Новый тип военной техники -- гибридная БМП от BAE Systems
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
После покупки в 2005 году британской BAE Systems американского производителя БМП «Брэдли» компания взялась за создание GCV — новой модели гибридной боевой машины пехоты, которая должна стать динамичнее, экономичнее, защищённее, тише и надёжнее предшественника. По весу и габаритам разработка близка к танку, и, по словам конструкторов, на базе этой унифицированной платформы действительно возможно создание танка. На испытания GCV представят нынешней весной.
BAE Systems — один из крупнейших игроков мирового рынка вооружений: его оборот за 2010 год составил $45 млрд.
Сейчас компания пытается внедрить совершенно новый класс боевых машин — гибридную БМП. Хотя генетическое родство с «Брэдли» очевидно, новаций тоже более чем достаточно. Да их и не могло не быть.
Рис. 1. Новая БМП велика по размерам: на метр с лишним и шире, и выше, чем Т-90. (Здесь и ниже фото BAE Systems).
Новая машина разрабатывается BAE в рамках программы Пентагона по созданию «БМП будущего». По её требованиям, машина должна вмещать не менее 12 человек («Брэдли» перевозит не более 9–10 бойцов) и обладать максимальными в своём классе показателями защищённости и скорости хода по пересечённой местности — 48 км/ч.
Поэтому габариты GCV больше подходят танку: 8,64 м в длину, 4,5 м в ширину, 3,25 м в высоту. Вес — 63,5 т. Подвеска гидропневматическая (на «Брэдли» — торсионная), для максимальной плавности хода. Вооружение неизменно: 25-миллиметровая автоматическая пушка и спаренный с ней пулемёт. По бортам БМП видна разнесённая броня — «юбки», прародители которых так яростно сдирались джи-ай с бортов «Шерманов», неспособных продраться через тесные проходы в живых изгородях Нормандии.
Двигатель — 8-цилиндровый турбодизельный Cummins, хотя мощность и увеличена по сравнению с прототипом. Чрезвычайно высоко (по нашим нормам) давление на грунт — более 1,04; впрочем, это имеет значение только в условиях России, да и вообще американцы вне дорог стараются не воевать.
Главная изюминка проекта — в E-X-Drive, блоке с аккумуляторами и механическим рекуперативным устройством. Последнее, по нашим данным, имеет нечто вроде продвинутого маховика. Аккумуляторы, состав которых пока не раскрывается, предположительно, будут литиевыми или железо-литиевыми. Вес всего блока — 900 кг, объём — 0,45 м³.
Рис. 2. Блок, делающий БМП гибридом, довольно небольшой, меньше полукубометра. По уверениям разработчиков, он не станет миной за пазухой у экипажа.
В чём же преимущества гибридной БМП перед обычной? Дело в том, что требования военных по созданию БМП тяжелее «Тигра» ставят конструкторов в сложное положение, поскольку двигатель должен иметь танковую мощность. А на американских танках стоят турбины, не только дорогие, но и очень заметные в инфракрасном диапазоне. Как вы уже догадались, звёздно-полосатые военные потребовали вполовину уменьшить и тепловую заметность новых машин пехоты. По сути, получился типичный замкнутый круг, из которого нельзя выбраться без технологического прорыва. Трудность ещё и в том, что обычный гибрид из БМП сделать нельзя: литиевые батареи дороги, объёмны и взрывоопасны. В типичном гибридном автомобиле они весят от четверти массы и более. 16-тонные литиевые аккумуляторы не только перетяжелили бы всю конструкцию, но и создали бы внутри машины мощнейшее взрывное устройство, ждущее только детонатора в виде гранаты из РПГ-7.
Инженеры вышли из ситуации, отдав рекуперацию на откуп механическому накопителю с отдельным приводом, а накопление энергии для двух ходовых электромоторов поручив аккумулятору. Кроме того, электроход позволит БМП, с её обрезиненными гусеницами, весьма тихо «подкрадываться» к району дислокации в ночное время.
Сниженный расход топлива даст возможность при сохранении небольшого топливного бака достигнуть запаса хода в 300 км, что хотя и меньше, чем у «Брэдли», но всё равно достаточно для реальных военных целей США.
В отличие от «Брэдли», новые БМП предназначены не для рывка по Восточно-Европейской равнине в духе американского марша 1944 года по Франции, а для борьбы с немоторизованными афганскими гражданами и «участия в подавлении гражданских беспорядков», как целомудренно пишут на своём сайте разработчики.
Применение в гибридной силовой установке дизельного двигателя решило и известную проблему турбин, «внезапно» открывшуюся в Афганистане: турбинные M1A1 «Абрамс» стали недобирать мощности, поскольку энергия турбинного двигателя обратно пропорциональна температуре воздуха и высоте над уровнем моря (то есть давлению). Напомним: ещё в 1980-х советские военные провели испытания газотурбинных Т-80 в Средней Азии и пришли к выводу, что на этом театре военных действий турбины бесперспективны. Оснащённые ими «Абрамсы» оказались ещё и очень чувствительны к запылению воздуха, однако то, что американские танки всю войну в Афганистане практически не отъезжали от баз, спасло их от связанных с этим массовых отказов.
Гибридный двигатель новой машины должен вызволить армию США также из «бензиновой ямы»: сейчас на одного развёрнутого в поле солдата только бензина (без авиатоплива) тратится 82,5 л в день, или более 30 тыс. л в год. Иными словами,
ежегодно ближневосточная группировка «высасывает» 300 тыс. м³ высокооктанового бензина, а с учётом упорных разговоров о начале войны с Ираном (апрель–июнь с. г.) ситуация может только ухудшиться. Согласно информации BAE Systems, GCV тратит на 20% меньше топлива, чем «Брэдли», и это несмотря на то что пассажировместимость машины выше на треть. Меньшая пиковая нагрузка на узлы двигателя и трансмиссии, обусловленная гибридным характером БМП, повысит межремонтный пробег на 25–30%. Генераторы GCV также смогут заряжать электронные устройства солдат на поле боя. Наконец, сама гибридная платформа разрабатывалась как универсальная: учитывая, что новая БМП весит как танк, в перспективе её перенос на новые американские танки представляется относительно несложным.
Новая БМП должна быть готова для серийного производства к 2018 году, а начало её широкомасштабных испытаний намечено на весну 2012-го. Хотя у BAE Systems мощные конкуренты (Boeing и SAIC), успех, похоже, ждёт именно эту гибридную машину: ещё в 2011-м штатовские военные благожелательно отзывались о новой боевой платформе британской фирмы.
- Источник(и):
-
1. BAE Systems
- Войдите на сайт для отправки комментариев