Эксперт: Зерна структуры. Нанотехнологии позволят ГК «Новомет» усилить присутствие на зарубежных рынках нефтепромыслового оборудования

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Kомпания «Новомет-Пермь» начала масштабное расширение и модернизацию производства высокоэффективного нефтедобывающего оборудования — установок погружных электроцентробежных насосов (УЭЦН) с применением деталей и узлов снаноструктурированным защитным покрытием. Пермяки сумели привлечь для этого сильнейших инвесторов. В ноябре подписано инвестсоглашение, по которому в капитал компании вошли ОАО «РОСНАНО», а также фонды прямых инвестиций — Baring Vostok и Russia Partners. Общий бюджет реализации проекта — 18,5 млрд рублей, включая инвестиции РОСНАНО в объеме 4 млрд рублей. Еще 10,5 млрд рублей вложат «Новомет» и его нынешние акционеры, а оставшиеся 4 млрд рублей будут получены в виде кредитов.

Технологическое новшество совместного проекта — использование защитных и функциональных наноструктурированных покрытий на основе карбида вольфрама с применением оксидов титана, алюминия, хрома и молибдена, разработанных компанией-заявителем совместно с партнерами. Нанотехнологии позволят ГК вывести бизнес на качественно новый уровень, усилить присутствие на зарубежных рынках нефтепромыслового оборудования, производить конкурентоспособные энергоэффективные установки. Компания занимает особую нишу: оборудование, работающее в сложных условиях добычи. «Потому важен высокий уровень надежности продукции. Доля инновационного оборудования в общем объеме наших продаж за прошлый год составила 29%», — говорит генеральный директор ЗАО «Новомет-Пермь» Олег Перельман.

Нано помогает

Олег Михайлович, почему вы пошли путем привлечения инвесторов, а не получения банковских кредитов?

Потому что на рынке очень быстро меняется потребность в той или иной продукции, а изготовление ее заводы-производители не могут так же быстро обеспечить. Рынок требует много НИОКРовских проектов для создания новинок. Инновационная продукция долго выводится: запуску в серийное производство, после которого она будет продана и за нее получены деньги, предшествуют разработка, испытания образцов, подготовка производства. Эти процессы финансово емкие, отвлекают из оборота предприятия значительные средства. Мы свою кредитную долю, которую могли обеспечить залогами, довели до максимума. И сегодня констатируем, что наш инновационный процесс набирает обороты. Для ускорения развития компании, чтобы продолжать соответствовать рынку, мы и привлекли инвесторов.

Нанопроект связан не только с модернизацией, расширением производственной площадки Новомета, но и с развитием внешнеэкономической деятельности компании. На внутреннем рынке мы достигли почти 30% всего объема продаж в России. Это большие цифры, поэтому нам нет смысла далее увеличивать объемы стандартной, серийно выпускаемой продукции. Нужно наращивать продукцию уникальную, соответствующую изменяющимся условиям добычи, отвечать новым требованиям рынка, в том числе мирового. Потому мы и привлекли инвестиции от РОСНАНО и других партнеров.

Нанотехнологиями мы занимались, еще когда не было ажиотажа вокруг них, была обычная рутинная работа. Компания выпускает оборудование для нефтяников — погружные центробежные насосы. Большую часть их конструкции составляют так называемые ступени. Они создают напор, поднимающий сырую нефть на 2–4 км вверх до поверхности земли и дальше в трубопроводы. Мы оказались востребованы на внутреннем рынке после того, как стали производить ступени более высокого качества методом порошковой металлургии: она позволяет получить поверхности с более высоким КПД. Чтобы создать эту ступень, нам и понадобились наноструктурные материалы. А сейчас мы вновь выходим на уровеньнанотехнологий. Они усилят наши возможности создания инновационного оборудования.

В чем суть технологии в новом инвестпроекте, какие конкурентные преимущества дает ее применение?

Чтобы создать установку, конкурентоспособную на мировом рынке, необходимо повышать надежность оборудования. Условия добычи в мире ухудшаются — легкие углеводороды выбраны, в нефти появляются песок, абразив. Ранее мы применяли стандартные износостойкие материалы — твердые сплавы. Они довольно дорогие, соответственно, дорожали и установки. В связи с этим мы думали, как сохранить конкурентоспособность, рассматривали разные способы. Три года назад выяснили, что наноструктурные поверхности там, где мы применяли твердосплавные, обеспечивают более высокий уровень надежности, работоспособности оборудования. Они очень прочные и более тонкие: размер зерен в структуре напыленных покрытий лежит в диапазоне 5–100 нанометров.

В рамках проекта при производстве УЭЦН будут использованы защитные и функциональные наноструктурированные покрытия на основе карбида вольфрама с применением оксида титана, алюминия, хрома, молибдена и других элементов. Для нанесения покрытий применяется технология газоплазменного напыления на узлы, подвергающиеся наибольшей нагрузке. Это позволит повысить коррозионную и гидроабразивную стойкость различных деталей насосной установки при работе в агрессивных средах и осложненных условиях, на шельфе, уменьшить ее размеры и снизить энергопотребление до 25–30%.

На какие показатели должен выйти проект?

Мы должны увеличить объем выручки в три-четыре раза за семь-восемь лет.

Куда движется компания

Что изменит в общем портфеле продукции оборудование с нанопокрытиями?

Планируем увеличить долю продаж энергоэффективных установок, поскольку их конкурентоспособность возрастет в случае применения наноматериалов. Сегодня не только усложняются условия добычи нефти, но и проявляется явная тенденция к увеличению ее себестоимости — в целом происходит удорожание энергоресурсов. То есть мы должны производить энергоэффективное, надежное оборудование, гарантировать его качество и при этом быть конкурентоспособными по цене. Плюс подкреплять эксплуатацию наших УЭЦН качественным сервисом.

Как трансформируется деятельность компании?

Разработчики двигаются за условиями добычи. Компании начинают добывать по технологиям одновременной раздельной эксплуатации пластов. Как правило, скважина проходит насквозь несколько пластов, и создаваемая депрессия для одного пласта оптимальна, а для другого неоптимальна. Депрессия — это разница между давлением в пласте и в скважине, благодаря которой в скважину выдавливается нефть, и ее поднимают наверх. Так вот, если разделить отсекателями эти пласты и оборудование подобрать таким образом, чтобы одна установка добывала с оптимальной депрессией с одного пласта, а вторая с другого, то эффект от добычи с одной скважины будет больше. Сейчас мы такую технологию и такое оборудование внедряем в Сургутнефтегазе и в ТНК-ВР. В ОКБ БН «Коннас» создаем учебную лабораторию, где будем готовить персонал для его эксплуатации.

В настоящее время мы выпускаем большую линейку типоразмеров полнокомплектного погружного оборудования. Технические параметры установок соответствуют мировому уровню и во многих случаях превышают его. Мы делаем уникальную продукцию, не имеющую аналогов в мире. Например, это установки малого габарита для применения в так называемых боковых стволах.

Мы существенно расширяем линейки типоразмеров насосов. В пятом габарите создали ряд ступеней, нарастив возможности насосов с 200 до 700 кубометров в сутки. Специалисты из нефтяной компании «Сауди Арамко» предложили увеличить возможности до 1100 кубометров. Сейчас мы занимаемся этим.

Все это потребовало от нас реконструкции производства, создания собственного высокопроизводительного литейного производства и расширения сервисных услуг. Этим летом мы открываем сервисные центры в Нижневартовске и Баку, к концу года запускаем их в Египте, Индонезии, Ираке и Колумбии.

Вы говорили об энергоэффективности насосов. За счет чего она достигается?

Энергопотребление у нас на 5–10% ниже, чем у аналогичного зарубежного оборудования, а по сравнению с российскими — на 25%. Это наше существенное конкурентное преимущество.

Чтобы добиться столь значительной энергоэффективности, надо поднять КПД двух основных элементов установки — насоса и двигателя. Но что получается, когда вы повышаете КПД насоса? Теряете напор и оказываетесь в тупике. Так с нами и случилось. Мы поняли, что надо увеличить обороты. Тогда сохраняется КПД, а напор увеличивается за счет оборота. Но если вы увеличиваете обороты, надо создавать и конструкцию двигателя, который будет способен работать на больших оборотах! И это мы сделали. Подняли КПД насоса и двигателя за счет применения вентильных двигателей на постоянных магнитах: у них КПД на 6–8% выше, чем у асинхронных двигателей. И тогда установка в целом повысила КПД.

Но при этом мы перешли на более высокие обороты, поэтому потребовалось повысить надежность и износостойкость элементов, которые стали крутиться с большей скоростью. Сначала применялись, как я уже рассказывал, твердые сплавы, затем мы перешли нананоструктуры. Они позволили создать конкурентоспособную по цене и надежности продукцию.

Отмечу, что повышению КПД российских насосов всегда уделялось мало внимания. Поскольку у нас кустовое бурение и, как правило, скважины изогнутые, это требует меньшей длины насоса за счет увеличения напора, но сокращает КПД.

Мы пошли другим путем — увеличиваем КПД, наращиваем обороты, применяемнаноструктурные элементы и повышаем надежность установок. Плюс вносим в конструкцию насоса наноструктурные элементы, которые повышают его надежность.

Стал ли легче процесс продвижения инноваций?

Легко с ними никогда не бывает. Мы наблюдали не раз такую последовательность: объемы продаж инновационных продуктов поначалу растут, доходят до максимума и стабилизируются на каком-то уровне. Причем всегдашнее снижение продаж после пика и стабилизация на более низком уровне означают, что активизировались конкуренты и тоже начали выпускать что-то аналогичное. Но мы востребованы на рынке, поскольку у нас постоянный диалог с заказчиками, которые просят разработать новое оборудование вследствие появления у них новых проблем в добыче. Здесь я не сказал ничего нового, это классика жанра.

Как определяете, куда компании двигаться?

Рынок определяет. Новая технология возникает в связи с какой-то потребностью на рынке, у наших заказчиков и потребителей — нефтяных компаний. Но что-то и мы можем предугадать, предложить рынку.

Каков годовой оборот группы компаний?

Около 8,5 млрд рублей.

А рентабельность бизнеса?

По чистой прибыли около 7–9%.

Быть на всех рынках

Для чего стремитесь на внешний рынок — он более емкий?

Более дорогой, там выше прибыль, так почему бы не воспользоваться этим…

Но как войти на мировой рынок?

Вхождение на рынок оборудования для нефтяников начинается с опытных промысловых испытаний. Мы отдаем в эксплуатацию нефтяникам за свой счет погружное оборудование, оно полгода-год в той или иной компании работает. Если отработало хорошо, они нас включают в список одобренных поставщиков. В тех странах, где успешно прошли промысловые испытания, потребители видят, что у нас оборудование не хуже, чем у тех же американцев. На компанию начинают смотреть с интересом.

Какие риски рассматриваете?

Политические. Как правило, где нефть, там и проблемы. Потому что все за нее борются. Например, Судан взял да и разделился, а у нас там все оборудование на юге осталось. В Сирии только провели опытные испытания, все шло отлично — и вдруг началась гражданская война. В Ираке — военные действия. Иран — крупнейшая страна по добыче, а мы туда не можем попасть в силу политических причин: он не поладил с мировым сообществом.

Будете смещаться на другие рынки?

Мы и так стремимся быть на всех рынках, везде участвуем в тендерах. Если вскоре получится в Колумбии и Мексике — это будет очень большой шаг вперед. Непрерывно идут поставки нашей продукции в Индию.

Там емкий рынок?

В Индию мы поставляем много насосов для откачки метана из угольных пластов. Немало углеводородов в Египте, где строится наш сервисный центр. В ОАЭ у нас консигнационные склады. В Индонезии работает наше оборудование. В Колумбии создаем сервисный центр. В Алжире и Румынии выиграли тендер и поставляем оборудование. В Сербии идут промысловые испытания нашего оборудования. В Австралии и Канаде делаем предложение о сотрудничестве компаниям. Я далеко не все перечислил — лишь для иллюстрации широты наших интересов.

— Ваши конкурентные преимущества за рубежом?

— Те же, что и в России: ориентация на инновации и индивидуальный подход к проблемам клиента. Мы все время движемся, хотим объективно понимать, что происходит на рынке с условиями добычи. И не стараемся навязать заказчику то, что у нас уже есть, а создаем необходимые ему продукты.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (1 vote)
Источник(и):

РОСНАНО