Fire in the Valley. Интервью с Сергеем Мусиенко и Анной Труниной, российскими студентами в Университете Сингулярности

В апреле 2011 года Открытый университет Сколково (ОтУС) и Singularity University в Кремниевой Долине объявили конкурс для студентов и аспирантов российских вузов «Моя идея для России». Целью конкурса стал поиск инновационных идей, опирающихся на современные технологии и способных стать основой для решения актуальных мировых и национальных проблем.

Участников конкурса попросили задуматься над необычной проблемой: как моя идея поможет улучшить жизнь 5 миллионов россиян в течение ближайшие 5 лет с помощью использования современных технологий в области биомедицины, энергосбережения, информационных и других технологий, а также в области устойчивого развития? По итогам конкурса победители, идеи которых жюри посчитало лучшими, получили грант на участие в 10-недельной стажировке в Кремниевой Долине в рамках программы Singularity University’s 2011 Graduate Studies Program (GSP11) с 18 июня по 27 августа 2011г. Среди трех победителей Анна Трунина и Сергей Мусиенко – сотрудники Центра высоких технологий МФТИ.

image.jpeg

Сергей и Анна, расскажите о себе. Думаю, сейчас вы могли бы стать примером для многих российских студентов.

Сергей: После окончания МФТИ в 2008 году продолжил работать в одном из исследовательских подразделений университета. Прошел путь от младшего научного сотрудника до заместителя директора Центра высоких технологий МФТИ.

Анна: В этом году окончила МГТУ им. Н.Э. Баумана по направлению «Специальное машиностроение». Сейчас работаю руководителем отдела научных программ в Центре высоких технологий МФТИ.

Что такое Университет Сингулярности?

Сергей: Количество инноваций и научных открытий ежегодно растет и приближается к геометрической прогрессии, при этом все сложнее быть в курсе событий даже в своей области знаний, не говоря о смежных областях. Для этого, а также для ускорения внедрений этих инноваций в повседневную жизнь и создавался Университет Сингулярности. Университет готовит специалистов для решения глобальных проблем, с которыми в настоящее время сталкивается человечество. Студенты слушают различные междисциплинарные курсы, которые затрагивают темы по самым разным областям человеческих знаний: медицине, нанотехнологиям, искусственному интеллекту, футурологии, предпринимательству и многим другим.

Анна: Университет Сингулярности – это проект Американского аэрокосмического агентства (NASA) по созданию нового междисциплинарного университета будущего, осуществленный при поддержке компании Google. Миссия университета в том, чтобы собирать, обучать и вдохновлять лидеров, которые стремятся содействовать экспоненциальному развитию технологий в целях ответа на новые вызовы человечества.

Как Вы туда попали?

Анна: Из рассылки Сколково получила письмо с приглашением к участию в конкурсе «Моя идея для России». Для участников, попавших в финал, была организована скайп-конференция с представителем Университета Сингулярности; после чего объявили трех победителей. Всего в конкурсе приняло участие около ста человек.

Расскажите, отличается ли учеба в Кремниевой Долине от учебы в России?

Сергей: Учебный процесс в Университете ведут мировые звезды: нобелевские лауреаты по астрофизике, астронавты, создатели частных компаний по изучению генома. Среди них создатель eBay, изобретатель стандарта шифрования с открытым ключом и главный нанотехнолог корпорации Zyvex Ральф Меркле, автор самого известного учебника по Искусственному Интеллекту Питер Норвиг, изобретатель Ethernet и основатель 3Com Боб Меткалф и другие. Задача курса проста – собрать талантливых людей из различных областей и дать любые возможные ресурсы для проведения R&D с выходом на венчурный капитал в дальнейшем.

