Военно-морской салон-2011: над чем работают российские КБ
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
В начале июля в Санкт-Петербурге прошел Международной морской салон, крупнейшая выставка военно-морской тематики на постсоветском пространстве. Салон проводился в пятый раз и специалисты ожидали от него большой отдачи. Однако, подводные камни нашлись и на рейде Морского вокзала Питера.
На эту выставку заявились более 400 компаний из 30 стран мира. Большая часть оказалась в статусе наблюдателей, так как российские производители развернулись на полную мощность и заняли почти все крупные стенды.
Сообразительный тигр
МВМС-2011 почтили своим присутствием три фрегата сил НАТО: американцы пригнали УРО «Карр», который имеет 30-летнюю историю и скоро уйдет на свалку, из Нидерландов пришел 20-летний фрегат УРО «Ван Амстел», и только немцы прислали новенький «Гамбург», который сошел со стапелей в 2004-м году. Российские боевые корабли представляла Объединенная судостроительная корпорация. В первую очередь – быстрый и красивый десантный корабль «Мордовия», с новейшим ракетным вооружением на борту. Правда, при ближайшем рассмотрении оказалось, что это проект 12322 «Зубр», который еще в конце 80-х поступил на вооружение в ВМФ тогдашнего СССР.
Рис. 1. Международный военно-морской салон проходит уже пятый раз.
Почти то же и с «Сообразительным», гордо стоящим на рейде Морского вокзала, – проект 20380, известный на международной арене военных действий как «Тигр», разрабатывался еще в 1997 году. Нельзя поспорить – это действительно самая современная разработка российских оборонщиков в этом классе, унифицированный корабль для ведения боевых действий в различных условиях и приспособленный для установки вооружения самого различного назначения. Жаль только, что Россия на данный момент имеет всего три таких корвета, при необходимости минимум двадцати кораблей. Тем не менее «Тигр» стал основным предметом переговоров ОКС с алжирским ВМФ – в рамках Салона подписано предварительное соглашение о сотрудничестве и дальнейшем подписании контракта. Корветы типа «Тигр» пользуются справедливым интересом иностранных покупателей, так как модульная система компоновки корпуса позволяет устанавливать на них не только российское, но и иностранное вооружение с сохранением всех боевых преимуществ.
«Торнадо» в малых водах
В классе малых кораблей изменения более заметны. Для действий в ближних водах Зеленодольским ПКБ в составе ОСК представлен артиллерийский малый корвет класса «Торнадо». Эти «крохи» водоизмещением до 600 тонн позволяют успешно решать оперативные задачи у побережья, будь то охрана границы или рыбных ресурсов от непрошеных гостей, и могут нести на себе пусковые ракетные установки класса «Уран Э», «Оникс» или «Калибр» среднего радиуса действия. О востребованности таких кораблей говорит хотя бы то, что недавно Минобороны России приняло решение о постройке более 20 кораблей «Буян» («Торнадо» является экспортным вариантом «Буяна»).
Рис. 2. Катер на воздушной подушке «Мираж».
Самым большим интересом пользовался катер «Мираж» (не путать с патрульным катером проекта 14310 «Мираж») на воздушной подушке, представленный группой компаний «Техносервис». Современный вид и заявленные ходовые качества с рабочим диапазоном температур от –30 до +40 градусов вызывали неизменный интерес, как специалистов, так и простых посетителей. Специалисты, правда, быстро сникали, узнав что «Мираж» оснащается японской дизельной установкой Isuzu и российских компактных аналогов для ее замены пока нет. Тем не менее именно такая лодка позволит быстро решать насущные вопросы МЧС или других спецслужб по доставке грузов или патрулированию в малых водах. Скоростные качества (110 км/ч) и возможность высадки прямо на берег открывают широкие возможности для использования такого класса катеров.
Чем «убить» корабль
Многочисленные разработки по уничтожению всех типов судов были представлены на Военно-морском салоне в гораздо большем количестве, чем их цели. Особенно «свирепствовала» корпорация «Тактическое ракетное вооружение», которая представила все виды крылатых ракет для уничтожения надводных судов, а также специальных ракет для уничтожения подводных лодок. В ракетном классе основные изменения и модификации пришлись на пусковую часть, благодаря переработке которой у тактических боеголовок увеличилась дальность и скорость полета. А вот начинкой мозгов для этих боеголовок вплотную занимался концерн «Радар», который представил системы наведения нового поколения, а также множество беспилотников, как вертолетов, так и самолетов, которые способны передавать информацию гораздо быстрее, чем аппараты вероятного противника.
Рис. 3. Средства уничтожения на МВМС-2011 были представлены в широком ассортименте.
Отдельно выставлялся концерн «БраМос» – альянс российского «НПО Машиностроение» и Министерства вооруженных сил Индии. Но их «Brahmos-2» – гиперзвуковая ракета дальнего радиуса действия только на подходе, поэтому посетителям морского салона пришлось довольствоваться экземплярами позапрошлого года.
А вот контейнерный комплект ракет «Club-K» концерна «Моринформсистема-Агат» вызвал неподдельный интерес публики. Доработанная версия этих пусковых установок позволяет вести огонь как с кораблей, так и с железнодорожных платформ и обычных контейнеров, образуя замкнутую, автономную, защитную или атакующую систему быстрого развертывания. При наличии достаточной площадки, пусковая установка может быть быстро перемонтирована на судно даже малого тоннажа без потерь своих боевых качеств.
Рис. 4. Вертолет К-52 «Аллигатор».
Особая гордость российского Оборонэкспорта – вертолет К-52 «Аллигатор», конструкторского бюро «Камов». Правда, действующий вариант модификации для базирования на морских судах представлен не был, но боевая вертушка гордо позировала посетителям, ведь теперь на К-52 могут устанавливаться и управляемые ракеты класса «воздух-поверхность», что позволяет более эффективно использовать этот вертолет для поддержки десанта и решения задач по уничтожению техники.
Что нам стоит порт построить
С точки зрения выстраивания взаимодействия между всеми видами действующих сил на военно-морской арене крайне перспективной разработкой выглядит «Комплекс мобильного базирования надводных и подводных кораблей», представленный московским конструкторским бюро «Компас». Этот проект позволяет в течение 10–15 дней провести весь комплекс работ, чтобы создать малый автономный порт в любой точке мира.
Александр Гуров, главный инженер проектного бюро МКБ «Компас» говорит:
«Основная идея этого комплекса базируется на использовании плавучих причалов, выпускаемых серийно и эксплуатирующихся уже более 40 лет по всему миру. Такие понтоны начиняются необходимым оборудованием и позволяют создать морскую базу на неприспособленном участке. Суммарно, к одному причалу могут становится суда общим водоизмещением более 18000 тонн. Для боевых кораблей этого более чем достаточно, а использование мобильного порта гражданскими судами мы можем даже улучшить, установив дополнительные модули и увеличив общую тоннажность до 25000 тонн. В состав такого порта входят мобильный комплекс связи на базе автомобильных станций, суда хранения, плавмастерские, причем все это встраивается параллельно, чтоб облегчить погрузку-разгрузку и остальные работы. В этом мобильном комплексе суда обеспечиваются всеми необходимыми ресурсами – энергией, топливом, сверхчистой водой (она нужна для подводных лодок), продуктами питания и береговой защитой.»
Для России подобная конструкция разработана впервые, что является предметом гордости МКБ «Компас». Возможные схемы применения – создание базы для охоты на пиратов, без выработки столь дорого моторесурса кораблями; создание базы в зоне чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, ведь морской транспорт до сих пор самое дешевое средство для доставки большеобъемных грузов.
Рис. 5. Макет мобильного комплекса быстрого базирования.
У комплекса уже есть потенциальные заказчики – Алжир, Индия, Кувейт, Казахстан и страны в сейсмоопасных зонах Индийского океана.
Еще одно интеграционное решение осуществили совместными усилиями концерны «Гранит-Электрон», НПО «Аврора» и «Океанприбор». Созданный ими в рамках Морского салона-2011 консорциум позволит выпускать новые системы управления для перспективных разработок подводных лодок класса «Амур-950» (экспортный вариант проект 677 «Лада»).
Юрий Подоплекин, первый заместитель ген. директора концерна «Гранит-Электрон» говорит:
«Мы за свой счет провели разработку новых систем боевого управления новейшего поколения подводных лодок. Один стенд уже изготовлен и действует. В рамках консорциума все три предприятия получат доступ к базам знаний друг друга, к ресурсам и будут в дальнейшем сотрудничать. Ранее возникали проблемы при согласовании управления станциями гидроакустики, радиолокации и боевого управления. Наш стенд позволил свести эти три функции воедино, сделал возможным сокращение числа обслуживающего персонала и увеличения важного фактора для подводных лодок – свободного пространства.»
Система боевого управления создана на новой элементной базе и полностью синхронизирована по алгоритмам разных модулей.
Рис. 6. Новый комплекс управления подводными лодками.
Стенд может устанавливаться как на новые разработки подлодок, так и служить для модернизации старых малогабаритных субмарин, для этого персоналу достаточно пройти переподготовку на базе изготовителя. Экономический эффект от такого внедрения может исчисляться миллиардами рублей при затратах разработчиков в 30 миллионов, ведь сводятся воедино до этого такие разные функции боевого подводного корабля, требующие высоких точности и квалификации персонала.
Техника берет управление на себя
Очень многие специалисты жаловались на низкую степень подготовленности сегодняшних моряков. Причем речь шла не о рядовом составе матросов, а о штурманах и капитанах, которые «на троечку» знают современный корабль. Может, именно поэтому были представлены несколько разработок, позволяющих автоматизировать процесс управления кораблем. В частности, судами класса океанских паромов и закупаемых во Франции «Мистралей». На вертолетоносцах за эту работу отвечает норвежская «L-3 Valmarine», которая в рамках Салона договорилась о сотрудничестве с МКБ «Компас». Но и российские разработчики представили систему автоматизации процесса управления кораблем, этим озаботилась питерская группа компаний «Транзас».
Рис. 7. Стенд автоматического управления кораблем.
Хочется надеяться что их комплекс автоматического управления как огнем, так и навигацией, действительно снизит роль человеческого фактора в принятии решений. На эту тему развернулась бурная заочная дискуссия. Некоторые считают, что полностью передавать огневую поддержку на обеспечение автоматики не стоит, слишком низки скорости обмена информацией между судовыми приборами, и проанализировать ее с высокой достоверностью комплекс управляющей автоматики не сможет. Тем более, что все эти АСУ базируются на процессорах и комплектующих импортного производства, что не самый лучший вариант для военной техники.
Автоматика заменит бригаду ремонтников
Впрочем, автоматика годится не только для этих целей. Автоматизированный стенд ручной диагностики «БАРС» может заменить бригаду схемотехников-ремонтников с завода изготовителя на любом корабле. Этот прибор может протестировать и выявить неисправность в различных комплексах судового (и не только) оборудования, начиная от машинных станций до станций управления огнем. Анализ осуществляется по собственному, закрытому алгоритму, разработанному специалистами «Компаса», и на собственном программном обеспечении. Вот только использование в нем операционной системы Windows и базы из компьютера импортного производства слегка гасит радость. Если ввести в базу данных «БАРСа» информацию о всех системах, то он сможет определять неисправность на любом корабле и в любом его блоке. Обычно для выявления ошибки или поломки в схеме присылаются большие контейнеры с аппаратурой и штат сотрудников, либо весь блок идет на завод-изготовитель и ремонтируется там. Но ячеистая система компоновки деталей позволяет заменить неисправную прямо на месте, главное — знать, какую именно. Эффект от быстрого ремонта на месте дислокации будет очень велик, осталось только согласовать «БАРС» с различными инстанциями и предприятиями изготовителями на использование их информации.
При чем тут обороноспособность?
Интегрирование различных процессов друг в друга остается основной проблемой как военного, так и гражданского судостроения. Проекты подводных лодок устаревают уже на стадии проектирования из-за того, что КБ ничего не знают о разработках военных специалистов. В бытность СССР все задачи оборонки решались комплексно, в плотном взаимодействии всех ведомств. Кто-то знал параметры стартовой площадки для пуска ракет, кто представлял массу и скорость вылета, и на выходе получался современный боекомплект корабль-вооружение. Сейчас же большинство разработок ведутся «по заказу» Минобороны, но редкие из них доходят до постановки на вооружение. Фактически, КБ работают на внешний рынок, пытаясь адаптировать свои разработки для нужд импортных заказчиков. Несомненно, это приносит деньги «Рособоронэкспорту», вот только повысит ли это обороноспособность нашей страны?
Автор: Николай Лукин.
- Источник(и):
-
1. CNews
- Войдите на сайт для отправки комментариев