Российские ученые придумали, как преодолеть «железный занавес»

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Семинар в лаборатории. Фото с сайта carleton.edu.

Для того чтобы следить за последними открытиями и быть в курсе текущей ситуации в избранной области науки, ученый должен постоянно общаться с коллегами из других лабораторий, в том числе заграничных. Однако нынешнее российское законодательство не позволяет институтам самим оплачивать командировочные расходы ученых-визитеров, препятствуя нормальным контактам. Но вот наконец несколько российских ученых-энтузиастов нашли простой и элегантный способ обойти эту трудность.

Практика научных визитов исследователей распространена в институтах и университетах по всему миру и позволяет лабораториям оставаться частью общего процесса развития науки, вовремя корректировать свою деятельность в том случае, если она пошла «не туда» (например, в лаборатории никак не могут освоить новый перспективный метод, который позволяет получать результаты намного быстрее и эффективнее). В России официальное посещение учеными лабораторий в других городах – вещь редкая. Причина странной «негостеприимности» отечественных лабораторий – законодательство, которое сильно затрудняет или даже вовсе не позволяет (в случае, если речь идет о визитах иностранных коллег) оплатить расходы гостя.

О трудностях с приглашением иностранных и российских ученых корреспонденту «Ленты.Ру» рассказал доктор физико-математических наук, заместитель директора Института теоретической физики имени Л.Д. Ландау, профессор МФТИ Михаил Фейгельман. Вместе с коллегами он, при поддержке фонда Дмитрия Зимина «Династия», придумал, как можно приглашать коллег из-за рубежа, не нарушая законодательства. Ниже описано, как ему удалось это сделать.

Сложности

Сказать, что отечественные ученые не посещают другие лаборатории и не проводят семинаров за пределами своих институтов, было бы неправдой. Посещают и проводят, но такие визиты зачастую оказываются весьма муторными для обеих сторон.

«Заплатить гостю непосредственно из бюджета института я не могу, по причинам связанным с законодательством. Чтобы возместить расходы приглашенного ученого, я должен написать гарантийное письмо в его учреждение, где будет указано, что мы приглашаем такого-то сотрудника и возместим расходы на его командировку. Процедура легальная, но крайне неудобная – бывают такие институты, в которых человека пугает одна мысль о том, что он должен идти в бухгалтерию ради поездки куда-то на два дня, и он, скорее, откажется, чем примет приглашение», – говорит Фейгельман. «Кроме того, это мне относительно просто запустить процесс отправки гарантийного письма и перевода денег – я все-таки замдиректора в своем институте. А рядовому ученому помимо переговоров с бухгалтерией необходимо сначала еще убедить в необходимости визита дирекцию», – добавляет он.

Как вариант, можно заключать с приглашенным ученым фиктивный трудовой договор – якобы, этот ученый приехал в N-ский институт для выполнения некой работы на месяц. В последний день пребывания гостя в институте договор закрывается, и из кассы выделяется причитающаяся сумма денег, которая покрывает расходы на дорогу и проживание приглашенного специалиста. Этот способ уже нельзя назвать абсолютно честным, и очевидно, что не всякая бухгалтерия согласится проводить фиктивные документы.

С иностранными учеными ситуация еще хуже – пригласить их для проведения семинара в отечественный институт и оплатить хотя бы часть расходов законным способом за счет средств института в принципе невозможно. А, учитывая тот факт, что отечественная наука переживает не лучшие времена, именно визиты иностранных коллег сейчас особенно актуальны. Конечно, бывает, что кто-то из уехавших за границу российских ученых приезжает на Родину по личным причинам и заодно выступает перед коллегами с докладом. Но организовывать такие визиты систематически невозможно, и, кроме того, выступления бывших соотечественников проходят, чаще всего, в институтах только крупных городов – Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска.

Третий не лишний

Фейгельман и его коллеги предложили схему, которая, будучи абсолютно легальной, позволяет приглашать в лаборатории иностранных ученых – пока только физиков и математиков – и возмещать им расходы быстро и без большого количества бумажной работы. Схема основана на двух ключевых моментах: привлечении спонсора и использовании организации-посредника, через которую средства переводятся от спонсора (например, фонда «Династия») ученому-визитеру. Так, поддержанный «Династией» проект получил название «Программа краткосрочных визитов иностранных ученых в Россию».

Схема работает очень просто:

«Если вы хотите пригласить иностранного ученого, вы заполняете заявку на сайте программы science-visits.mccme.ru. Заявка попадает к секретарю проекта, которая отправляет ее одному из трех координаторов: по экспериментальной физике (Валерий Рязанов, заведующий Лаборатории сверхпроводимости Института физики твердого тела РАН), по теоретической физике (это я) и по математике (Михаил Цфасман, проректор Независимого московского университета)», – рассказывает Фейгельман.

Координатор, получивший заявку, выбирает трех экспертов по соответствующей тематике и просит секретаря отправить заявку этим людям. Эксперты выбираются из списка, составленного в рамках проекта «Корпус экспертов», также придуманного и созданного учеными-энтузиастами – «Лента.Ру» недавно писала об этой инициативе.

Эксперты в течение одной-двух недель пишут отзывы на заявку – они оценивают научные достижения приглашающей лаборатории и визитера, а также проверяют, чтобы специальность гостя соответствовала специальности лаборатории. На основании ответов экспертов координатор принимает решение, одобрить заявку или нет. Ученые, оценивающие заявки, не получают за свою работу денег:

«Мы думали о том, чтобы это оплачивать, но как-то вся схема получалась слишком громоздкой, а работа, в принципе, несложная», – поясняет Фейгельман.

В случае, если координатор решает одобрить заявку, приглашающая лаборатория начинает оформлять своему гостю необходимые документы – готовит бумаги для визы, бронирует гостиницу, организует трансфер и так далее. После того, как визит состоялся (он может длиться от нескольких дней до двух недель), сканы всех финансовых документов – билетов, квитанций и так далее – отправляются все тому же секретарю проекта, который передает их в бухгалтерию. Финансовое обеспечение проекта осуществляет фонд «Династия», который раз в год перечисляет деньги на счет Независимого московского университета (НМУ), выступающего организацией-исполнителем. Бухгалтерия переводит необходимую сумму со счета НМУ на личный счет исследователя.

Сама по себе такая финансовая операция – перевод средств со счета НМУ на счет физического лица – не нарушает российское законодательство, но обычной ее тоже не назовешь. «Первым визитером был российский гражданин, постоянно работающий в Германии. Общение с банком на тему перевода ему денег заняло три месяца – банк требовал все новых и новых доказательств того, что этот самый гражданин не является налоговым резидентом Российской Федерации. В случае, если бы он им являлся, деньги в иностранной валюте ему перевести было бы нельзя. Мы предоставили банку визу, разрешение на работу в Германии, еще что-то… Периодически возникало желание бросить все это и заплатить ученому каким-нибудь левым образом, но мы от таких мыслей отказывались – надо было пробить эту стену, создать прецедент. В конце концов, банк отправил письмо в Центральный банк с вопросом о законности подобного платежа. Центробанк, к счастью, ответил, что такие платежи легитимны», – рассказывает Фейгельман.

После первого визита дело пошло быстрее, и к настоящему моменту по программе краткосрочных визитов в России провели семинары около 60 ученых. Проект стартовал в феврале 2009 года и был рассчитан приблизительно на 30 визитов в год. Постепенно число лабораторий, которые хотят воспользоваться возможностью пригласить иностранных коллег, растет – Фейгельман замечает, что теперь координаторам придется проводить более жесткий отбор заявок, так как финансирования на удовлетворение всех разумных заявок, к сожалению, не хватит. Пока денег, выделенных «Династией», достаточно для обеспечения 30 или чуть большего количества визитов в 2011 году. Что будет с проектом дальше – пока неясно, и инициаторы активно заняты поиском возможностей продления проекта.

Созданный Фейгельманом и коллегами проект – это удобный инструмент для обмена научной информацией, который может послужить образцом для разработки других проектов. Например, проекта по облегчению гостевых визитов российских ученых – пока желающим послушать доклады своих коллег из других городов России приходится организовывать их семинары в полном соответствии с известной поговоркой про выдумки и хитрость. Но до тех пор, пока российское законодательство не позволяет институтам и университетам напрямую оплачивать командировочные расходы визитеров, подобные проекты так и останутся единичными примерами благотворительности со стороны частных фондов и энтузиазма отдельных исследователей. Впрочем, Фейгельман отмечает, что необходимые поправки в нормативные акты, вероятно, все же могут быть внесены – хотя пока неясно, сколько времени на это понадобится.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.7 (10 votes)
Источник(и):

lenta.ru