Между наукой и производством нужен посредник

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Академическая наука часто не доводит результаты НИОКР до стадии коммерциализации. Причина – в отсутствии у учёных интереса к внедрению своих идей, не говоря уже о навыках, необходимых для ведения бизнеса. Выходом из ситуации может стать создание посреднического звена между наукой и промышленностью, предлагает Лада Петровская.

strf-persone-petrovskaya-lada.jpgЛада Петровская: «Институты редко доводят разработки
до той стадии, на которой их можно внедрять: это
не сфера интересов и обязанностей научных сотрудников.
<…> в интересах того же производства было бы полезно
наличие некоего промежуточного посреднического
звена между наукой и промышленностью»

Справка STRF.ru:

Петровская Лада Евгеньевна, старший научный сотрудник лаборатории инженерии белка Института биоорганической химии РАН, кандидат химических наук

Как Вы считаете, нужна ли специальная государственная поддержка развитию биотехнологий? Или всё-таки науку надо поддерживать по всем направлениям сразу, не выделяя отчётливых приоритетов?

Я, конечно, выступаю за поддержку всей науки. Но если говорить с точки зрения развития экономики, то определённо должна быть специальная программа развития биотехнологий. Нанотехнологии выделены, потому что в их развитии заинтересовано государство и общество, а значит, они должны целенаправленно поддерживаться. Так же и с биотехнологиями. Другое дело, что биотехнологии – очень широкое понятие. Нужен какой-то механизм отбора – что должно входить в программу, что – нет; какое-то обсуждение уже в рамках направления под названием «биотехнология».

У государства есть несколько инструментов поддержки: финансовые (ФЦП, организация специальных фондов, структур типа «Роснано»), а есть меры регулирования (налоговые льготы либо рыночные преференции для тех организаций, которые будут внедрять биотехнологии). По какому направлению лучше осуществлять поддержку?

Непосредственно с производством не сталкивалась. Как я себе представляю, для фирм, которые занимаются промышленными биотехнологиями, будет полезно особое налоговое регулирование. Но НИОКР, прежде всего, осуществляются научными институтами, а они работают в системе грантов. Мне кажется, очень важно, чтобы было больше грантов, более доступных, чтобы в этой сфере было меньше бюрократии. Думаю, вам об этом любой скажет: по федеральным целевым программам отчётность больше ориентирована на количество бумаг, а не на конечный продукт. Но гранты на начальном этапе исследований в любом случае – самый доступный и эффективный инструмент.

На Ваш взгляд, встречаются ли предложения НИОКР и спрос на них со стороны промышленности? Или сейчас наука и бизнес работают в совершенно разных направлениях?

Думаю, встречаются. Многие результаты, полученные в академических институтах, могут быть внедрены и в конечном счёте – принести прибыль. Но институты редко доводят разработки до той стадии, на которой их можно внедрять: это не сфера интересов и обязанностей научных сотрудников. Вероятно, это утопическое пожелание, однако в интересах того же производства было бы полезно наличие некоего промежуточного посреднического звена между наукой и промышленностью. Чтобы эти посредники вели мониторинг научной деятельности учреждения и отмечали: вот этот результат можно внедрить. И налаживали бы связь с бизнесом. Таким образом произойдёт разделение труда: учёные думают над своими проблемами, не озадачиваясь вопросами прибыльности (как это в основном и бывает), а менеджеры ищут возможности для коммерциализации их идей – у них есть к такой деятельности способности и интерес.

Но этот менеджер должен понимать, в чём состоит идея, иметь какое-то специальное образование…

Конечно. В идеале, их должны готовить, например, в технологическом институте по программе, включающей в себя, помимо биологии, экономику и менеджмент. Это звено было бы очень полезно науке.

А каких-то «осложнений», связанных с интеллектуальной собственностью, такая посредническая структура не добавит?

Учёные – люди скромные. Мы готовы делиться авторскими правами. Ведь если наши разработки нигде не реализуются, мы вообще ничего не получим. Наверное, есть опасность, что в случае появления серьёзной прибыли структуры, лучше ориентирующиеся в бизнесе, захотят забрать себе всё. Но как-то хочется верить в лучшее, что ситуация обстоит не так тяжело.

Автор: Наталья Антоненко

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (2 votes)
Источник(и):

Strf.ru