Управляющий директор «Сколково» Стивен Гайгер: Через несколько лет Россия станет привлекательной

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Проработав несколько лет над проектом создания инновационного университета по альтернативной энергетике Masdar в Абу-Даби и получив первые результаты, СТИВЕН ГАЙГЕР присоединился к команде фонда «Сколково» в должности главного управляющего директора инновационного центра. Г-н Гайгер рассказал об иностранной деятельности фонда, о том, как должен развиваться инноград и какие перспективы будут у страны, если «Сколково» заработает.

2cc.jpg

Г-н Гайгер,, вы уже участвовали в сходном со «Сколково» проекте в Абу-Даби, когда строили там инновационный институт с MIT. Как вы сейчас смотрите на SIST, не возникает ли у вас дежа вю?

— Действительно, это похоже на дежа вю. Зато я спокоен и точно знаю, что будет в ближайшем будущем, как будут развиваться события и как надо действовать. Однако стоит отметить, что в том проекте, в Абу-Даби, было задействовано гораздо меньше человеческого капитала (всего 400 тыс. человек) и меньше научных кадров. В Абу-Даби мы строили инновационный университет в партнерстве с MIT, однако там было лишь одно направление — альтернативная энергетика — и только пара технических лабораторий. Примерно пять лет назад этот институт подписал контракт с MIT, почти сразу создал виртуальную платформу, два года назад они набрали первых студентов-магистров, в мае этого года был первый выпуск.

И как вы оцениваете результат?

— Им пришлось сложно на начальном этапе, зато сейчас выпускники этого инновационного вуза сделали девять международных патентов. Для сравнения: мне говорили, что в прошлом году все российские госкорпорации запатентовали восемь разработок. Поэтому у меня есть твердая уверенность, что наш сколковский институт SIST, более обширный и по структуре, и по составу профессоров и студентов, будет иметь больший успех, чем вуз в Абу-Даби. Ведь люди, имевшие меньшую технологическую базу, меньший человеческий и интеллектуальный капитал, уже обогнали по патентным заявкам Россию. Наш успех после создания SIST будет в 5—10 раз выше.

Правильно ли измерять успех инновационного вуза количеством патентов?

— В первую очередь нужно обращать внимание на качество самих исследований — мировых или локальных. Во-вторых, на количество и качество научных публикаций в мировых ведущих журналах. В-третьих, на качество подготовки выпускников: строят ли они новый «Яндекс», Google или Facebook, а может, получили высокую должность в Apple — за этим тоже важно следить. Ну и в-четвертых, количество патентов и интеллектуальной собственности, которая регистрируется в стране. Но самое главное для страны — это вторичный эффект: новые технологические услуги, новые рабочие места и, естественно, налоги в государственную казну. Если вы возьмете всех выпускников MIT и сложите их суммарный капитал и капитал созданных ими компаний, это будет 11-я по величине экономика в мире, что примерно равняется объему всей экономики России. Так что мы выбрали правильного партнера для сотрудничества — MIT. «Сколково» может сделать еще одну важнейшую для России вещь — создать условия, чтобы ученые не покидали страну.

В России, кстати, была в свое время программа репатриации ученых…

— Никаких специальных программ не надо. Надо строить привлекательную среду — и они сами вернутся. Это сработает в России, потому что работает и в других странах мира. В ОАЭ и Катаре, например, уже появились прецеденты возвращения ученых, кто до этого эмигрировал из арабского мира в Европу или Америку. Люди понимают, что ситуация поменялась и они могут работать, могут преподавать, могут становиться богатыми у себя на родине. Своя рубашка ближе к телу: выбирая между тем, проводить свои научные исследования в Стэнфорде или у себя на родине, они, конечно, выбирают родину. Ведь там и своя культура, и свой язык. Причем мы говорим о самых умных людях в мире. Они могут в любой стране работать, поэтому нужно создавать благоприятную среду, в которой они смогут работать здесь, в России. Поэтому мы строим физически привлекательный город, мы строим привлекательный новый институт, где можно будет проводить исследования. И именно поэтому мы обращаемся сейчас к потенциальным клиентам и интересуемся, что им необходимо для комфортного пребывания в Сколково. Если не будет комфортно, если не будет привлекательно — никто не придет.

Исходя из вашего опыта в Абу-Даби, когда в России станет привлекательно?

— Когда появятся рабочие места и лаборатории.

То есть через три-четыре года? =======

— Нет, ведь сейчас ученые могут работать со своими коллегами в виртуальном режиме. Инноград для них — платформа коммуникации. У нас будет физическое Сколково, у нас есть виртуальное Сколково. На данный момент ученые могут физически не находиться в иннограде, но при этом получать через нашу платформу доступ к капиталу, доступ к льготам, доступ к международным связям и исследованиям. —

Для реализации этой концепции придется привлекать зарубежных ученых и иностранный капитал/бизнес. Дайте свою оценку, как проходит road-show «Сколково»?

Road-show действительно очень важный этап развития проекта. Если внешний мир не знает о нас, мы не можем привлечь его к нам: ведущих ученых, ведущие мировые компаний, лучших студентов и преподавателей. Одна из самых главных задач «Сколково» — привлечь именно таких людей в инноград. В этом смысле road-show совершенно необходимо и крайне эффективно. Нам надо донести до ведущих интеллектуальных держав, что такое «Сколково» и почему им выгодно с нами сотрудничать.

Какие-то компании можно назвать, с кем у «Сколково» уже сложились отношения хотя бы на уровне договоров, меморандумов о намерениях по итогам road-show?

— В Израиле был подписан договор о сотрудничестве с Министерством инноваций и технологий. Это очень важный документ, поскольку именно через это министерство «Сколково» сможет выходить на самые ведущие инновационные компании страны. Это существенно облегчит наши поиски таких компаний. Большой плюс таких road-show в том, что мы работаем напрямую с государствами, напрямую с компаниями, напрямую с учеными.

Вы говорите, что стратегические направления у вас — Европа, Дальний Восток, США. Но вы долгое время работали в ОАЭ. Собираетесь ли там инвесторам рассказывать о «Сколково», совершить туда road-show?

— Это возможно. Но надо прежде всего привлечь инновационные компании и первоклассных ученых. Это наш первый и главный приоритет. Так что первый наш шаг: привлечь инновационные компании, которые уже обладают самыми современными инновационными технологиями и лучшим человеческим капиталом. Финансовый капитал, конечно, тоже очень важен.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (3 votes)
Источник(и):

chemrar