Идеальная школа для детей Сколково

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Исак Фрумин

21 февраля состоялся очередной семинар Института развития образования ВШЭ. На нем был представлен проект «Новая школа в Сколково», победивший в конкурсе, организованном Минобрнауки совместно с Фондом «Сколково» и компанией «Майкрософт». С докладом выступил ректор Московского института открытого образования Алексей Семенов.

Как известно, подмосковный поселок Сколково должен стать основным инновационным центром России, там будут работать исследователи со всего мира. Приезжая в другую страну, специалисты интересуются не только размером своего заработка и условиями проживания, но и тем, какое образование смогут получить их дети. Так возникла идея открыть в Сколково школу для детей сотрудников. Первоначально предполагалось, что это будет филиал известной английской частной школы, однако идея была отвергнута. Ведь в России существует своя традиция образования, особенно естественнонаучного и математического, известная во всем мире. Поэтому было принято решение создавать сколковскую школу своими силами.

Перед авторами проекта школы в будущей «российской кремниевой долине» стояла задача более широкая, чем просто написать проект хорошей школы для детей сотрудников «Сколково». Это учебное заведение должно стать эталоном российского образования на десятилетие вперед. Образовательные технологии, «обкатанные» в «Сколково», в будущем, возможно, войдут «в массовое производство», их «поставят на поток».

Всего на конкурс, организованным Минобрнауки России совместно с Фондом «Сколково» и компанией «Майкрософт», было подано 202 заявки из 47 регионов России и 5 стран ближнего и дальнего зарубежья. Ряд проектов был отвернут с самого начала за несоответствие ряду принципиальных параметров.

Прежде всего, новая школа в Сколково не должна быть селективной. Соответственно, учебные заведения, предполагающие отбор детей на конкурсной основе или исключение тех, кто не справляется с программой, пройти не могли. Это принципиальная особенность, связанная как со спецификой собственно «Сколково», так и с миссией, которую этот проект должен выполнять в России. В нашей стране право на образование имеют все — и все, так или иначе, получают аттестат. Поскольку особенностью нового наукограда должна стать интернациональная, мультикультурная среда, школа «Сколково» должна быть готова принимать детей, для которых русский не является родным языком, и детей, не знавших русского до приезда в нашу страну. Эта особенность также актуальна для сегодняшней России в целом.

У сколковской школы должна быть тесная связь с местным сообществом, у учеников должны развиваться современные компетенции. Как прокомментировал это требование научный руководитель Института развития образования (ИРО) ВШЭ Исак Фрумин, в большинстве российских школ сейчас на уроках труда девочки шьют фартуки, как в 1950-е годы. В новой школе «Сколково» таких анахронизмов быть не должно.

По итогам первого тура конкурса комиссией, куда вошли, в частности, такие эксперты, как вице-президент Российской академии образования (РАО) Виктор Болотов и директор Центра образования №548 «Царицыно» Ефим Рачевский, было отобрано 30 лучших заявок, отправленных на доработку. На этом этапе был создан консорциум во главе с академиком Российской академии наук (РАН) и РАО, ректором Московского института открытого образования Алексеем Семеновым, объединивший 7 групп, чьи заявки вошли в число лучших. Проект этого консорциума победил по итогам конкурса. Кроме того, было выделено 12 проектов, на основе которых будет разработана сеть «сколковских школ» — «опорные пункты» инновационной политики в регионах: в Свердловской, Мурманской, Тамбовской, Томской, Самарской областях, Новосибирске, Красноярске, Москве, Перми, Татарстане.

Признаки школы будущего

8535.img_0277.jpg-550x0.jpg Виктор Болотов

Алексей Семенов представил на семинаре проект-победитель. Основную его характеристику можно уложить в два слова, чаще всего звучавших на семинаре из уст разных участников: «осуществленная мечта». Предполагается, что новая школа «Сколково» объединит лучшие достижения отечественной и зарубежной педагогики: развивающее обучение и конструкционизм. Обучать молодых людей семнадцати-восемнадцати и детей шести-семи лет в одинаковых условиях — неправильно, поэтому в сколковской школе предполагается создать условия для разнообразного развития школьников: старших школьников, подростков, начальной школы, дошкольников и самых маленьких — в школе будущего много внимания будет уделено дошкольной ступени.

Результаты обучения в новой школе должны отвечать ожиданиям всех родителей. Это значит, что дети, получив среднее образование, должны быть готовы к поступлению в вузы, причем не только российские. Сколковская школа обеспечит большое количество профилей во время обучения на старшей ступени. Поскольку еще при создании проекта была особо отмечена российская математическая и естественнонаучная традиция, этой составляющей предполагается уделить больше всего внимания.

Проект изначально рассчитан на обучение любых детей, а значит, сколковская школа рассчитана на «оптимальную инклюзию». Алексей Семенов особо отметил, что каждому ребенку предполагается подобрать тот уровень инклюзии, который будет наилучшим образом отвечать его потребностям. Возможно, для некоторых детей оптимально будет заниматься исключительно дома. Вероятно, будут дети, для которых характерен аутизм, — школа обязуется пригласить соответствующих специалистов при необходимости. Особенность «оптимальной инклюзии» в том, что она будет обеспечивать полноценное обучение каждому, а не просто выдавать аттестат по сугубо формальным признакам, как это иногда происходит, например, при семейном обучении. Виктор Болотов задал создателями «школы будущего» вопрос, что предполагается делать с неуспевающими детьми, которые есть в любой ситуации. Алексей Семенов отметил, что современная российская концепция образования предполагает выдачу аттестата всем. Менять это можно не на уровне сколковской школы. Значит, школа будет работать с родителями неуспевающих, с ними самими, искать выходы. Исключение из школы или невыдача аттестата — невозможны.

Поскольку часть потенциальных учащихся школы «Сколково» не будет знать русского языка, особое внимание предполагается уделить этому аспекту. Пока планируется, что с детьми будущего сотрудника российской «кремниевой долины» учителя начнут работать удаленно за полгода до его прибытия в школу — чтобы дать ему базовые знания русского. Кроме того, «оптимальная инклюзия» рассчитана, в том числе, и на постепенное включение таких детей в общий образовательный процесс. Также предполагается, что родители учащихся будут принимать активное участие в работе школы.

Финансовые вопросы

Выступление Павла Деркачева, сотрудника Федерального института развития образования (ФИРО), посвященное финансированию проекта, вызвало оживленную дискуссию.

Прежде всего, предполагается, что на новую школу в Сколково не будет распространяться нормативно-подушевое финансирование: изначально оно было призвано создавать конкуренцию между школами, а в этом случае вопрос так не стоит. Сколковскую школу предполагается финансировать по смете. Тем не менее предполагается, что зарплата учителей будет (как везде в России) делиться на две части: базовую и стимулирующую. Базовая часть будет составлять около 60–65% и зависеть от квалификации педагога. Стимулирующую часть, в свою очередь, предполагается разделить на несколько частей: это поощрение за инновационные методы преподавания, гранты на повышение квалификации и прочее.

В целом Алексей Семенов и Павел Деркачев предполагают, что финансирование школы «Сколково» обойдется в «два московских норматива» на человека. Это заявление вызвало много вопросов — в частности, один из участников ответил, что если выделить такую сумму любой школе, она будет хорошо работать. Впрочем, Виктор Болотов возразил, что он знает немало школ, которым никакие деньги не помогут.

Еще одна вызвавшая много споров идея — приглашение в сколковскую школу зарубежных преподавателей и оплата их труда по зарубежным меркам. Профессор ИРО Анатолий Каспржак отметил, что, по его мнению, это не очень удачная мысль и нужно либо ограничиться российскими преподавателями, либо платить россиянам столько же, сколько их иностранным коллегам. Павел Деркачев возразил: общая практика найма специалистов на мировом рынке труда предполагает оплату их услуг на мировом уровне.

Анатолий Каспржак в своем выступлении заявил, что сколковская школа находится пока что лишь на стадии проекта. Реализация его, скорее всего, будет отличаться от заявленного — и, возможно, не в худшую сторону. Приглашение ряда выдающихся педагогов для преподавания поможет решить большое количество проблем, стоящих перед массовой школой, — можно не слишком заботиться об учебниках, скажем, математики, когда в классе находятся лучшие преподаватели лучших российских математических школ. В то же время сама работа этих учителей, несомненно, окажет большое влияние на то, какой в результате станет сколковская школа. Каждый из них неизбежно привнесет что-то свое, выходящее за рамки изначального проекта. Для России в целом этот проект интересен тем, что часть разработанных в сколковской школе новаций — уже не на стадии планирования, но на этапе реализации — можно будет применить в массовом образовании.

С этим тезисом согласилась в своем выступлении директор ИРО Ирина Абанкина. Научный руководитель ИРО Исак Фрумин также отметил, что сколковский школьный проект внушает большой оптимизм тем, что показывает: у образовательного сообщества есть общая мечта, общее представление о том, какой должна быть идеальная школа.

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

hse