Forbes: Властелин коррозии
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Как предприниматель Лев Балдаев зарабатывает на защите металла.
«Если бы в стране было больше здравомыслящих людей, мосты, металлоконструкции, резервуары не красили бы раз в пять лет, а защищали лет на двадцать сразу. И у наших ворот стояли бы очереди», — мечтает Лев Балдаев, основатель холдинга «Плакарт», который разрабатывает и производит защитные покрытия.
Химик Балдаев зарабатывает на научных разработках. Технологией газотермического напыления и наплавки, на которой специализируется «Плакарт», он занимался еще в одном из советских НИИ, а в 2008 году написал на эту тему докторскую. Суть метода такова: газовой струей на поверхность изделия на огромной скорости наносят частицы металлической смеси, в результате чего образуется защитный слой толщиной от десятков до сотен микрон. Среди его заказчиков «Газпром» и «Лукойл», последние несколько лет бизнес Балдаева рос не менее чем на 40% в год, годовая выручка холдинга — около $10 млн. Но кондиционеры в подмосковном офисе Балдаева появились только после прошлогодней жары. «Я в течение 19 лет не давал разделить ни копейки из прибыли, все пускал на развитие. Понимал, что, если мы сегодня истратим деньги, завтра нас не будет», — говорит предприниматель.
В 1990-е он и еще пятеро научных сотрудников открыли цех по восстановлению изношенных узлов оборудования. Проблема износа актуальна для любого оборудования, так что обращались все — от автосервисов (напылением лечится износ рулевой рейки) до нефтедобывающих компаний. Балдаев же мечтал не только продлевать жизнь бэушных деталей, но и поставлять заводам-производителям технологию, материалы и оборудование для напыления. Его компания участвовала в отраслевых выставках, проводила семинары. Заводы особого интереса не проявляли. Предприниматель решил заходить через конечных потребителей.
В 2001 году компания Балдаева по заказу «Самаранефтегаза», тогда еще входившего в структуру ЮКОСа, нанесла защитные покрытия на корпуса центробежных насосов, которые опускаются непосредственно в скважину. Вскоре технологию с подачи нефтяников стал использовать крупнейший производитель таких насосов «Алнас» из Альметьевска, заинтересовались и другие заводы.
Производственные площадки компании Балдаева «Технологические системы защитных покрытий» (ТСЗП), на базе которой был создан холдинг «Плакарт», появились в Перми, Тюмени, Башкирии, Нижнем Новгороде. Сейчас готовится к открытию цех в Питере — там большой объем работ для «Силовых машин».
Интерес потребителей понятен. Защитные покрытия увеличивают ресурс использования оборудования в 3–5 раз. Особенно это актуально для агрегатов, работающих в агрессивной среде. Скажем, в колоннах абсорбера — установки по очистке газа, где от природного газа отделяют сероводород, — коррозия съедает в год по 6–12 мм металла. По заказу «Газпрома» компания Балдаева сделала напыление на внутренние поверхности установки. Процесс коррозии остановился. Экономию дает и возможность использовать другие материалы — если применять покрытия, то дорогую нержавейку можно заменить более дешевой сталью.
Правда, защиту от коррозии и износа можно обеспечить разными способами, и их освоил не только Балдаев.
«В Москве есть три компании, у которых есть производство, — мы, балдаевский „Плакарт” и „Техникорд”», — говорит Сергей Бульканов, ведущий технолог «Технапа».
Растет активность в России и швейцарской Sulzer, 31% акций которой в 2007 году приобрел Виктор Вексельберг. В прошлом году, по словам Михаила Лифшица, директора по развитию высокотехнологичных активов группы «Ренова», портфель заказов от российских потребителей утроился, в этом году ожидается рост в два раза.
Преимущество Балдаева в том, что он, используя собственный опыт в науке, может подстроиться под клиента и выполнить даже самый сложный заказ. Это требует немалых усилий: только в 2010 году он потратил на исследования и разработки более трети выручки компании. Одна из последних «фишек» — нано-структурированные покрытия: за счет использования новых материалов «Плакарт» может формировать свойства покрытия непосредственно в процессе напыления. Гибкость компании оценили в НПО «Сатурн», применив новое покрытие при разработке двигателя для истребителей пятого поколения.
«Энергичный, креативный и моментально реагирует на наши пожелания», — характеризует Балдаева Евгений Марчуков, генеральный конструктор НТЦ им. Люльки НПО «Сатурн».
Сейчас Балдаев взялся за самый важный в его жизни проект с бюджетом 3,8 млрд рублей. Ради него он даже бросил оперативное управление компанией. Вместе с ОАО «РОСНАНО» «Плакарт» создает сеть центров по разработке и нанесению покрытий в крупных промышленных городах — Перми, Уфе, Тюмени, Петербурге и др. Большую часть денег выделят РОСНАНО (1,22 млрд. рублей) и другие инвесторы — Росатом и «Объединенная двигателестроительная корпорация». Некоторые продукты Балдаева превосходят мировые аналоги, говорит управляющий директор РОСНАНО Александр Кондратов. Основатель «Плакарта» будет двигать вперед научную составляющую проекта и разъяснять преимущество своего метода крупным компаниям. Ведь именно недостаток понимания со стороны заказчиков он считает главной угрозой своему бизнесу. Сейчас продавать технологию сложнее, чем пять-семь лет назад. «Тогда мы имели дело со специалистами, которые разбирались в теме. Сегодня — с менеджерами». И это, по мнению Балдаева, серьезная проблема: их не волнует долгосрочная экономия, бонусы дают за снижение текущих издержек.
Памятник с изнанки
Один из самых громких заказов Балдаева — участие в реконструкции скульптуры Веры Мухиной, которой занималась фирма Елены Батуриной. Цинком и алюминием покрыли элементы каркаса, выполненные из низколегированных сталей, и места их стыковки с нержавейкой, где велик риск гальванической коррозии. Покрытия вызвали бурное обсуждение в СМИ в июле 2010 года, когда ФГУП ВИАМ начал обрабатывать сами фигуры. Шумели зря: «Рабочего и колхозницу» открыли зимой, а состав можно наносить только в теплое время года.
- Источник(и):
-
Forbes, 01.08.2011
- Войдите на сайт для отправки комментариев