Анна: Отличается сильно. Во-первых, обучение в Университете Сингулярности не предполагает получение степени, это краткосрочный курс, сфокусированный на информировании о передовых, самых новейших инновационных технологиях и проблемах, которые могут возникнуть в будущем. Программа университета Сингулярности предполагает, что у студентов уже есть базовое образование и этот курс является дополнением к нему. Во-вторых, тут нет выпускных экзаменов как в классической школе. The decision is up to you (Решение остается за тобой). Если тебе нужно, ты изучаешь, разбираешься и задаешь вопросы. Здесь не записывают лекции в тетради, а используют Google Docs; и вместо рисования маркером на доске используют видео-презентации. Нас здесь 80 человек из 35 стран, средний возраст участников – 32 года. В-третьих, занятия проводятся весь день, с 9 до 21 часов. За все 6 лет обучения в Бауманке у меня не было столь напряженного графика. Огромный поток информации и очень мало времени. В-четвертых, особенно отличается от образования в России – это то, что курс носит не только теоретический, но и практический характер. По окончании обучения нам нужно будет проработать идею, которая бы смогла потенциально улучшить жизнь 1 миллиарда человек в течение 10 лет, и презентовать ее на итоговом мероприятии на десятой неделе курса. Планируется, что работа над проектом должна продолжаться и после завершения обучения и в конечном счете превратиться в полноценный бизнес-проект. Университет уже имеет историю запуска таких проектов, хотя некоторые из них спустя время закрылись. Мне сейчас тяжело представить, как можно организовать работу команды над таким проектом, когда каждый из нас живет в разных уголках планеты. В любом случае это неплохой шанс. Мне кажется, было бы неплохо ввести такую же практику и в российских вузах, когда студенты смогут не просто делать курсовые и дипломные проекты по принципу «сдал и забыл», а получать возможность реализовать и впоследствии развивать их.

В чем особенность обучения? Какие впечатления сложились у Вас после первых недель в Университете?

Сергей: Для того чтобы лучше понимать происходящие в мире процессы и ставить их себе на службу, конечно, необходимо учиться у лучших, – тех, кто занимается технологиями завтрашнего дня. Университет Сингулярности как раз и предоставляет такую возможность. Ведь наши наставники – это ведущие мировые специалисты, пионеры своих областей. Эти люди уже активно, а главное успешно, занимаются модернизацией и внедрением инноваций в различных сферах.

В чем отличие от российской системы образования? Есть ли российским вузам чему поучиться?

Анна: Процесс обучения делится на шесть направлений, каждое из которых курирует один из основоположников науки в этой отрасли (например, Дэниел Крафт – исполнительный директор программы FutureMed в Кремниевой долине и куратор медицинского направления Университета Сингулярности). Эти направления – передовая линия научного и инновационного развития с экспоненциальной картиной роста в ближайшем будущем – Образование, Энергетика, Всемирная охрана здоровья, Бедность, Безопасность, Космос.

Что даст Университет Сингулярности вашему проекту? Какой видится его дальнейшая судьба?

Сергей: 10-недельная учебная программа нацелена не только на обучение, но и на реализацию командного проекта, способного потенциально улучшить жизни 1 млрд. человек в течение одного десятилетия. В дальнейшем такие проекты смогут получить поддержку венчурных инвесторов, бизнес-инкубаторов в Долине, экспертов в соответствующих областях и т.д.

Возможно ли развитие сингулярности в России? Какие перспективы нас ожидают?

Анна: Происходящие в мире процессы, экспоненциальный рост технологий и их одновременное удешевление не могут обойти стороной ни одну страну. Очень важно отметить, что значительными успехами в перечисленных областях могут похвастаться и российские ученые. Так, в декабре прошлого года в России при организационной и финансовой поддержке Центра высоких технологий МФТИ была проведена первая в России операция по пересадке трахеи, выращенной из стволовых клеток пациента. Глубокие исследования потенциала, заложенного в стволовые клетки каждого из нас, смогут дать человечеству невероятные инструменты для регенерации наших органов и тканей.

Какие рекомендации Вы можете дать молодым ученым и инноваторам?

Сергей: На сегодняшний день российским молодым ученым и инноваторам необходимы дискуссионные площадки для общения и обсуждения результатов научной работы, обмена мнениями по основным направлениям современной науки, установления прямых научных контактов. Такую возможность сейчас как раз предоставляет наш Центр высоких технологий МФТИ. Более того, в сентябре на базе Московского физико-технического института состоится конференция по проблеме подготовки специалистов в области сингулярных технологий для экономики будущего. Сейчас она планируется как всероссийская площадка передачи опыта и обмена мнениями, ориентированная на молодых исследователей.

Анна :Главная рекомендация от меня – учить английский язык. И не просто для повседневного общения, а учить так, чтобы суметь учиться на нем. Люди здесь всегда открыты к общению, причем не важно – сидящий рядом с тобой студент или топ-менеджер из списка Forbes, например, Стив Возняк, который заглянул к нам недавно. Сегодня все глобальные проблемы решаются на английском языке, и нашим инноваторам и ученым тоже есть, чем поделиться. Связи и коммуникации сейчас решают все.

Спасибо!

Блог Сергея Мусиенко: http://regmedru.wordpress.com/, блог Анны Труниной: http://anna-trunina.livejournal.com/

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (1 vote)
Источник(и):

Саглара Оконова пресс-секретарь Центра высоких технологий МФТИ