Защита от копирования
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Правительство России 16 октября внесло в Государственную Думу поправки к федеральному закону «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», принятие которых, по мнению разработчиков документа, позволит предотвратить несанкционированное копирование нашего вооружения и военной техники.
«…Большинство результатов интеллектуальной деятельности, в том числе создаваемых за счёт средств федерального бюджета, не имеют правовой охраны (не охраняются посредством патентования или введения режима коммерческой тайны (ноу-хау) на территории Российской Федерации) и, соответственно, не могут охраняться должным образом при их передаче иностранным государствам», – признаётся в«С точки зрения повышения конкурентоспособности российской промышленности, охрана прав на результаты интеллектуальной деятельности, – полагают авторы пояснительной записки, – направлена на закрепление за российскими производителями определённых сегментов мирового рынка вооружения и военной техники (далее – ВВТ) и предотвращение нарушений в части копирования российских ВВТ».
Механизм контроля над включением в контракты обязательств по защите прав Российской Федерации в ходе военно-технического сотрудничества (ВТС) с иностранными государствами определяетсяПока проект закона проходит процедуру подготовки к первому чтению, STRF.ru решил расспросить экспертов о его значимости и механизме реализации.
Евгений Фёдоров: «Мы ещё далеки от создания
полноценного рынка интеллектуальной
собственности, рынка технологий, но этот
законопроект – шаг в правильном направлении»
Владимир Рубанов: «В законопроекте же
просматривается стремление к
расширению контролирующих функций
государства, что делает его
малопривлекательным для самих
создателей интеллектуальной продукции»
Евгений Фёдоров, председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству:
- Наш комитет поддерживает проект этого закона. Дело в том, что в сфере высокотехнологического сотрудничества (а военно-техническое сотрудничество относится именно к ней) на интеллектуальную собственность в современных рыночных отношениях приходится 80–90 процентов «цены вопроса». Само железо, из которого изготавливают военные объекты, технику и прочее, в 10 раз дешевле труда учёных, вложенного в разработку технологий. Сегодня в мировой инновационной экономике труд учёных выражается в интеллектуальной собственности. Оформляются соответствующие патенты, права на технологии, опытные образцы и т.п., что, собственно, и является главным предметом продажи. Даже когда реализуют технику, главное внутри – труд учёных, а не железная оболочка.
Соответственно, с точки зрения института прав интеллектуальной собственности, этот закон будет важным шагом в укреплении позиций российских экспортёров в отношениях с международными покупателями. Понятно, что мы ещё далеки от создания полноценного рынка интеллектуальной собственности, рынка технологий, но это – шаг в правильном направлении.
Владимир Рубанов, вице-президент Лиги содействия оборонным предприятиям, действительный государственный советник РФ 1 класса:
- То, что в проекте закона поднимается вопрос об охране и защите прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности (дополнение к пункту 1 статьи 4 – STRF.ru), это нормально.
Сомнения вызывает следующее. Что, собственно, мы намерены охранять? В общем объёме оборота высоких технологий под патентную защиту попадает порядка 3 процентов разработок. От кого мы собираемся их охранять? Если у покупателя нет намерения и возможностей наладить производство аналога, то и патентование бессмысленно. Если же какая-то страна (или компания в этой стране) может воспроизвести у себя изобретение, то в этом государстве по его законам и проводится патентование. Заниматься правовой охраной чего-то на всякий случай экономически нецелесообразно. Насколько мне известно, за последние годы нашими военными заказчиками оформлено много действующих на территории России патентов по результатам бюджетных НИОКР. Лицензии на право пользования этими патентами в России никто не покупает, а для правовой охраны при экспорте данные патенты не годятся. По факту – это не усиление охраны интеллектуальной собственности, а неоправданное расходование бюджетных средств.
Законопроект направлен на закрепление определённых сегментов мирового рынка вооружения и военной техники за российскими производителями. Но без учёта интересов разработчиков наладить правовую охрану результатов НИОКР в виде навязчивого государственного сервиса невозможно. Охрана прав разработчиков при заключении экспортных контрактов обеспечивается не усилением контроля, а согласованием с ними продаж за рубеж их изобретений в составе военно-технических изделий. Такая применяемая в мире практика гарантирует разработчику первое место в очереди на распределение прибыли от экспорта продукции. Тогда разработчик сам приложит все силы для организации правовой защиты своего, приносящего доход, детища. В законопроекте же просматривается стремление к расширению контролирующих функций государства, что делает его малопривлекательным для самих создателей интеллектуальной продукции.
Автор: Анна Горбатова Σ
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев