Российская наука в цифрах
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Официальную статистику по науке и образованию теперь публикуют в открытом доступе. На сайте Центра исследований и статистики науки (ЦИСН) выложен сборник «Наука России в цифрах: 2010». Росстат в партнёрстве с НИУ ВШЭ выкладывает аналогичные сборники, но делает это с запозданием: сейчас доступны «Индикаторы науки: 2009» (более свежие сборники продаются «на бумаге»). Некоторые индикаторы Росстат публикует самостоятельно.
Финансирование
Пожалуй, главная новость – рост доли расходов на науку в России в 2009 году. Государство продолжало наращивать финансирование R&D, а ВВП круто снижался из-за кризиса. Поэтому ключевой показатель – доля расходов на R&D к ВВП – вырос впервые за много лет.
Рис. 1. Доля расходов на R&D в ВВП. 2000–2009. Для наглядности добавлены КНР и Канада (по другим крупным странам ещё нет данных). Источники: Росстат, Национальное бюро статистики КНР, Statistics Canada.
В кризис многие страны, такие как Эстония, добились заметного роста доли ВВП на науку, снижая абсолютные расходы на неё, ведь остальные сектора «падали» быстрее. Россия продолжала наращивать абсолютные расходы.
Рис. 2. Внутренние затраты на R&D и внутренние текущие затраты на R&D по направлениям, миллионы рублей, фактические цены. Источник: Росстат.
Прирост достигнут за счёт средств государства, которое продолжает усиливать свою роль в R&D. Соответствующие данные публикует ЦИСН:
Рис. 3. Структура внутренних затрат на R&D по источникам финансирования, проценты. Источник: ЦИСН.
Кадры
Численность исследователей в 2009 году продолжила сокращаться в абсолютном выражении и стабилизировалась в относительном (110 человек на 10 тысяч занятых в экономике). Соотношение исследователей, техников и прочих занятых практически не менялось. В 2009 году 6 процентов покинувших сектор были уволены в связи с сокращением штатов, 60 процентов ушли по собственному желанию (данные ЦИСН).
Рис. 4. Численность персонала, занятого R&D. Источник: ЦИСН.
Примерно такими же темпами шло сокращение персонала в РАН. Однако другие академии только наращивали численность сотрудников. Примечательно: академических организаций стало больше во всех госакадемиях.
Рис. 5. Численность исследователей, занятых в организациях государственных академий наук. Источник: ЦИСН.
Сокращения в РАН в 2000–2009 годах шли неравномерно: численность кандидатов наук упала с 25,8 до 24,1 тысячи человек, а численность докторов наук выросла с 9,4 до 10,5 тысячи человек. В остальных госакадемиях за этот период стало больше и докторов, и кандидатов.
Если говорить о секторе R&D в целом, доля «остепенённых» исследователей растёт медленно и стабильно. По данным ЦИСН, с 2000 по 2009 год исследователей-докторов наук стало больше на 3346 человек, теперь их 26295. Численность кандидатов сократилась на 7982 человека – до 75980, но их доля в численности всех исследователей выросла до 20,6 процента.
На 2009 год 79 процентов всех занятых исследованиями и разработками трудились в организациях, находящихся в собственности государства.
Итак, численность исследователей продолжает сокращаться, их формальная квалификация растёт, расходы государства на одного сотрудника растут ещё быстрее. Есть ли рост эффективности?
Данные библиометрии дают основание говорить о слабо выраженном увеличении числа российских публикаций. Согласно базе Scopus, в 2009 году российскими авторами опубликовано 33690 статей, на 780 больше, чем годом ранее. Правда, последние годы неуклонно падает доля статей в международном соавторстве, что может косвенно говорить о качестве.
Так как большинство исследователей представляют технические дисциплины и работают, условно, в отраслевой науке, мерить успехи страны библиометрией не вполне верно. Статсборники опираются на иные инструменты. Все они так или иначе отражают скорее кризис экономики, чем рост госфинансирования R&D.
По данным Росстата, за 2008–2009 годы:
- число поданных патентных заявок на изобретения упало с 41,8 до 38,5 тысячи;
- удельный вес инновационно активных организаций снизился с 9,6 до 9,4 процента (в несколько раз меньше, чем в развитых странах);
- по данным ЦИСН, затраты организаций на технологические инновации выросли с 307 до 399 миллиардов рублей. Из них непосредственно на R&D потратили 99,5 миллиарда, в два раза больше, чем в 2008 году (остальное пошло на оборудование и проектирование).
Эти цифры обнадёживают, хоть и плохо сочетаются между собой. Пока статистика науки и технологий несёт больше вопросов, чем ответов.
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев