Наследственные болезни: лечить или предотвращать?
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Новый экспресс-тест, проходящий сейчас клинические испытания, способен выявлять у супружеских пар почти 600 генетических мутаций, чреватых развитием тяжелых недугов у их потомства. Но и он не является панацеей…
Людей, вообще не имеющих генетических дефектов, на свете просто не бывает – что вполне понятно, если иметь в виду огромное количество генов и сложность их структуры. Казалось бы, все мы должны по этой причине страдать множеством наследственных заболеваний. Однако у подавляющего большинства населения планеты этих недугов нет. Это объясняется тем, что в геноме каждого человека гены представлены двумя копиями, так называемыми аллелями – одной от отца, другой от матери, – и дефектные копии являются рецессивными, не проявляют себя, поскольку нейтрализуются здоровыми доминантными копиями. Лишь в ситуации, когда и у отца, и у матери имеется дефект одного и того же гена, а ребенок наследует от каждого из родителей именно рецессивную аллель этого гена, недуг себя проявит. Таких системных болезней с аутосомно-рецессивным типом наследования сегодня насчитывается более тысячи. Самая известная из них – муковисцидоз, или кистозный фиброз, однако подавляющее большинство встречается столь редко, что неспециалисты даже названий таких, как правило, не слышали.
Амавротическая идиотия – болезнь неизлечимаяТипичным примером такого экзотического заболевания может служить амавротическая ювенильная идиотия, она же нейронный восковидный липофусциноз, она же болезнь Штока-Шпильмайера-Фогта, она же болезнь Баттена-Мейо, она же болезнь Отмана. Стивен Кингсмор (Stephen F. Kingsmore), видный американский врач-педиатр, специалист в области наследственных заболеваний и директор Центра геномики и биоинформатики при Детском госпитале в Канзас-сити, рассказывает об одной из своих пациенток – 10-летней Кристиане Бенсон (Christiane Benson):
«Заболевание было у нее диагностировано в марте 2008 года, ей тогда только-только исполнилось 8 лет. Она казалась совершенно здоровым ребенком, как вдруг у нее начались проблемы со зрением. Сегодня она практически полностью ослепла. Правда, девочка продолжает ходить в школу, на этом настаивают ее родители, но они сами же мне сказали, что она не в состоянии запомнить ничего из того, чему ее там учат».
Стивен Кингсмор знает, что прогноз неутешителен: физические и умственные способности несчастной девочки будут продолжать убывать, и она едва ли доживет до 18 лет. Родители ребенка понятия не имели о том, что страдают одним и тем же генетическим дефектом, пока он не проявился у их дочери, потому что у каждого из них доминантной была здоровая копия этого гена, она и возобладала, а Кристиана унаследовала и от матери, и от отца рецессивную дефектную аллель. Никакого лечения медицина таким больным предложить пока не может.
Один фонд – две цели«Отец Кристианы возглавляет одну из биотехнологических компаний, – говорит Стивен Кингсмор. – Трагедия дочери побудила его к активным действиям. Он основал благотворительный фонд и собрал довольно много денег, преследуя при этом две цели: во-первых, найти хоть какой-то способ лечения того конкретного заболевания, которым страдает Кристиана, а во-вторых, побороть вообще все болезни с аутосомно-рецессивным типом наследования».
Эта вторая цель и побудила отца безнадежно больной девочки обратиться к Стивену Кингсмору. Глава благотворительного фонда поставил перед ученым задачу: разработать экспресс-тест, который позволил бы супружеским парам заранее узнавать об имеющихся в их геноме опасных мутациях, чреватых развитием тяжелых наследственных заболеваний у их потомства. В принципе, отдельные тесты на некоторые из таких заболеваний – например, на муковисцидоз – уже существуют, однако они не идут ни в какое сравнение с тем, что удалось теперь разработать Стивену Кингсмору и его коллегам: их тест «прочесывает» геном сразу на без малого 600 наследственных болезней, причем для этого анализа достаточно нескольких капель крови.
«Мы испытали наш тест на 104 пациентах, – говорит Стивен Кингсмор. – Про большинство из них было заранее известно, что в их геноме имеются опасные мутации, но нам было важно убедиться, что наш тест действительно функционирует и надежно выявляет все мутации. Так вот, надежность теста составила 99,98 процента».
Тест решает старые проблемы и создает новые
На середину нынешнего года намечен следующий, значительно более обширный этап испытаний. Вероятно, в нем примет участие и берлинская университетская клиника Charité. Таким образом, недалек тот день, когда уникальный экспресс-тест войдет в повседневную клиническую практику. А это совершенно новая ситуация – и для пациентов, и для медиков, – считает Петер Проппинг (Peter Propping), профессор генетики Боннского университета:
«Если оба родителя характеризуются смешанной наследственностью относительно одной и той же мутации, то вероятность, что их ребенок окажется больным, составляет 25 процентов. Исходя из этого, они могут поступить следующим образом: либо вообще отказаться от намерения завести детей; либо рискнуть – в надежде, что им повезет; либо произвести пренатальную (до есть дородовую) диагностику на предмет выявления у плода данного заболевания и в случае неблагоприятного результата прервать беременность; либо, наконец, решиться на искусственное оплодотворение с предимплантационной диагностикой, что позволит отсеять дефектные эмбрионы и получить здоровое потомство».
Иными словами, экспресс-тест, разработанный Стивеном Кингсмором, ставит супружеские пары перед очень непростым выбором. А кроме того, этот тест, хоть и способен идентифицировать почти 600 недугов, сам же порождает новые проблемы.
«Некоторые из этих наследственных заболеваний вполне поддаются лечению, а потому, в общем-то, не должны служить поводом для беспокойства, – поясняет профессор Проппинг. – Не следует забывать и еще об одном аспекте: если такие тесты начнут проводиться в массовом масштабе, то исчезнет стимул к разработке терапии этих заболеваний. Клиники и фармацевтические концерны станут ссылаться на то, что новый тест позволяет просто-напросто избежать таких болезней».
Так или иначе, каждой супружеской паре предстоит самой решать, проводить такой тест или нет. Однако очень важно, считает Стивен Кингсмор, чтобы при этом они обязательно обратились за консультацией к специалисту.
Автор: Владимир Фрадкин
- Источник(и):
-
1. dw-world.de
- Войдите на сайт для отправки комментариев
«лечить, или предотвращать» Если есть возможность, то всегда лучше предотвращать. Причём не только генетические болезни, но и любые негативные явления нашей жизни.