Размытость инновационной политики не может не вызывать раздражения у такого менеджера, как Путин

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Фото: ИТАР-ТАСС/Наталья Львова

Предприниматель Ольга Ускова — о том, что будет с инновациями после президентских выборов

Одним из наиболее ярких характеристик периода президентства Дмитрия Медведева стало усиление внимания к вопросам инновационного развития. Вещь в целом очень правильная в современных экономических условиях, а в условиях отсталой сырьевой российской экономики вообще имеющая стратегическое значение.

С другой стороны, сам процесс реализации политики инновационного развития вызывал и вызывает серьезные вопросы, поскольку во многом он носил спекулятивный характер, предполагавший в основном личный и политический пиар, а не достижение конкретных результатов. На развитие инновационных проектов — естественно, за счет налогоплательщиков — был выделен огромный объем финансовых средств, что пока не дало значительного эффекта. Представители президентской команды утверждают, что это нормальная ситуация, поскольку глобальные инновационные проекты отличаются длительным периодом окупаемости. И этот период, как можно понять, выходит за рамки президентского срока Медведева.

Таким образом, то инновационное наследие, которое мы сейчас имеем, должно перейти к следующему президенту, которым с весьма высокой долей вероятности станет Владимир Путин.

У Путина имидж крепкого хозяйственника. В отличие от Медведева, все проекты, которые Путин инициировал, всегда обретали конкретный характер и в целом успешно доводились до конца. Олимпиада в Сочи, «Северный поток» и «Южный поток» — всё это, конечно, не без проблем, но уверенно и стабильно движется к стадии воплощения. То есть если Путин что-то говорил, то он делал.

Поэтому размытость российской инновационной политики, которая создает основу для различного рода финансовых нарушений, не может не вызывать раздражения у столь практичного и ориентированного на конкретику менеджера.

В связи с этим у всех возникают вопросы. Что будет дальше? Что будет со «Сколково» — масштабным проектом, связанным с расходованием огромных объемов бюджетных средств? Что будет с госкорпорацией «Роснано», которая пока смогла представить как результат своей работы только электронный ридер, разработанный частной, и к тому же иностранной, компанией, или с энергосберегающей лампой, которая отличается более высокой ценой по сравнению с существующими на рынке? Какие очертания примет политика инновационного развития в целом?

В частности, инновационное сообщество ожидает в первую очередь наведения порядка в крупных инфраструктурных инновационных проектах. То есть обеспечения прозрачности расходования финансовых средств и формирования четких целевых ориентиров, которые необходимо будет достигнуть в рамках этих программ.

С другой стороны, крайне бледно выглядит проект по созданию Агентства стратегических инициатив (АСИ). Пока это чисто бюрократическая организация с неопределенными целями, а не открытая и профессиональная структура, нацеленная на конструктивное взаимодействие с инновационным сообществом, как предполагалась при ее создании.

Исходя из этого, ожидается два сценария развития событий. Первый заключается в том, что Путин исключит инновационные проекты из сферы своего внимания, сконцентрировавшись на жизненно важных сферах жизни страны: оборонной промышленности, сельском хозяйстве, социальной сфере. Он не станет ничего менять в работе институтов инновационного развития, но с информационной и финансовой точек зрения они отойдут на второй план. Тогда все наши громкие инновационные проекты будут идти дальше с затухающим эффектом. Что-то там будет происходить, но где-то на заднем плане за рамками мейнстрима и основного внимания как правительства, так и СМИ.

Другой сценарий подразумевает, что Путин примет на себя активную роль в управлении процессом инновационного развития страны, с тем чтобы перевести его на эффективные рельсы. Это предполагает системный анализ совершенных ошибок и качественную реорганизацию работы всех ведущих институтов инновационного развития. То есть введение прозрачной системы контроля расходования средств, постановку четких экономических задач и контроль их исполнения. Естественно, это потребует привлечения новой управленческой команды — молодых профессиональных менеджеров, уже имеющих опыт успешной реализации инновационных проектов и дорожащих своей профессиональной репутацией, которая для них дороже денег — как это было, например, в Израиле.

Автор — Ольга Ускова,
президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ)

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4 (9 votes)
Источник(и):

Izvestia.ru