Металлы отыграли свой бал
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Отчет об участии в Гайдаровском форуме Генерального директора Холдинговой компании «Композит» Леонида Меламеда.
В ближайшие пару десятилетий традиционные конструкционные материалы на основе металлов утратят лидирующие позиции. Конкуренцию им составят нанокомпозитные материалы. Они в десять раз прочнее стали и в пять раз легче. Впрочем, для массового внедрения этих инновационных продуктов потребуются определенные усилия со стороны государства: программы стимулирования спроса, интеграция в мировую науку и подготовка инженерных кадров.
Презентация Генерального директора Холдинговой компании «Композит» Леонида Меламеда , 2.7 МБ
Гендиректор холдинговой компании «Композит» Леонид Меламед выступил на первом Гайдаровском форуме «Россия и мир: в поисках инновационной стратегии». Мероприятие проходило в Академии народного хозяйства с 16 по 19 марта. В четверг, 16 марта, первую пленарную дискуссию посвятили теме «Технологические драйверы экономического роста». Модератором выступил глава Роснано Анатолий Чубайс.
В числе участников дискуссии – председатель наблюдательного совета консорциума «Альфа-групп» Михаил Фридман, президент группы компаний «Оптоган» Максим Добролюбов, управляющий партнер представительства компании «Росток менеджмент ЛТД» Александр Чикунов, глава ХК «Композит» Леонид Меламед и многие другие. Каждый говорил о своих достижениях в инновационной сфере – как уже имеющихся, так и о будущих. Тема доклада Меламеда звучала так: «Российские нанокомпозитные материалы: стратегия захвата рынков».
«Я хочу вам рассказать о тех возможностях, которые появятся на новых рынках в ближайшие пару десятилетий», – начал свое выступление Меламед. «Хотя после выступления бизнес-ангела Александра Чикунова я задумался, а нужны ли бессмертным какие-то новые материальные объекты, если они будут жить в компьютере?», – тут же оговорился докладчик. Впрочем, модератор Чубайс развеял сомнения Меламеда, вызванные сенсационными заявлениями Чикунова о том, что наука скоро откроет секреты вечной жизни.
Тогда глава ХК «Композит» не стал ходить вокруг да около и сразу озадачил публику, заявив, что металлы отыграли свой бал:
«Итак, у меня плохая новость для металлургов, которых слава Богу, я поводил по залу глазами, я здесь не вижу, поэтому буду более смел».
Меламед пообещал, что в ближайшие десятилетия сталь и ее производные перестанут занимать первое место в области конструкционных материалов. По его словам, новое поколение композитов, принципиально отличаются от стали – они в десять раз прочнее, и в пять раз легче. Причем эксперты прогнозируют увеличение прочностных свойств композитов. «Это определяет их преимущество», – заверил Меламед.
Глава ХК «Композит» провел для аудитории небольшой экскурс в историю. Композиционные материалы используются в авиа-космической промышленности уже 30 лет. Современная мировая практика применения композитов, по словам Меламеда, свидетельствует, что их победа над металлами очевидна:
«В больших самолетах уже используется больше 50% пластиков, в малых эта цифра доходит до 80% даже с учетом веса двигателя, который по-прежнему остается металлическим».
Ограничиваться этими показателями авиаторы явно не собираются. Чтобы стимулировать применение композитов, авиаторы заявляют о готовности доплачивать по 500 евро за каждый килограмм материалов, позволяющих снижать вес самолета.
Однако в последнее время композиты завоевывают и новые рынки. Технология теперь востребована в автомобильной, нефте-газовой промышленности и других гражданских отраслях. Рост спроса на них превосходит даже самые смелые предсказания экспертов.
«Согласно консервативному прогнозу к 2020 году в мире будет производится 300 тысяч тонн композитов. Сегодня только 40 тысяч тонн. Но в этот прогноз уже никто не верит. Эксперты сходятся во мнении, что при снижении цены на углеродное волокно, цифры будут совсем другими», – сообщил Меламед. По его словам, только автомобильная промышленность в ближайшие десятилетия будет потреблять до 10 млн тонн композитов. «Буквально на днях были обнародованы планы нескольких автоконцернов-гигантов об увеличении применения композитов к 2022 году до полтора миллиона тонн», – аргументировал глава ХК «Композит».
Еще одно направление ветроэнергетика, которая нуждается в постоянном наращивании мощности агрегатов. Ветряные мельницы должны стать больше по размерам, а их вес при этом снизиться. Сделать это можно как раз за счет композитов.
По словам Меламеда, строительство в ближайшие годы станет вторым большим драйвером роста для композиционных материалов при снижении ценовых характеристик.
«Произойдет массовое вытеснение стали из всех строительных материалов», – не сомневается инноватор. В ближайшие десятилетия строительная индустрия востребует 12 млн тонн, утверждает он. Меламед продемонстрировал на слайде прочностные характеристики композитов, используемых в строительстве. На картинке показан взрыв строящегося здания. Та колонна и плита, что обмотаны тонким слоем углеродной ткани (ее толщина измеряется в микронах) не пострадали. Незащищенные колонна и плита – разрушились.
«Сможет ли Россия сказать свое слово на рынке композитов?», – задается вопросом Меламед. Шансы, на его взгляд, есть. Одно из основных направлений строительство, включая сегменты нового строительства, а также реконструкции изношенной инфраструктуры. Опыт у «Композита» в этой сфере уже имеется. Прошлой осенью угродными материалами реконструировали мост в Татищевском районе Саратовской области. Его грузоподъемность увеличилась с 20 до 80 тонн, а стоимость работ уменьшилась почти в два раза.
Другое направление нефте- газодобыча, она смещается к большим глубинам и требует иной прочности материалов. Композиты будут востребованы и в электроэнергетике.
«Там мы имеем дело с линиями электропередач. В ближайшие годы сердечники электрических кабелей будут сделаны из композитов», – заявил Меламед. То же самое, по его словам, ждет и линии опоры электропередач (ЛЭП). Он вновь продемонстрировал любопытный слайд. На картинке девушка несет на плече четырнадцатиметровую ЛЭП весом всего в 11 килограммов.
Так что же необходимо сделать, чтобы Россия могла продвигаться в этом направлении быстрее? Первое, по словам Меламеда, нужны эффективные программы спроса. Он привел пример поддержки спроса правительствами европейских государств на некогда дорогостоящую энергию, получаемую за счет ветроэнергетики.
«Согласно прогнозам к 2050 году 25% энергии будет вырабатываться на ветроэнергетических установках. И все благодаря предпринятым усилиям о стимулированию спроса», – привел доводы глава ХК «Композит».
Другие подходы нужны и сфере научных исследований.
«Я считаю, что мы тут находимся в тупике из-за великодержавной самостийности. Нам обязательно нужна интеграция с мировой наукой. В принципе наука по-другому не работает. Поэтому должен быть большой котел, в котором все варится», – не сомневается Меламед.
Помимо этого необходимо срочно решать проблемы с образованием. Инженеров, по его словам, не найти днем с огнем.
«Здесь тоже обязательно нужны специальные меры. Необходимо создавать соответствующие инжиниринговые центры и заниматься их интеграцией с мировой инжиниринговой тусовкой», – предложил глава ХК «Композит».
«Нам нужны умные программы. Без них, естественно, быстро раскачать внедрение технологии не удастся. И мы будем плестись в хвосте мировых лидеров», – предупредил инноватор.
Последний слайд презентации, продемонстрированный Меламедом, увлекал в Зазеркалье Льюиса Кэрролла.
- Какая медлительная страна! – сказала Королева. – Ну, а здесь, знаешь ли приходиться бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!
Точнее о проблемах с конкуренцией в нашей стране и не скажешь.
Вложение | Размер |
---|---|
melamed_gaydar_forum_2011.pdf | 2.53 МБ |
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев