Эффект плацебо разделился надвое
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Исход лечения зависит не только от качества медикаментов, но и от психологического настроя самого пациента. Международная команда ученых продемонстрировала, что негативные ожидания терапевтического эффекта снижают действие обезболивающих препаратов и, напротив, более «оптимистичный подход» позволяет больному практически не чувствовать боли. Так что у всем известного эффекта плацебо может быть как минимум два исхода, говорят специалисты.
Исследователи из Оксфордского университета, Немецкой клиники Гамбург-Эппендорф, Кембриджского университета и Мюнхенского технического университета провели хитрый эксперимент: они решили проверить, как будут люди реагировать на боль, если им вколоть обезболивающее, но при этом не говорить, когда и сколько. За основу своих исследований ученые взяли так называемый эффект плацебо и противоположный ему — ноцебо. Работа ученых опубликована в журнале Science Translational Medicinе.
Плацебо и ноцебо
Эффект плацебо известен достаточно давно. Больной, которому дают таблетку, не обладающую какими-либо лечебными свойствами, поправляется гораздо быстрее того, кто не получает ничего. Дело в том, что сам факт приема «пустых» таблеток может запускать определенные биохимические реакции в организме, однако до конца они до сих пор не изучены. В качестве вещества для плацебо часто используют сахар или соль. В противовес плацебо существует еще и эффект ноцебо— средство, также не обладающее реальным фармакологическим действием, но вызывающее отрицательную реакцию у пациента.
Рис. A. За активностью мозга добровольцев, принявших участие в эксперименте, следили с помощью метода магнитно-резонансной терапии (МРТ).
Правда, тот эффект, который наблюдали ученые в ходе своего эксперимента, полноценным плацебо все-таки назвать нельзя. Хотя бы потому, что в ходе исследования использовался реальный обезболивающий препарат ремифентанил, который относится к ряду опиоидных наркотических анальгетиков. К термину «плацебо» исследователи прибегли после того, как изучили реакцию 22-х добровольцев, получивших дозу обезболивающего, на тепловой шок. Оказалось, что реакцией испытуемого на действие анальгетика можно запросто управлять.
Опиоиды
Опиоиды – вещества, способные связываться с опиоидными рецепторами организма, которые расположены в основном в центральной нервной системе (ЦНС) и желудочно-кишечном тракте.
Опиоиды обладают структурным сходством с морфином, их действие на организм связывают с анальгетическим и седативным эффектами. В качестве обезболивающего опий использовался еще с древних времен. Основное действие опиатов на организм человека заключается не только в анальгезирующем действии, они также способны вызывать эйфорию и подавлять нервное возбуждение. В начале XIX века из опиума был синтезирован морфин, а позднее, в 1874 году, появился героин, который впоследствии был запрещен, так как вызывает сильную наркотическую зависимость. Сейчас на основе опиоидов производят мощные обезболивающие средства.
Рис. B. Коллаж: вещества опиоидного ряда.
Исследователи, с помощью метода магнитно-резонансной терапии (МРТ), следили за активностью мозга добровольцев в тот момент, когда они испытывали боль. На начальном этапе все испытуемые должны были оценить болевые ощущения в 70 баллов по стобалльной шкале. Особо активно на болевой стимул реагировали зоны первичной и вторичной соматосенсорной коры головного мозга, таламус, базальные ганглии, мозжечок и др. (рис.1).
При действии ремифитамила свои болевые ощущения добровольцы оценивали в 55 баллов, при этом наиболее активными оказались зона передней поясной коры, островка головного мозга и полосатое тело (рис.2).
Рис. 1–2. Активные области мозга в момент болевого стимула (рис. 1) и в момент введения обезболивающего (рис. 2).
Однако наиболее интересные результаты испытуемые продемонстрировали после того, как им сказали, что доза обезболивающего увеличилась, хотя на самом деле она осталась на прежнем уровне. Свои болевые ощущения добровольцы оценили в 39 баллов из 100 возможных. Ответственными за положительный ответ оказались предлобная зона, зоны передней поясной коры, полосатого тела (рис. 4).
А вот когда испытуемых обманули в последний раз, сказав, что доза обезболивающего уменьшилась, хотя на самом деле ее не меняли, реакция не заставила себя долго ждать. Добровольцам стало вновь больно, причем более чем на 60 баллов: свои ощущения они оценили аж в 64 балла, то есть практически вернулись к первоначальному показателю без действия анальгетика. Особую активность в данный момент проявлял гиппокамп, опять-таки префронтальная зона и мозжечок (рис. 3).
Рис. 3–4. Активные области мозга в серии «обманных» экспериментов (Источник: Журнал Science Translational Medicinе).
Получается, что главенствующую роль в определении степени болевых ощущений определил именно психологический настрой испытуемого.
Когда человеку говорили о том, что сейчас обезболивающего будет меньше, он заведомо себя настраивал на негативный результат. А вот когда объявляли о дополнительных дозах анальгетика, ситуация явно шла на поправку.
Однако сами исследователя говорят, что делать какие-либо громкие выводы на основании данного исследования пока рано. Нужно, как минимум, увеличить выборку, уверяют специалисты. По словам профессора Оксфордского университета Ирене Трэйси (Irene Tracey), клинические испытания препаратов, основанные на эффекте плацебо, проводятся все время. Это необходимо для того, чтобы оценить реальную эффективность нового препарата, говорит ученый.
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев