Виктор Садовничий готов поделиться интеллектом

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Совершенствование ЕГЭ, новый федеральный образовательный стандарт (ФГОС) для старшей школы, льготы при поступлении в университет и качество школьной литературы – на открытии Всероссийских съездов учителей физики и биологии ректор Московского университета Виктор Садовничий расставил все точки над i.

«Фундаментальное образование – это был наш конёк, наше преимущество. [В этом] мы были намного лучше других стран», – заявил Садовничий. Однако сегодня мы начинаем сдавать свои позиции. В частности, по словам ректора МГУ, в области физики в настоящее время качество знаний российских школьников оставляет желать лучшего. Абитуриенты, поступающие на естественно-научные и технические специальности, очень часто не обладают основным базовым навыком – умением решать задачи. В этом году 48 процентов участников Единого госэкзамена по физике не получили ни одного балла за часть С, которая состоит из заданий, требующих развёрнутый ответ, отметил Садовничий.

Кроме того, минимальный порог ЕГЭ по физике не преодолели более 7-ми процентов выпускников, а по биологии – 11 процентов. (Наиболее популярными предметами по выбору в 2011 году стали: обществознание (55,4 процента выпускников), физика – 27,2 процента, история – 23,2 процента, биология – 21,6 процента, химия – 12,2 процента. – STRF.ru.)

В свете таких данных, по мнению Садовничего, объединять физику, химию и биологию в единый блок «естествознание», как это предлагает сделать новый образовательный стандарт для старшей школы, неправильно.

«Это обо всём и ни о чём, – уточнил он. – У каждой из этих дисциплин есть свой предмет, своя база. Нужно давать хорошее фундаментальное образование в нашей школе».

sadovnichijj600.jpg Виктор Садовничий предлагает разобраться с олимпиадами

Аналогичные претензии ректор Московского университета адресует и другому нововведению ФГОС – предмету по выбору. «Это немножко преждевременная мера. Школьник может не знать, в чём заключается его талант. Я бы так не рисковал. [Сначала] надо дать хорошую базу, скажем, в биологии, математике, а затем уже ориентировать ребёнка на направления, где он хочет специализироваться», – полагает он.

Также Виктор Садовничий отметил довольно слабую ориентированность российских школьников на практическую составляющую любой науки. Согласно данным TIMSS – международного исследования по оценке качества математического и естественно-научного образования, в умении справляться с практическими заданиями российские школьники сильно проигрывают своим сверстникам из Сингапура и Тайваня, которые занимают ведущие позиции в данном рейтинге.

«Это всё связано с наличием хороших кабинетов [в школах], хороших практик, посещений различных мероприятий, например фестивалей науки, – уточнил он. – Здесь [в практической ориентированности] мы пока проигрываем. Более того, как мы видим по исследованию, этот показатель падает».

Кроме того, сейчас в обычной общеобразовательной школе на физику выделено только два часа в неделю. Как отметил ректор Московского университета, по итогам Всероссийского съезда учителей физики будет сформировано предложение об увеличении часов по этой дисциплине: «Съезд не ставит перед собой окончательных задач всё изменить, но ставит задачу увеличения количества часов по физике. И это решение будет доведено до всех инстанций».

Виктор Садовничий высказался за снижение степени влияния льгот, которыми обладают победители всероссийских и вузовских предметных олимпиад при поступлении в университет. По его мнению, система олимпиад должна распространяться на всех школьников, начиная с младших классов, но влияние итогов конкурсов на поступление в вуз необходимо снизить: «победитель олимпиады и так поступит».

Что касается самого громкого скандала нынешней кампании по ЕГЭ, когда несколько студентов пришли сдавать экзамен по физике вместо школьников, ректор МГУ отметил, что подобные случаи имели место и раньше, при сдаче обычных экзаменов.

«В нашей стране мы должны постепенно менять менталитет. Мальчик или девочка должны стремиться доказать, что они сами победители, а не [сдали экзамен] с помощью подставного бегуна», – полагает он.

Также ректор МГУ обратил внимание на довольно низкое качество учебной литературы по физике. По его словам, в нынешних учебниках по этому предмету отражены данные 50-летней давности. Кстати, с такой оценкой согласилась и президент Санкт-Петербургского государственного университета Людмила Вербицкая. Однако она, как филолог, говорила только о качестве учебной литературы по русскому языку.

«Сегодня нет ни одного достойного учебника русского языка. Лучший учебник был написан академиком Щербой в 1934 году», – рассказала она и добавила, что хорошая учебная литература всегда является результатом сотрудничества учителей и учёных.

Одна из целей нынешних съездов как раз и состоит в том, чтобы наладить диалог между средней и высшей школой, отметил Садовничий. «Наша задача, во-первых, привлечь внимание учителей к науке, к настоящему образованию. Во-вторых, связать школу с университетом, – заявил он. – Мы одно дело делаем. Повышать уровень школьного образования надо через интеллект образования университетского».

Справка :

Всероссийские съезды учителей по различным предметам – основополагающая часть многоцелевой программы «МГУ – школе», направленной на восстановление сущностного единства средней и высшей школы и развитие образования в России. Всероссийские съезды учителей физики и биологии проходят в Москве, в МГУ им. М. В. Ломоносова, с 28 по 30 июня 2011 года. Их участниками стали более полутора тысяч педагогов из 68 регионов России. Среди запланированных мероприятий – ряд пленарных заседаний и фестивалей науки, работа летних школ. Главная цель встреч – привлечь внимание учителей к науке и устранить несоответствие школьных и университетских программ для создания «общего образовательного поля». Ранее в Московском университете уже состоялись Всероссийские съезды учителей математики и информатики

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.8 (5 votes)
Источник(и):

STRF