Уникальную для России лабораторию по сверхпластичному формованию металлов стоимостью 78 млн. рублей запускают в НИ ИрГТУ
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
НИ ИрГТУ создал лабораторию «Прогрессивные методы формообразования в заготовительно-штамповочном производстве», для которой известная французская компания «АСВ» построила по спецзаказу университета уникальное для России оборудование сверхпластичного формования, совмещенного с диффузионной сваркой листовых металлических сплавов стоимостью 78 млн. рублей.
Эта лаборатория позволит университету выполнять работы по созданию и отработке новых технологий формообразования листовых деталей из алюминиевых и титановых сплавов для производства широкого спектра изделий машиностроения, проводить специализированные испытания металлов и сплавов в режимах сверхпластичного деформирования, готовить высококвалифицированные кадры для авиа – машиностроения, обладающими компетенциями мирового уровня.
Рис. 1.
В университет прибыли 4 специалиста компании АСВ, чтобы подготовить оборудование к запуску в рабочем режиме, обучить сотрудников ИрГТУ и выпустить опытные образцы изделий из листов титановых сплавов.
По словам руководителя лаборатории «Прогрессивные методы формообразования в заготовительно-штамповочном производстве» Сергея Осипова, ее открытие еще раз подтверждает, что
научно-исследовательская инфраструктура ИрГТУ ориентирована на создание самых передовых технологий и их внедрение на промышленных предприятиях.
Рис. 2.
Официальное открытие новой лаборатории состоится в первой половине 2012 года. На церемонию будут приглашены представители Иркутского авиазавода, компании АСВ.
«Основу технологического комплекса составляет пресс сверхпластичного формования и диффузионной сварки, который позволяет развить в рабочей зоне температуры в тысячу градусов. В комплект оборудования комплекса входят: три машины для нанесения антисварочного покрытия, обеспечивающих зональную сварку листовых полуфабрикатов и установка для сварки в среде аргона, которая необходима для подготовки пакета титановых листов к диффузионной сварке и сверхпластичному формованию», – пояснил С. Осипов.
Рис. 3.
Как сообщил российский представитель фирмы АСВ, сотрудник компании «ИТР» (Инновационные технологии и решения», г. Москва) Игорь Кременсков,
оборудование, поставленное в ИрГТУ, используется в основном в аэрокосмической отрасли ведущими компаниями мира: Boeing, Airbus, Embraer, Bombardier.
Рис. 4. Игорь Кременсков.
«Такая лаборатория запускается впервые в истории России. Эта современная технология пришла в нашу страну через Иркутский государственный технический университет. Все технологические процессы, сертификацию сварных швов, материаловедческую базу планируется отрабатывать в ИрГТУ. В настоящее время готовится программа дальнейшего сотрудничества компании АСБ с университетом, также будет интересным взаимодействие между ИрГТУ и институтом сверхпластичности во французском городе Анже. Подчеркну, что Иркутский технический университет смотрит далеко вперед, так как работает со сплавами титана. Алюминий постепенно уходит из самолетостроения, а композитные материалы, на которые делает ставку аэрокосмическая отрасль планеты, совместимы только с титаном. В любом случае, здесь заложена большая перспектива», – считает И. Кременсков.
По его словам, суть инновационной технологии сверхпластичности в том, что при определенной температуре и давлении металл ведет себя, как пластилин.
«Например, чтобы из листа титана сделать деталь нужной геометрии на многокоординатном станке стоимостью десятки миллионов евро, необходимо обрабатывать заготовку несколько дней. Причем, не менее 90% титана может уйти в стружку. За счет технологии сверхпластичного формования и новых конструктивных решений, обусловленных этой технологией, можно изготовить изделие почти не требующее последующей механической обработки. Становится возможна глубокая формовка со степенями деформации по титановым сплавам до 1 тыс. % листа, по алюминию – до 600% листа, что не позволяет сделать ни один другой способ и метод обработки давлением. Таким образом, удается довести до минимума работы по сборке узлов и агрегатов авиационной техники, увеличивая их прочность и жесткость, уменьшая стоимость в несколько раз», – сообщил И. Кременсков.
Рис. 5. Андрей Шмаков.
Начальник учебно-методического управления НИ ИрГТУ, научный руководитель лаборатории Андрей Шмаков отметил, что университет может предоставлять услуги по созданию новых технологий и перспективных конструкций с помощью этого уникального оборудования не только российским, но и зарубежным машиностроительным компаниям, КБ и научно-исследовательским организациям.
Этот способ применяется не только в авиастроении, его отработка началась в автостроении для изготовления кузовов машин, есть перспективы для судостроения. Возможно применение технологии сверхпластичного формования, совмещенного с диффузионной сваркой, в отраслях, где нужны очень сложные по конструкции детали, изготавливаемые из листа.
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев