Российские ученые создали "стекла-невидимки". Космические ноу-хау ручной сборки и стекла-невидимки
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Россия становится мировым лидером в производстве открытых платформ для космических аппаратов нового поколения. По ряду важнейших технических характеристик они превосходят зарубежные аналоги. А очень скоро отечественные композиционные материалы станут в нашем авиастроении так же привычны, как металл.
Обнинское научно-производственное предприятие «Технология», бывшее когда-то совершенно секретным, открыло свои двери для журналистов. Корреспондент «РГ» был одним из немногих, кто увидел настоящие тайны высоких технологий. Встречая журналистов, гендиректор предприятия Олег Комиссар напомнил, в общем-то, известную истину. Он сказал:
«По своей сути процесс создания авиационной, ракетно-космической и военной техники всегда был инновационным, так как достижение принципиально новых характеристик связано с непрерывными исследованиями и поисками новшеств как в области материаловедения, конструкции, технологии изготовления, так и в методах управления процессами создания новой наукоемкой продукции».
И можно добавить: там, где привычное и поднадоевшее слово «инновация» не пустая декларация, а реальное дело, совершаются настоящие чудеса.
Обнинскому предприятию, созданному в 1959 году, когда-то было определено весьма скромное направление в оборонном секторе авиапрома. Здесь разрабатывали стекла для реактивных самолетов, световое оборудование для аэродромов и радиопрозрачные обтекатели для управляемых ракет. Когда СССР развалился, авиастроение в новой России едва не умерло. Предприятие было обречено, но его спасли разработанные здесь уникальные технологии в области карбоновых композитов, которые создавались в рамках программы «Буран». Они оказались востребованы в космическом ракетостроении.
В 1990-е годы Россия стала активным игроком на мировом рынке космических пусковых услуг. И тут выяснилось, что даже самые лучшие советские ракеты-носители были перетяжелены, так как оболочки третьих ступеней и обтекатели изготавливались в основном из алюминия или стеклопластика. Мало того, что эти материалы – относительно тяжелые, они не являются звукоизолирующими. А зарубежные научные космические аппараты, которые в массовом порядке стали запускать с Байконура и Плесецка, не могли перенести рев в 100 децибел, издаваемый ракетным двигателем на старте. Для звукоизоляции под обтекатели даже забивали маты – совершенно лишний вес.
И когда для «Протона-М» корпуса третьих ступеней и головные обтекатели изготовили из карбоновых композитов, общий вес конструкции уменьшился сразу на полторы тонны. Для ракетостроения это – революционный скачок, так как там бьются за снижения веса хотя бы на килограмм и даже сотню граммов. При этом была достигнута идеальная звукоизоляция, и надобность в совершенно лишнем грузе матов отпала.
Замдиректора научно-производственного комплекса по разработке и производству композиционных материалов Анатолий Свиридов отметил, что при широком использовании современных автоматизированных технологий, самые ответственные элементы, в которых используются композиты, выкладываются все-таки вручную на специальных шаблонах. По словам Свиридова, при этом качество работ и производительность получаются даже выше, чем на Западе.
Еще одно интересное направление. Раньше научно-исследовательскую аппаратуру, выводимую в космос, помещали в герметичный контейнер, который заполняли жидким азотом для постоянного охлаждения. Это было связано с тем, что разница температур на солнечной стороне и в тени мгновенно менялась от +200 до –200 градусов по Цельсию. Не выдерживал металл, на котором крепилась аппаратура, да и сама она не любила таких скачков. Спутники отличались низкой надежностью, быстро выходили из строя из-за неизбежной разгерметизации контейнеров и утечки азота.
В Обнинске совместно с НПО имени «Лавочкина» разработали специальные, опять же композиционные, тепловые панели, так называемой, пассивной системы терморегулирования, внутри которых по тонким алюминиевым трубочкам циркулирует охлаждающее вещество. На них уже и крепится научная аппаратура. Надежность космических аппаратов, собираемых по новой технологии, возросла многократно. Гарантийный срок работы спутников на орбите увеличился с 3–5 до 12–15 лет.
По словам заместителя гендиректора по научно-производственной деятельности Анатолия Хмельницкого, в год выпускается около 170 панелей, что позволяет комплектовать 20 спутников. Европейская корпорация «Астриум», выпускающая аналогичные изделия, комплектует всего 5–7 спутников в год. При этом у них на сборке занято почти 200 человек, а у нас – 25, и площадь французского сборочного цеха – в десять с лишним раз превышает российский.
В Обнинске на производство спутниковой панели от получения техзадания, разработки проекта и до сборки конечной продукции уходит менее трех месяцев, на Западе – почти год.
Очень важная технологическая деталь. К панелям клеят специальные стекла (закладные элементы) в количестве до 1500 штук, толщиной 120 микрон и зазором между ними – 100 микрон. В США и Западной Европе операцию выполняют дорогостоящие и сложные в обслуживании роботы. В России это делают вручную. А производительность и точность склейки в несколько раз выше, чем у робота. Когда западные специалисты сравнили, что и как делается у них, а что в России, они испытали состояние близкое к шоку. Этого не может быть! Но это есть.
Важнейший элемент космических аппаратов, как пилотируемых, так и автоматических – солнечные батареи. От них зависит энергетика, а значит и жизнедеятельность космических посланников Земли. В России разработано новое поколение солнечных батарей, которые позволят при минимальной их массе переводить в электроэнергию до 30% световой энергии Солнца. Вклад Обнинска – создание для этих батарей каркаса на основе карбона. Он обладает уникальными прочностными характеристиками, а весит всего 480 граммов на квадратный метр. У западных аналогов, для сравнения, этот параметр – более полутора кг на квадратный метр. Именно такие каркасы выбраны для батарей на уникальный космический аппарат «Гелио-зонд», который планируют отправить в сторону нашего светила для более детального его изучения.
Мы уверены, что вся продукция отечественного машиностроения уступает зарубежным аналогам по всем параметрам. Однако сказанное выше свидетельствует о том, что сейчас уже не все западные технологии, даже космические, дотягивают до уровня российских. По важнейшим и наукоемким направлениям Россия выходит в лидеры. Нам есть, чем гордиться, но мы об этом и не догадываемся.
А теперь немного об авиации – той сфере деятельности, с которой и начиналась история Обнинской «Технологии».
На Западе в гражданское авиастроение активно внедряются углепластики. Американцы называют свой новейший «Лайнер мечты» самолетом с «черным крылом». Скоро такие крылья будут и у нас. И работы начнутся не на пустом месте, так как первые «черные крылья» появились в России в начале 90-х годов прошлого века на самолетах ОКБ Сухого Су-47 «Беркут» и Су-29.
Не забывают на предприятии и про стекло. Широко используются специальные наноразмерные покрытия, которые творят чудеса. Антибликовые делают их невидимыми для человеческих глаз, и кажется, что пилот летит на огромной скорости в открытой кабине. Другие, наоборот, отражают слишком яркий солнечный свет, насыщенный ультрафиолетом, и рассеивают электромагнитное излучение, делая кабину невидимой для вражеских радаров. Кстати, такие покрытия, но иного технологического уровня, могут весь самолет превратить в «невидимку».
Я поинтересовался: не в Сколково ли разработаны эти уникальные нанотехнологии. Мне ответили: сколковским инноваторам до такого уровня разработок, как до Луны.
Расставаясь с журналистами, руководитель холдинга «РТ-Химкомпозит», в который входит обнинское предприятие, Сергей Сокол сказал, что лично он верит – отечественные высокие технологии, в том числе, по производству композиционных материалов нового поколения, займут лидирующее место на мировом рынке. Тем более что по ряду направлений мы уже впереди.
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев