Искусство в стиле нано
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Нанохудожники, нанопейзажи и наноскульптуры… эти термины – не дань моде, они взяты из лексикона последователей нового художественного направления – наноарта. Его создатель Крис Орфеску поделился с New Scientist своей методикой и философией. Здесь не нужны кисти и краски, а также художественный замысел, но не обойтись без «его величества» случая и мощного микроскопа.
Рис. 1. Крис Орфеску рассматривает
наноарт как самый прогрессивный путь
для внедрения нанотехнологий и
знакомства с ними людей, не связанных
с наукой.
— Крис, Вы одновременно – ученый и художник. Как эти два человека уживаются в вас? Конфликтуют или живут в согласии?
— Как искусство, так и наука – это творческие процессы. Некоторые ученые думают, что правая часть головного мозга помогает человеку мыслить абстрактно – например, заниматься музыкой, понимать цвета, формы.
Левая же половина мозга, так называемая аналитическая, помогает распознавать математические символы, отвечает за логику, анализ, речевую деятельность. По моему мнению, нужно упражнять обе половины мозга, и я твердо в этом уверен.
— Вы занимаетесь наноартом уже более 20 лет. Как возникла идея использовать нанообъекты для создания изображений?
— Я всегда испытывал интерес к нанотехнологии, как к самой современной технологии, способной изменить нашу жизнь. Почти 30 лет назад во время исследования я был так поражен структурой и хитросплетениями вещества в его крошечной частичке, что начал исследовать процесс наноарта, сочетая науку и искусство.
Недавно я запустил новый блог о нанотехнологии и искусстве, где планирую начать рассказывать об истории наноарта и исследовать глубины взаимодействия искусства, науки и техники. Всех художников и ученых, заинтересованных в развитии этого блога, я прошу присылать статьи и интересные материалы.
— А что произошло за последнее время в Вашей жизни как ученого и как художника?
— Как ученый последние несколько лет я занимаюсь исследованием в области новых наноматериалов для батарей и конденсаторов, которые могут быть использованы в электромобилях, а также материалов, которые найдут применение в одежде со встроенными электронными устройствами.
Справка NNN: Крис Орфеску, румынский учёный-физик и художник, живущий в США (Калифорния). Работает в калифорнийской компании Caleb Technology, разрабатывающей аккумуляторы. Считается основоположником наноарта. Учредитель и куратор международного онлайн-конкурса наноарта (по материалам strf.ru).
А как художник я нацелен на создание черно-белых работ. Мне хочется раскрыть красоту необработанных наноскульптур, рожденных Природой на атомном и молекулярном уровнях.
Рис. 2. «Нано-гамак: релаксация на наноуровне». Частицы графита в полимерной полиэфирной смоле.
- Какое-то время я всецело был поглощен продвижением наноарта, который, в чем я безоговорочно уверен, является отражением новой технологической революции. Я рассматриваю это направление в искусстве как самый прогрессивный путь для внедрения нанотехнологии и знакомства с ней людей, не связанных с наукой.
— Насколько я знаю, у художника-живописца вначале рождается замысел будущей картины, он ее представляет и воплощает. А как происходит создание картины у художника наноарта? Что получится – для него тайна?
— Как правило, в живописи у художника вначале возникает замысел будущей работы, а затем он претворяет его в жизнь. Иногда случается, что конечный результат получается иным, отличным от задуманного. Нанохудожник, имея в распоряжении новейшие технические средства, способен делать то же самое: придумать образ и затем создавать его, хотя такие работы довольно просты и им недостает той сложности, которой наделены произведения природы.
Рис. 3. «Крепко связанные». Частицы графита в полимерной полиэфирной смоле.
Я предпочитаю использовать несколько «мистический» способ. Мое художественно-научно-техническое творчество начинается в лаборатории, где с помощью физических и химических процессов я создаю различные структуры, так называемые наноскульптуры. В основном это работы на молекулярном и атомном уровнях.
Для них я часто использую природные структуры, которые нахожу, исследуя под микроскопом различные вещества. Я называю их нанопейзажами. Следующим шагом в этом процессе идет создание структуры изображения – визуализация – «поимка» изображения. Я использую сканирующий электронный микроскоп, чтобы обнаружить структуры и выбрать наиболее близкие моему замыслу, чтобы создать ценное произведение искусства.
Рис. 4. «Квантово-механическое
туннелирование». Частицы графита
в полимерной полиэфирной смоле.
Некоторые из найденных изображений окрашиваются и обрабатываются с помощью цифровых технологий, при этом я комбинирую реальные изображения этих структур с абстрактными цветовыми гаммами. Чтобы окрасить их, я разработал в Photoshop особую технику, которую назвал Digital Faux.
Эту технику можно сравнить с имитацией, которую художники-декораторы используют при заключительной отделке, применяя глазурь вместо краски. Путем нанесения глазури можно достичь трехмерного эффекта, что не получится при применении обычной краски.
Подобно этой имитации, Digital Faux достигается наложением прозрачных цветовых слоев для создания глубины, объема и формы. Эти слои я назвал «Цифровые глазури».
Завершающий этап процесса создания изображения – это печать. Для нее я использую холст или мелованную бумагу с высоким глянцем. После этого мои работы можно продемонстрировать аудитории, и художественные образы не оставят людей равнодушными своей неповторимой красотой и необычностью.
— Ежегодно проводится Международный онлайн-конкурс, который вы учредили. Вам не приходила мысль создать выставку вне Интернета, собрать вместе работы художников из разных стран?
— В этом году исполнится пять лет со дня создания Международного онлайн-конкурса НаноАрта. Помимо ежегодной организации онлайн-конкурса мы также проводим Национальный фестиваль наноарта в художественных галереях по всему миру. Первые два фестиваля проводились в Котке (Финляндия) и в Штутгарте (Германия). Также мы организуем выставки NanoArt21, например, в Сан-Себастьяно (Испания), на фестивале «Страсть к знанию» в Праге, а также в Чехии на Евронанофоруме.
У меня были и индивидуальные показы, и групповые выставки-офлайн во многих странах мира: в США, Италии, Франции, Финляндии, Корее, Великобритании, Ирландии, Испании, Германии, Колумбии, Греции и Израиле.
— Крис, как Вы представляете будущее наноарта?
— Ученые исследуют наномир, чтобы проникнуть в тайну мироздания. Возможно, что нанотехнологии смогут ответить на этот вопрос. Я думаю, что открытия в области нанотехнологий будут самыми главными технологическими событиями в ближайшие несколько десятилетий.
Рис. 5. «Свет сквозь микроотверстие 2». Наноскульптура, созданная путем замораживания крошечной капли коллоидного графита (наночастицы графита в суспензии) в жидком азоте при температуре –196 градусов Цельсия.
В то время когда я основал Международный онлайн-конкурс, еще не было подобных проектов. Сейчас же, спустя несколько лет, уже многие университеты и научные общества организуют конкурсы по наноарту. Для того чтобы представить прогресс этого направления в искусстве, я познакомлю вас со следующей статистикой: в прошлом году на IV Международном онлайн-конкурсе, организованном NanoArt21, 48 художников из 15 стран мира представили 154 работы, тогда как в 2006 году 22 художника из 5 стран представили 71 работу. Важно, что качество работ намного улучшилось, и художники демонстрируют лучшее понимание этого нового направления искусства.
Я основал NanoArt21 несколько лет назад как Всемирную организацию для знакомства людей с новым видом искусства – наноартом, а также для его продвижения в мире. В данный момент я могу сказать, что у нас очень активная и быстро расширяющаяся международная группа художников, проявляющая огромный интерес к нанотехнологии и наноискусству.
Статья опубликована в журнале NewScientist № 4, 2011 год.
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев