического развития, важнейшей задачей которого является поддержка развития исследовательской и инновационной деятельности вузов.

Департамент предлагает вузовским работникам принять участие в обсуждении проекта данной концепции. Предложения и замечания можно направлять по электронной почте PopovaSA@mon.gov.ru или факсу +7 (495) 629–60–52.

Подготовила Марина Муравьёва Σ

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

Strf