Американцы советуют больше вкладываться в вузы
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Во многих странах мира в разное время пытались создать топовые исследовательские университеты. Россия не стала исключением и пошла по тому же пути, определив по конкурсу 29 НИУ. Как ей добиться успеха в этом начинании, рассказали ведущие американские эксперты Филипп Альтбах и Патти Питерсон на семинаре в НИУ-ВШЭ.
Рис. 1. На создание исследовательского университета
надо очень много денег, считает Филипп Альтбах.
Для справки: Филипп Альтбах, директор Центра исследований высшего образования в Boston College, ведущий специалист в области сравнительного изучения развития университетских программ в развивающихся странах. Патти Питерсон – советник президента по глобальным инициативам в Американском совете по образованию Комиссии по национальным проблемам в области высшего образования.
В 1891 году в Чикаго открыли университет. Его главный спонсор – Джон Рокфеллер обратился к тогдашнему президенту Гарварда Чарльзу Элиоту за советом: как создать исследовательский вуз. Тот сказал, что для этого необходимо 200 лет и 50 миллионов долларов. Ответ оказался неверным. Чтобы добиться цели и попасть в число мировых лидеров, Чикагскому университету понадобилось 20 лет и около 100 миллионов.
«Рецепт успеха определяется тремя факторами: деньги, таланты, идеи, – утверждает Филипп Альтбах. – В Чикагский университет были вложены большие деньги, привлечены лучшие профессора из других вузов и грамотно определена стратегия его развития».
На создание исследовательского университета надо очень много денег – причём это должны быть не разовые инвестиции, требуется ещё и систематическое финансирование на поддержание деятельности. Если ограничиться только стартовыми вложениями, то результата вряд ли удастся добиться, считает профессор Альтбах.
Например, университет Буффало (штат Нью-Йорк), созданный 40 лет назад, не смог выбиться в лидеры из-за непоследовательного финансирования.
В последние годы среди экспертов идёт дискуссия по поводу того, кто должен финансировать исследовательские университеты. В США отмечается кризис: государство всё менее охотно готово финансировать науку в вузах. Бизнес, как правило, готов вкладываться только в прикладные разработки. Некоторые считают, что вузы могут самостоятельно формировать свой бюджет – за счёт инновационной деятельности, оплаты студентов и т.д.
Филипп Альтбах уверен, что необходимо развивать частно-государственное партнёрство, причём правительство должно финансировать прикладную науку.
Сильный университет не создать без хорошо образованных, мотивированных профессоров. Они должны получать достойную зарплату, чтобы не думать о подработке на стороне.
«Мы изучили уровень зарплат в 28 стран и пришли к выводу, что в России он не соответствует мировому, – отметил профессор Альтбах. – Это может стать серьёзным сдерживающим фактором при формировании университетов-лидеров».
Обычно такие вузы создаются в крупных научно-образовательных, культурных центрах. Но существуют и исключения. Такой вуз, допустим, был создан в Южной Корее местным стальным королём для подготовки технических специалистов. Но всё-таки если университет появляется в интеллектуальном центре страны – для него это дополнительный фактор успеха.
Исследовательские университеты, как правило, многопрофильные, охватывают широкий спектр подготовки специалистов, с большим количеством студентов – 15–20 тысяч. В связи с этим возникает проблема эффективного управления такими крупными структурами.
В Америке признание получила концепция коллективного руководства вузом, сообщила Патти Питерсон. У каждого учебного заведения есть совет университета. В государственных вузах его члены утверждаются губернатором, в частных – формируются согласно уставу. Это избираемые советы, которые действуют на принципах самоорганизации. Роль совета – разработка стратегии развития университета и определение полномочий руководителя. Выбор ректора занимает больше года. Обязанности у него сложные – функции описываются на пяти, а то и более страницах. Это должен быть уважаемый и эрудированный человек.
«В последние годы отмечается тенденция, когда руководящие посты в вузах занимают профессиональные менеджеры, – сказала доктор Питерсон. – И кроме того, происходит раздувание административного штата. Университеты превращаются в крупные корпорации, которыми управляют выпускники MBA. В результате происходит противоречие – роль профессорско-преподавательского состава в работе вуза снижается. Он отвечает лишь за разработку образовательных программ и выбор методик преподавания своих дисциплин».
В сентябре будет опубликована книга Филиппа Альтбаха с описанием наиболее успешных практик исследовательских университетов, причём один из кейсов будет посвящён НИУ-ВШЭ. Как подчеркнул автор, не все вузы должны быть исследовательскими.
Например, в США четыре тысячи высших школ, из них 200 – сильные вузы и только 80 признаны исследовательскими университетами.
Это вершина пирамиды. Остальные учебные заведения могут быть в чём-то и не хуже, просто они выполняют другие функции.
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев