Как получить квартиру в РАН
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Квартирный вопрос в РАН становится причиной массы слухов и подозрений. Часто можно слышать, что учёные не доверяют ни принятой в РАН системе распределения жилищных сертификатов, ни спискам претендентов на жильё, ни даже щедрым обещаниям президента России.
Несмотря на всё это, есть реальные истории, свидетельствующие о том, что квартиру в академии получить всё-таки можно. О том, как это сделать сейчас и как предположительно можно будет осуществить в будущем, мы попросили рассказать заместителя председателя Совета профсоюза работников РАН, руководителя жилищной комиссии Якова Богомолова.
Яков Богомолов: «Любое решение по жилищному
вопросу – несправедливое априори, полной
справедливости добиться нельзя.
Конечно, очень большая разница в том,
получаешь ли ты квартиру в собственность или
заселяешься в служебное жильё»
Справка STRF.ru:
Богомолов Яков Леонидович окончил физико-математическую школу в Горьком, в 1977 году – факультет вычислительной математики и кибернетики Горьковского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. В том же году по распределению поступил на работу в Институт прикладной физики Российской академии наук, в котором трудится и сейчас в должности старшего научного сотрудника. Без отрыва от основной деятельности с 1998 по 2001 год возглавлял Автозаводский филиал агентства недвижимости «Домострой». Активный участник профсоюзного движения учёных, заместитель председателя Совета профсоюзов работников РАН и председатель жилищной комиссии Совета; кандидат физико-математических наук
В новом году – 600 квартир
В 2009 году Дмитрий Медведев пообещал молодым учёным академии 5 тысяч квартир на непонятных на тот момент условиях. Во что сегодня воплотилось это обещание?
Действительно, после встречи 15 декабря с руководством РАН Дмитрий Медведев издал распоряжение о комплексном решении жилищной проблемы в Российской академии наук. По собранным в начале 2010 года сведениям, в академии более 7 тысяч молодых учёных нуждаются в улучшении жилищных условий; в распоряжении речь шла о предоставлении 5 тысяч квартир. Их стоимость, как подсчитали в РАН, с учётом как столичных, так и региональных цен, равняется примерно 9,2 миллиарда рублей.
К 1 мая правительство должно было подготовить предложения по реализации распоряжения, но реально лёд тронулся только после очередного летнего напоминания Дмитрия Медведева, когда на совещании в Минэкономразвития 3 сентября был выработан комплекс мер по решению жилищной проблемы в РАН. В частности, в бюджете было запланировано выделение 2 миллиардов рублей на приобретение квартир для молодых учёных, из которых 1 миллиард предусмотрен на 2011 год и ещё столько же – на 2013 год; 2012-ый по неким высшим соображениям почему-то выпал.
По нашим подсчётам, на миллиард можно приобрести примерно 600 квартир в разных регионах России. Это не так много, как хотелось бы, но – уже некоторое продвижение. Для сравнения замечу, что в рамках ежегодной сертификатной программы мы получаем 150–170 квартир.
Помимо «президентских» квартир, обсуждаются и другие каналы обеспечения жильём учёных, например, с участием Фонда содействия развитию жилищного строительства или посредством строительства жилья на пустующих академических землях. Насколько продвинулись эти программы?
Что касается Фонда содействия развитию жилищного строительства (фонд РЖС), то он планировал выделять на жильё академическим учёным не менее 1 миллиарда рублей ежегодно, причём первый транш должен был поступить уже в этом году, о чём фонд в формате главной новости сообщил на своём сайте 8 сентября. Но, к сожалению, на сегодня у нас имеется информация (пока официально не подтверждённая), что Правительственная комиссия по развитию жилищного строительства, возглавляемая первым вице-премьером г-ном Шуваловым и попечительский совет Фонда РЖС, возглавляемый заместителем председателя правительства РФ г-ном Жуковым, дезавуировали это намерение. Миллиард, на который мы рассчитывали в 2010 году, де-факто не поступит, хотя уже была проведена работа по сбору списков претендентов на получение квартир по данной статье. Профсоюз планирует обратиться к соответствующим лицам за разъяснением.
Рассматривается и возможность строить жильё на участках, находящихся в оперативном управлении академии, но, для того чтобы этим заниматься, недостаёт соответствующей законодательной базы.
Кроме того, есть ещё одно предложение, зафиксированное в итоговом протоколе правительственного совещания по комплексному решению жилищной проблемы в РАН. Оно заключается в использовании квартир для военнослужащих, которые в своё время были построены на государственные средства и в силу каких-то причин оказались невостребованными. В общей сложности это 173 квартиры, которые решено передать на баланс РАН в качестве служебных, но пока ни одна из них на баланс РАН не принята. «Военные» квартиры достанутся регионам, в которых уже этот фонд сформирован. Например, 17 квартир получает Казань, 15 – Сыктывкар, 5 – Иваново, хотя там всего один академический институт, и ни одной в силу отсутствия – Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород. Впоследствии эти квартиры, конечно, будут учитываться, когда начнётся распределение жилья по другим программам.
Освоение миллиарда
Таким образом, на сегодня РАН гарантированно имеет 1 миллиард для решения жилищной проблемы, остальные возможности – в проектах. Уже известно, как поступите с миллиардом? Каким образом будете приобретать жильё?
Технический механизм освоения миллиарда ещё не прописан, но он постоянно обсуждается. Полагаю, что либо сама РАН, либо другая структура будет покупать квартиры для сотрудников академии. Думаю, здесь больших проблем не возникнет. Как только поступит миллиард, будут приобретены квартиры. Однако на сегодняшний день непонятно, в каком статусе они будут предоставляться сотрудникам РАН – по социальному найму, коммерческому найму или в качестве служебного жилья. Настроения на этот счёт разные. Одни члены правительственной комиссии считают, что квартиры надо выдавать по обычным договорам социального найма, другие полагают, что жилью нужно присвоить служебный статус. Каким будет окончательное решение, я не могу предсказать. Кстати, по служебному жилью меньше всего ясности, так как в РАН оно не выглядит безупречным с законодательной точки зрения.
Определены ли правила, по которым эти квартиры будут распределяться среди учёных?
Мы будем придерживаться принципов, заложенных в поручении президента: в первую очередь выдавать квартиры молодым учёным, имеющим определённые заслуги перед отечественной наукой. Собственно говоря, по этому контингенту академических сотрудников критерии уже разработаны, поскольку в РАН в течение четырёх последних лет реализуется программа жилищных сертификатов. Принципы очерёдности выделения сертификатов в значительной степени будут пролонгированы для предоставления квартир. Это означает, что в первую очередь на получение жилплощади могут претендовать доктора наук в возрасте до 45 лет. Потом – молодые (в возрасте до 35 лет) кандидаты наук, проранжированные по формальным показателям научной работы, таким как индекс цитируемости, импакт-фактор, участие в грантовых проектах и федеральных целевых программах, наличие званий, медалей и т.п. Хотя лично я не считаю все эти показатели последней истиной в оценке учёного, но, тем не менее, практика показывает, что лидеров они выявляют правильно. По ним можно определить «голову» и «хвост» науки, а вот с серединой, то есть с основной массой хорошо работающих сотрудников, сложнее. Но мы пока о ней и не говорим, поскольку по жилищным сертификатам ещё только работаем с «головой»… Разумеется, одним из основополагающих пунктов будет принцип равномерного распределения по регионам.
Безусловно, социальный аспект тоже будем учитывать. Списки претендентов на квартиры составляются всё же не автоматически, согласно некоторой формальной формуле, а на основе коллегиальной экспертной оценки. Так что
если у человека очень плохие жилищные условия или появился третий ребёнок в семье, то он может и без выдающихся заслуг получить льготное жильё.
Это, конечно, вопрос очень тонкий, провоцирующий скандалы в жилищных комиссиях. Разумеется, на весах справедливости трудно сравнить обладателя медали Ломоносова, высшей награды РАН для молодых учёных, с многодетной семьёй («к счастью», и то и другое встречается нечасто). Но пока ничего лучше индивидуального экспертного подхода к каждому претенденту не придумали. Одна проблема сертификатов
Вы упомянули о жилищных сертификатах – ещё одной программе, которую сами её участники часто критикуют, во-первых, за то, что цены по этим документам не соответствуют рыночным…
Стоимость сертификата, который выдаётся молодым учёным, исходит из утверждённой Минрегионразвития цены одного квадратного метра жилплощади в конкретном регионе, умноженной на 33 квадратных метра. Я согласен, что эта чиновничья цифра сильно не соответствует рыночной, особенно в Москве и Санкт-Петербурге; впрочем, и в других регионах она оставляет желать лучшего, так как усредняет цены в региональном центре и области. Поэтому, как правило, сертификата не хватает на приобретение даже самой дешёвой однокомнатной квартиры гостиничного типа. Но год на год не приходится. Например, когда два года назад разразился экономический кризис и рыночные цены на жильё существенно снизились, оказалось, что на сертификат вполне можно приобрести однокомнатную квартиру, даже с полной отделкой, хотя и не в центральной части города. Так, по крайней мере, было в Нижнем Новгороде. В Москве и Санкт-Петербурге, разумеется, ситуация сложнее, но она не безнадёжная. В Подольске, например, на московский сертификат вполне можно приобрести квартиру.
Вам известно о том, насколько проблемна схема использования этих сертификатов?
По большому счёту каких-то особенных проблем, помимо общих, распространённых на рынке жилья, использование сертификатов не имеет. Единственная и основная трудность в том, что сертификаты, как правило, выдают в конце сентября – начале октября и просят их реализовать до конца года – при условии, что срок действия сертификата – 9 месяцев. Согласитесь, что 2,5 месяца, учитывая «долгоиграющую» компоненту сертификата – двухнедельный перевод денег со счёта Сбербанка, – срок не очень большой, хотя вполне достаточный.
Если ты не воспользуешься сертификатом в текущем году, деньги просто пропадут, что и случилось в первый год действия программы: восемнадцать человек, получивших сертификаты в начале октября, не успели приобрести на них квартиры до конца года.
У каждого была своя история: кто-то не успел по чисто техническим причинам, кого-то обманули на рынке жилья, где-то недобросовестно поступил банк. В результате 25 миллионов рублей, выделенных из федерального бюджета, пропали. Академия путём титанических усилий (дело даже дошло до Генеральной Прокуратуры РФ после срочной телеграммы, отправленной Профсоюзом на имя президента России) вернула часть этих денег через год. Правда, ценой того, что некоторым обладателям сертификатов пришлось пережить неприятные процедуры расторжения уже заключённых сделок по приобретению жилья и отложить повторные сделки на полгода со всеми вытекающими отсюда последствиями. Впрочем, всё хорошо, что хорошо кончается! И вообще – кто старое помянет…
А почему сертификаты приходят так поздно?
Академия наук отправляет списки в Минрегионразвития заранее, в феврале–марте, чтобы как раз за девять месяцев человек сумел воспользоваться сертификатом. Но сертификаты всё равно приходят в октябре! У меня складывается впечатление, что чиновники то ли умышленно затягивают решение этого вопроса, то ли сами при подготовке документов сталкиваются с какими-то непреодолимыми препятствиями (по образному выражению г-на Хлунова, «запутываются в коридорах власти»). Точно сказать, в чём там дело, я не могу. Правда, когда разразился вышеупомянутый скандал и возникла необходимость выдать сертификаты в первом полугодии, они и были выданы в начале мая. Следовательно, при желании вручать сертификаты можно и существенно раньше – не только осенью.
С другой стороны, за 2,5 месяца квартиру купить реально. Совет простой: действуйте оперативно – и всё получится!
Подводные камни рынка жилья
А как конкретно действовать, особенно дилетанту, каковых большинство среди получателей сертификатов?
Рынок недвижимости – конечно, конструкция сложная, в которой, согласно неофициальной статистике, каждая десятая сделка содержит элемент криминальности. И чисто теоретических знаний при покупке квартиры недостаточно; нужно знать специфику рынка жилья, по косвенным признакам чувствовать подводные камни, на которые можешь нарваться. Покупка недвижимости сама по себе и без сертификатов – штука проблемная. Риэлторы часто проворачивают грязные схемы, умышленно затягивают сроки и даже элементарно обманывают, но надо быть к этому готовым и самому немного напрягать мозги, особенно в ситуации, когда чувствуешь: что-то не так…
Давайте с другой стороны подойдём к вопросу: какие могут быть сложности с «научными» сертификатами на рынке недвижимости
Вообще говоря, специфические сложности у безналичных сертификатов – дела давно минувших дней. Когда появились сертификаты для военнослужащих, с ними не очень охотно работали. С одной стороны, продавцы квартир отказывались от таких сделок, потому что боялись, что деньги не будут перечислены в срок. Сказывалось недоверие к гарантиям власти, распространённое в 90-е годы. В принципе, в настоящее время этот психологический фактор практически отпал, поскольку с приходом Владимира Путина гарантии власти стали реальностью. В этой связи тем более обидно, что во второй год действия «научных» сертификатов имели место случаи непроплаты «по техническим причинам» (об этом выше я уже рассказывал). Естественно, сарафанное радио разносит такие истории по агентствам недвижимости, в результате чего доверие к сертификатам утрачивается. К счастью, в силу немногочисленности таких случаев с данными сертификатами, думаю, что слухи сильно не распространились. С другой стороны, первоначально риэлторы не могли понять, как незаметно от клиента брать комиссионные со сделки с сертификатами, но со временем они и этому научились.
Таким образом, резюмируя, можно сказать, что недоверие забывается, а агентства, наоборот, с удовольствием работают с сертификатами, потому что понимают: если на документе написано «1 000 000 рублей», то в течение двух недель деньги гарантированно придут, тогда как у покупателя за наличные в момент заключения сделки может нужной суммы не оказаться.
В целом я считаю, что проблема с сертификатами не настолько велика, как её раздувают. Встречаются неожиданные ситуации. В этом году, например, ко мне поступила жалоба из Санкт-Петербурга о том, что в городском бюро регистрации прав на недвижимость – огромные очереди и нет гарантии, что в течение двух месяцев можно будет оформить право собственности. А пока этого не сделаешь, деньги из банка, естественно, не поступят. Но это частный случай, может, у них там, в бюро, вымогательством занимаются, я не знаю…
Общая тенденция, которая может привести к проблемам, заключается в другом.
Многие хотят, как в сказке о жадной старухе, выжать максимум из своего сертификата. Человек смотрит квартиру за квартирой и говорит: «Нет! Я на свой документ выберу что-нибудь побольше, получше!»
Проходит неделя, другая… И ограниченное сертификатом время и впрямь становится деньгами! К тому же бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Чем выгоднее предложение вы нашли, тем больше в нём возможности криминала. Вам любой риэлтор скажет: если квартира имеет заниженную стоимость, ищите в этом какой-то подводный камень.
В собственность или как служебное
Будет ли продолжена программа с жилищными сертификатами? Каково её финансирование на 2011 год?
На ближайшие три года запланировано продолжить программу выдачи сертификатов примерно на том же уровне, который и был раньше. В деньгах это приблизительно 200 миллионов рублей в год на всю академию, то есть речь идёт примерно о 150 квартирах.
Кстати, берут ли учёные на себя какие-то обязательства перед академией за приобретённые по сертификатам квартиры?
Согласно постановлению правительства от 14 декабря 2006 года № 765 с последующими дополнениями и изменениями, денежный номинал на жилищном сертификате имеет статус социальной выплаты. Следовательно, приобретённая с его помощью жилая недвижимость становится собственностью обладателя сертификата. Согласно пункту 21 того же постановления, «для получения сертификата молодой учёный представляет заявление на получение сертификата с обязательством о заключении срочного трудового договора сроком на 5 лет». Никаких других обязательств нет.
Тогда никто не захочет заселяться в служебные квартиры или квартиры по найму. Вообще как предполагается делить очередь, формирующуюся, как я понимаю, по единым критериям, на тех, кому выдавать сертификаты на приобретение квартиры в собственность, и тех, кому предоставлять временную жилплощадь? Как соблюсти справедливость?
Любое решение по жилищному вопросу – несправедливое априори, полной справедливости добиться нельзя. Конечно, очень большая разница в том, получаешь ли ты квартиру в собственность или заселяешься в служебное жильё. Совет молодых учёных РАН резко выступает против служебных квартир, но это отдельная тема для разговора. Давайте исходить из того, что имеем. Построим такую схему: по формальным критериям или по экспертной оценке сформируем очередь, как было в советские годы. Появится возможность выдать служебную квартиру – предложим её первому в очереди, если он откажется в надежде получить жильё в собственность, отдадим её следующему претенденту. Я вас уверяю, что какой-нибудь 50 или 100 номер эту служебную квартиру возьмёт. Проблем с пристройкой квартир, если можно так выразиться, любого статуса не будет. А
если человек не берёт служебную квартиру, готовую к употреблению, то, значит, он не нуждается в улучшении жилищных условий.
Вырисовывается ли перспектива приобретения в собственность служебного жилья?
Теоретически такая перспектива есть. В мае 2009 года Владимир Путин приходил на общее собрание РАН, и в его присутствии Юрий Осипов сказал:
«Мы договорились с правительством, что будем выдавать молодым учёным квартиры как служебные, а потом, через 10 лет работы, они выкупят их по себестоимости».
Но это всё на уровне идеи – законодательной базы под эту схему не создано.
Автор: Наталья Быкова
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев