5 советов тем, кто претендует на деньги ФПИ РВК

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Фото с сайта: ansar.ru

Фонд посевных инвестиций РВК, призванный вкладывать в проекты на ранних стадиях, в 2010 заключил 20 сделок (всего в 2010 году РВК проинвестировала в венчурные проекты 2,7 млрд рублей, в портфеле 58 компаний). Кто счастливые получатели денег?

Один из проектов, проинвестированных РВК, — разработка препарата для лечения рака почки, которой занимается молодой ученый Илья Тимофеев. РВК не работает со стартапами напрямую, их отбором занимаются венчурные фонды — партнеры корпорации.

«Венчурный партнер — это своего рода промоутер, который собирает команду из инноваторов и ученых, привлекает частные инвестиции, а потом предлагает проект в фонды РВК», — говорит Алексей Телешев, директор ФПИ РВК. В сделке с Тимофеевым таким «промоутером» стал венчурный фонд «Максвелл Биотех», специализирующийся на инвестициях в медицинские проекты.

Тимофеев отмечает, что от момента подачи заявки до первых денег прошло не более полугода, при этом большую часть бумажной работы взяли на себя специалисты «Максвелла». Сам ученый даже ни разу в РВК не был.

Выйти на инвестиционного партнера ФПИ, по словам Тимофеева, несложно. На сегодняшний момент в реестре партнеров значится уже 73 организации. Подать заявку в любой венчурный фонд можно непосредственно через интернет.

«Главное — знать, куда идти, — предупреждает Илья, — крайне важно обратиться в профильный фонд. В случае ошибки ты просто можешь не найти экспертов необходимого уровня и потерять кучу времени».

После того, как заявка подана и одобрена, начинается самый длительный и сложный процесс — due-diligence — полная юридическая, финансовая, маркетинговая и научно-техническая экспертиза проекта. Сюда же входит и составление бизнес-плана, анализ рынка, оценка рисков и финансового потенциала. Важно, что все экспертизы для автора абсолютно бесплатны: издержки по ним несет венчурный партнер.

Результатом проделанной работы становится инвестиционный меморандум, который должен быть презентован и одобрен на инвестиционном комитете сначала в фонде-партнере, а потом и в самом ФПИ. Только после этого автор может рассчитывать на получение инвестиций.

Заявка Тимофеева на инвестирование была одобрена в июне и первый инвестиционный транш в размере 15 млн рублей уже прошел: «Максвелл» и ФПИ разделили расходы поровну.

«Тот факт, что РВК взяла на себя большее количество рисков, позволил нам войти в проект на очень ранней стадии его развития», — говорит Дмитрий Попов.

«ФПИ может финансировать в один проект до 25 млн рублей, — поясняет Евгений Кузнецов, директор департамента развития и коммуникаций РВК. — Деньги фонда и партнера смешиваются только на уровне конкретной сделки, максимальная доля участия ФПИ — 75%».

«Плюс работы с ФПИ — абсолютная прозрачность принятия решений, — говорит Илья Тимофеев. — Я, как автор, имел возможность участвовать в разработке инвестиционного договора, был в курсе результатов всех проводимых экспертиз».

Сейчас Тимофеев совместно с дочерней компанией «Максвелла» — «ОнкоМакс» — завершил испытания по оценке свойства антител (препарат на основе антитела) и начал следующий раунд доклинических исследований. Все лаборатории, где проходят исследования, были выбраны при активном участии «Максвелла Биотех» и РВК.

«Вообще РВК постоянно следит за ходом проекта, — рассказывает Тимофеев, — мы докладываем им о результатах всех стадий испытаний». Но сам он бумагами почти не занимается. «Я отвечаю только за научную часть проекта, и мои формы отчетности включают описание материалов, методов и результатов исследований, — говорит Илья, — вся остальная отчетность по проекту лежит на плечах сотрудников «Максвелла Биотех» и компании «ОнкоМакс».

Вот пять советов для тех, кто рассчитывает получить деньги от ФПИ РВК.

1. Тщательность проработки заявки

«С особой тщательностью стоит подойти к вопросу документального оформления заявки, — советует Елена Алексеева, директор по инвестициям компании Softline, венчурного партнера ФПИ. — Пакет документов, необходимых для подачи заявки довольно велик (два десятка. — Forbes), на его подготовку уходит в среднем около месяца. При этом важно внимательно прислушиваться к советам экспертов фонда по вопросам составления бизнес-плана, оформления документации».

2. Презентационные способности команды

«При вынесении решения особое внимание мы уделяем не только инновационной привлекательности проекта, но и команде разработчиков. Важно сразу оценить потенциал команды: сможет ли она реализовать проект до конца, — говорит Алексей Телешев. — Естественно, для нас важна и сама подача проекта. Правильный бизнес-план и хорошая презентация — это своеобразная домашняя работа, которую должна выполнить команда проекта совместно с венчурным партнером ФПИ. Также нас интересуют презентационные способности команды — она должна уметь продать свой проект не только нам, но и инвесторам более поздних стадий».

3. Варианты выхода

Увеличить шансы на получение инвестиций от РВК могут, по словам Дмитрия Попова, управляющего партнера фонда «Максвелл Биотех», подробное освещение вопросов инновационности продукта, его рыночного потенциала, описание стратегии защиты интеллектуальной собственности, грамотное представление финансового и календарного плана развития, а самое важное — предварительное определение вариантов выхода из проекта.

4. Прозрачное распределение средств

Задача венчурного партнера — доказать экспертам ФПИ разумность вложения денег и пояснить механизмы распределения бюджета.

«На мой взгляд, одна из главных ошибок соискателей — недостаточная прозрачность распределения средств в инновационной компании, — говорит Елена Алексеева. — РВК это не бизнес-ангел и из-за недостаточного понимания схемы расходования выделенных инвестиций они могут отказать проектам. Так что над бизнес-планом для РВК придется изрядно потрудиться».

5. Верный масштаб запросов

Алексей Телешев, директор ФПИ, в качестве самой распространенной ошибки тех, кто обращается за инвестициями в РВК, называет гигантоманию:

«Все проекты смотрят на очень большую перспективу. Мы же даем посевные инвестиции: на запуск бизнеса, на подготовку и понимание рынка, на создание прототипа или первого опытного образца».

Автор: Елена Тимохина
, Forbes

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 3 (1 vote)
Источник(и):

Unova.ru



svetlanna аватар

Вряд ли набор советов исчерпывающий, но всё равно спасибо. Я и не знала, что венчурный партнер настолько объемно помогает стартапам. До этой стать и мне казалось, что роль ВП сводится к помощи в написании заявки, теперь я вижу, что заблуждалась.

Vlad-zorin аватар

По идее венчурный партнер заключает со стартапом (как правило с ООО) договор, по которому претендует на часть акций компании, поэтому венчурный партнер заинтересован напрямую в росте бизнеса компании. Это азы венчурного инвестирования, Светлана.