Студенты и школьники все откладывают и откладывают похороны российской науки
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Российской науке нехорошо. Денег мало, ученых тоже мало, и они все старые. В российской высшей школе кризис, про среднюю и говорить нечего. Но почему-то результаты школьных олимпиад и студенческих чемпионатов не стыкуются с этими очевидными положениями.
Количество баллов, набранных университетскими командами на студенческих
чемпионатах мира по программированию за семь лет. Для каждой страны
просуммированы все университеты-участники
На карте показаны итоги студенческих чемпионатов мира по программированию. В таблице 1 — те же данные, но не по странам, а по конкретным вузам. Таблица 2 — результаты национальных команд на международных олимпиадах школьников по математике. В третьей таблице представлен рейтинг стран по итогам школьных международных олимпиад по физике.
Университеты-лидеры по программированию Лучшие университетские команды на чемпионатах мира по программированию за семь лет.
Университет Цинхуа (Пекин) | 45 |
Московский университет им. М.В.Ломоносова | 45 |
Варшавский Университет | 44 |
СПБГУ ИТМО (Санкт-Петербург) | 42 |
Университет Ватерлоо (Ватерлоо, Канада) | 42 |
Массачусетский технологический университет (Кембридж, США) | 39 |
Саратовский университет им. Н.Г.Чернышевского | 39 |
Пекинский университет | 37 |
Санкт-Петербургский университет | 37 |
Технологический университет им. Шарифа (Тегеран) | 36 |
Фюданьский университет (Шанхай) | 36 |
Университет Сунь-Ятсена (Гуанчжоу) | 34 |
Уральский университет им. Б.Н. Ельцина (Екатеринбург) | 33 |
Сеульский университет | 32 |
Новосибирский университет | 32 |
Белорусский университет (Минск) | 30 |
Тайваньский университет (Тайбэй) | 30 |
Шанхайский транспортный университет | 30 |
Токийский университет | 28 |
Физические олимпиады школьников
Рейтинг стран на международных олимпиадах школьников по данным с 1997 года (в скобках — с 1967 года). Вычислен организаторами олимпиад с учетом количества призовых мест
Китай | 96,1 (87,0) |
Россия | 85,5 (80,3) |
Иран | 81,5 (63,3) |
США | 75,6 (62,0) |
Тайвань | 75,0 (68,1) |
Южная Корея | 73,0 (61,3) |
Индия | 69,4 (69,4) |
Венгрия | 67,5 (56,6) |
Украина | 61,5 (58,7) |
Математические олимпиады школьников
Сумма мест, полученных национальными командами на международных олимпиадах школьников в среднем за последние семь лет
Китай | 8 |
Россия | 16 |
США | 26 |
Южная Корея | 35 |
Япония | 49 |
Иран | 69 |
Тайвань | 71 |
Вьетнам | 73 |
Румыния | 79 |
Из этих данных не получается стройной и цельной концепции. Но несколько выводов просто лежат на поверхности.
i. Россия по-прежнему среди лидеров, в стране еще есть не только природный газ, но и природный мозг. Единоличный лидер теперь Китай, тут уж ничего не поделаешь.
Следуют ли студенческие победы из школьных, или у того и другого общая причина (видимо, сохранившееся отношение к знанию как к ценности), сказать трудно. Но то и другое у нас еще есть.
ii. Среди российских университетов-лидеров — не только высотка на Воробьевых горах, но и вузы, которые общественным мнением не относятся к числу самых престижных. Санкт-Петербургский университет информационных технологий, механики и оптики (в советское время ЛИТМО) занимает четвертое место с ничтожным отрывом от бронзы. В группе лидеров — Саратовский, Уральский и Новосибирский университеты, хорошие результаты у Южно-Уральского и Пермского. Наверняка в этих вузах к чемпионатам целенаправленно готовили команды студентов-программистов, но ведь из ничего не сделаешь лидера, как ни готовь. То есть российская высшая школа, говорят, в упадке, а в провинции совсем плоха, но на чемпионатах это как-то не сказывается.
iii. Чемпион мира по офшорному программированию — Индия — в чемпионатах мира по программированию не блещет (четырнадцатое место по результатам семи лет), а на математических олимпиадах школьников вообще за пределами второй десятки. Здесь приведем цитату из релевантной случаю газеты The Times of India: «Most software professionals in India are not programmers, they are mere coders». И еще одну, невежливую, фразу из сленга программистов «Индусский код — разновидность быдлокода».
И это намек для России. По офшорам мы их никогда не догоним, но есть шанс сохранить лидерство в решении творческих задач.
iv. Еще одно. Наступление с юго-востока. С каждым годом результаты не только Китая, но и других азиатско-тихоокеанских стран становятся выше. Это, наверное, тоже какой-то намек для России.
v. Урок главной юго-восточной страны. Китай на верхних местах школьных олимпиад уже четверть века (на студенческих — чуть меньше). За 25 лет КНР перевернулась с ног на голову, модель развития радикально изменилась, а школьникам и студентам хоть бы что.
vi. Лидеры олимпиад и чемпионатов — очень разные по уровню экономического и политического развития страны. И далеко не все экономические локомотивы занимают здесь верхние строчки. То есть однозначной прямой корреляции с уровнем развития страны нет.
На школьно-студенческом примере видно, что простая модель «чем больше денег — тем больше науки» не работает. Денег, конечно, надо больше. Но этого мало, нужно что-то еще. А если есть это что-то, оно позволяет иногда удержаться и без денег.
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев