«Дикие» числа

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Увлекательные наблюдения английского путешественника Фрэнсиса Гальтона заставили учёных задуматься о происхождении математики.

Однако до сих пор неясно, как в жизнь человека вошли числа.

День 4 марта 1851 года оказался непростым для Фрэнсиса Гальтона. Этот молодой английский исследователь работал над картой района озера Нгами в юго-западной Африке, но его работу прервали непредвиденные обстоятельства. Когда он ехал вдоль узкой горной гряды, его повозка упала и разбилась, а быки «разбежались, словно дикие буйволы».

Более того, Гальтон совсем не был уверен в своих гидах, людях из племени дамара, ведь они не знали даже основ арифметики — Гальтон охарактеризовал эту ситуацию в своей книге «Рассказ исследователя тропической Южной Африки» (1853) как несколько «неприятную». Также он пишет, что, когда договорился об обмене овцы за две палочки табака и протянул местному пастуху четыре палочки, надеясь купить двух овец, это сбило пастуха с толку.

«Было видно, что он запутался», — пишет Гальтон, так что операцию обмена пришлось прервать, а овец исследователь покупал по отдельности.

В этой книге Гальтон привел еще несколько свидетельств неразвитости дамара: «они не используют чисел больше трех», своих быков не считают, а запоминают их «в лицо». Похоже, что в самый тяжелый момент своей экспедиции Гальтон оказался в мире без чисел.

В африканском племени дамара не используют чисел больше трех», своих быков не считают, а запоминают их «в лицо». Эти наблюдения ученого Фрэнсиса Гальтона определили научные взгляды ученых викторианской Британии на образ жизни доисторического человека

Предрассудки, предвосхитившие Дарвина

Современным читателям эти истории кажутся лишь яркими примерами предубеждений, царивших в Викторианской империи (утверждения об отсталости других народов встречаются и в более поздних работах Гальтона, посвященных евгенике). Но, как ни удивительно, его работы, посвященные счету у примитивных народов, использовались лучшими учеными викторианской Британии при изучении образа жизни доисторического человека.

Необходимо отметить, что работы Гальтона повлияли на многие области науки. В течение десяти лет после публикации книги ее цитировали в трудах по психологии, антропологии, лингвистике и математике. Даже сейчас, спустя сто лет после смерти Гальтона, его наследие живо. Почему работы Гальтона оказались столь значимыми для науки XIX века?

Благодаря книге «Рассказ исследователя тропической Южной Африки» Гальтон стал известным исследователем и путешественником, его истории о странных мирах, заселенных удивительными людьми, завораживали читателей. Среди поклонников книги был и двоюродный брат Гальтона, Чарлз Дарвин, писавший: «Я восхищаюсь духом и стилем вашей книги». Гальтон стал ключевой фигурой Королевского географического общества, однако лишь немногие ученые расценивали его истории как нечто большее, чем просто развлечение.

Все изменилось в сентябре 1859 года, когда ведущий геолог Чарлз Лайель выступил перед Британской научной ассоциацией на ежегодном собрании в Абердине. Лайель был известен скептическим отношением к идее, что люди жили на Земле десятки или даже сотни тысяч лет назад, однако в тот день он объявил пораженной аудитории, что «дату возникновения человека нужно перенести гораздо дальше в прошлое, чем мы полагали».

В качестве свидетельства Лайель привел фрагменты из еще не вышедшей тогда книги, которой было суждено стать одной из самых значимых научных работ, — «Происхождения видов» Чарлза Дарвина.

Ведущие ученые Британии начали исследовать то, как человек эволюционировал из примитивного обитателя пещер в вид, к которому принадлежат такие выдающиеся особи, как Ньютон и Дарвин. Сначала исследователи занимались изучением окаменелостей и каменных орудий, но их было сложно найти, поэтому чуть позже они обратились к изучению ныне живущих людей. Исследуя те народы, которые оказались менее всего затронуты цивилизацией, они спорили, о том, каким же образом развивались люди.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 3.2 (10 votes)
Источник(и):

NewScientist.Ru