Гибридный самолёт-дирижабль впервые поднялся в небо

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Канадские инженеры разработали серию из трёх дирижаблей, питаемых солнечной энергией, и даже испытали в деле прообраз такого аппарата. Хотя в Канаде хватает просторов и бездорожья, авторы проекта намерены направить свои детища в первую очередь на Чёрный континент.

По информации DVICE, компания Solar Ship протестировала в воздухе прототип необычного дирижабля, предвестник целой линейки машин.

На аппарате, судя по видео, ещё нет задуманных по проекту солнечных ячеек. Но пока это неважно: первопроходец призван проверить, как ведёт себя в воздухе гелиевый баллон в форме летающего крыла.

twd.jpg Рис. 1. Новые машины могут пригодиться в доставке грузов вдали от цивилизации, экологическом мониторинге, контроле и обслуживании трубопроводов или линий электропередачи. Ещё они могли бы катать туристов (иллюстрация Solar Ship).

Такая форма для новых летательных аппаратов выбрана не случайно. По замыслу компании Solar Ship, её машины будут гибридами, в которых больше 50% подъёмной силы обеспечат аэродинамические свойства корпуса, а остальное – гелий. Фактически канадцы предлагают думать о своём дирижабле как о «самолёте со вспомогательной плавучестью».

Принцип соединения статической и динамической подъёмной силы позволяет использовать баллон меньшего объёма, чем у классического дирижабля равной грузоподъёмности. А такой компактный аппарат, который тяжелее воздуха, проще швартовать и обслуживать на земле, он меньше реагирует на порывы ветра и не стремится улететь ввысь, если оборвана привязь.

Последнее свойство окажется особенно полезным при приземлении в удалённых районах, там, где вовсе нет никакой наземной инфраструктуры.

tw8.jpg Рис. 2. 10-метровый прототип Solar Ship поднимает лишь пилота. Последующие образцы должны быть куда способнее (фото Solar Ship).

«Солнечные корабли» могли бы доставлять лекарства в африканскую глубинку, служить скорой помощью, которой не страшно бездорожье, помогать биологам изучать животных в естественных условиях обитания.

Такие же гибриды по достоинству оценили бы техники, занятые обслуживанием ЛЭП. А в районах стихийных бедствий «солнечные суда» сыграли бы роль безотказного транспорта для спасателей.

twe.jpg Рис. 3. Энергию дирижаблям Solar Ship поставят солнечные батареи, размещённые «на спине» этих воздушных судов (иллюстрации Solar Ship).

С точки зрения безопасности гибридная схема предпочтительнее, нежели аппарат легче воздуха или самолёт по отдельности. Даже если такой «аэродинамический дирижабль» получит пробоину и гелий начнёт улетучиваться, машина не упадёт, а сможет плавно приземлиться на манер самолёта, рассказывает Gizmag.

Воздушные винты новичков будут оснащены электромоторами. На случай непогоды на борту должны быть размещены аккумуляторы. Заряжать их будут гибкие фотоэлектрические ячейки, благо места для установки последних вполне достаточно.

Вместе эти источники тока позволят машине оставаться в воздухе очень долго. Если уж пилотируемые самолёты на солнечных батареях способны продержаться в небе больше суток, то гелиевый баллон и подавно с такой задачей справится. Возможности такой машины будут ограничены выносливостью пилота.

twa.jpg Рис. 4. 10–11-метровый аппарат такого типа получал бы от солнца 4 киловатта мощности, рассчитали канадцы, а 20-метровый – уже 13 кВт. С учётом эффективности машины этого ей должно хватать для полёта (иллюстрации Solar Ship).

Solar Ship разработала три комбинированных летающих судна. Самое маленькое из них названо Caracal. Проект предусматривает два варианта силовой установки – только на солнечных батареях или с дополнительным двигателем, работающим на горючем (на каком именно – инженеры не уточняют).

В первом случае «каракал» сможет поднимать в небо 150 килограммов груза, во втором – 750 кг. Максимальная скорость составит 60 и 120 км/ч соответственно.

К достоинствам этого «летающего аналога внедорожника» следует отнести короткий разбег – 100 метров при полной нагрузке и всего 50 метров у пустого аппарата.

Дальность хода гибридного варианта – 2500 километров. Чисто солнечная модификация могла бы пролетать в день по 500 км, уверяют канадские изобретатели.

twb.jpg Рис. 5. У всех «солнечных кораблей» пробег при посадке – вдвое короче разбега. И площадка может быть совсем неподготовленной (иллюстрации Solar Ship).

Второй аппарат, покрупнее, назван Chui («леопард» на суахили). Он должен поднимать от 1 до 2,5 тонны груза (опять же в зависимости от двигателей – только электрические или их сочетание с ДВС), разгоняться до скорости в 70–100 км/ч и преодолевать на одном дыхании до пяти тысяч километров. Разбег с полной нагрузкой у «чуи» тоже не должен требовать больше 100 метров свободного пространства.

Наконец, венец предполагаемой линейки, самый сложный и грандиозный по замыслу аппарат – Nanuq («белый медведь» на языке канадских инуитов). В целом он похож на собратьев, но параметры уже совсем нешуточные: грузоподъёмность до 30 тонн, скорость – до 120 км/ч, дальность полёта, при питании от солнца, будет фактически неограниченной.

twc.jpg Рис. 6. Канадцы видят свои дирижабли в качестве идеального «транспорта быстрого реагирования», доставляющего в районы стихийных бедствий мешки хоть с сахаром, хоть с песком (например, в места, где требуется строить дамбы от наводнения) (иллюстрация Solar Ship).

Для разбега «нануку» потребуется 200 метров. В сравнении с самолётами равной грузоподъёмности это совсем немного. А способность гибридного гиганта доставлять тяжёлые грузы, не расходуя ни грамма топлива, либо используя его очень экономно, и вовсе трудно переоценить.

По информации Toronto Star, глава Solar Ship, предприниматель Джей Годсалл (Jay Godsall), впервые задумался о возможностях дирижаблей более четверти века назад. Ещё будучи школьником, он попал как-то по знакомству в посольство Бурунди, где в беседе с африканцами услышал, что у них имеется немало ресурсов для развития экономики, но практически нет надёжного транспорта, развитой сети дорог, и это, мол, всё тормозит.

Идея строить дирижабли для полётов в отдалённых уголках планеты «лежала на полке» у Джея много лет. До тех пор, пока уже взрослый Годсалл не познакомился с профессором Джеймсом Делаурье (James DeLaurier), специалистом по аэрокосмической технике. В 2006 году они создали компанию Solar Ship и приступили к разработке гибрида дирижабля с самолётом.

Ныне первенец этой программы, тестовый аппарат, осваивается в воздухе. А компания уже планирует следующий шаг: в конце 2012 года где-то на африканском континенте она намерена показать в работе небольшой грузовой Solar Ship, предназначенный для доставки медикаментов в деревни.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.7 (10 votes)
Источник(и):

1. membrana.ru