В Гарварде вручили Шнобелевские премии
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Вечером 20 сентября в Гарварде прошла счету **22-я по счету церемония вручения Шнобелевскихсчету ** – известных также как Антинобелевские – премий. Церемония сопровождалась запуском бумажных самолетиков, концертом японского оркестра кероминов (гибрид терменвокса и игрушки, напоминающей известного лягушонка Кермита) и замечательными лекциями как самих лауреатов премии, так и настоящих ученых. Среди присутствующих было около десятка нобелевских лауреатов, в очередной раз подтвердивших расхожий тезис о том, что гений и юмор гуляют рука об руку.
Немного о премии
Сначала был журнал «Анналы невероятных исследований» (The Annals of Improbable Research, AIR) – выходящее ныне дважды в месяц издание, посвященное разного рода реальным и выдуманным исследованиям. Спектр исследований варьировался (да и варьируется) в самых широких пределах – от сравнения апельсинов и яблок в инфракрасном свете до рейтинга кафетериев американских университетов.
Однако же главное достоинство AIR – к слову, не единственного и даже не первого пародийного научного журнала – это отличное чувство юмора.
Рис. 1. Рой Глаубер. Скриншот с сайта YouTube.
Именно главный редактор этого чудесного издания математик Марк Абрахамс придумал в 1991 году Шнобелевские премии. Русское слово «шнобелевские» – это лучшее, что за все эти годы удалось подобрать к оригинальному названию премии The Ig Nobel Prize, обыгрывающему английское слово ignoble (низкий, постыдный) и название знаменитой Нобелевской премии (которой Шнобелевская, как сказал однажды Абрахамс, ортогональна).
Несмотря на столь, прямо скажем, обидное и даже несколько агрессивное название, премией награждают «исследования, которые сначала вызывают смех, а потом заставляют задуматься». Как следствие, в номинанты на Шнобелевскую премию почти никогда не попадают исследования типичных «британских» (независимо от национальности) ученых.
Более того, многие работы, удостоенные этой награды, выходят в серьезных журналах и оказываются полезны для науки.
Главное, однако, в этой премии, которую, по словам Андрея Гейма (одного из немногих лауреатов Нобелевской и Шнобелевской премий одновременно), вручают преимущественно за чувство юмора, не награда, а церемония вручения.
Читателю следует представить себе все шутки Шелдона Купера за один сезон «Теории Большого взрыва», ужатые до полутора часов и исполненные величайшими умами современности.
Взять хотя бы буклет церемонии (pdf). Среди прочего там можно обнаружить рекламу «Музея плохого искусства» (Museum of Bad Art, сокращенно MOA – вот один из экспонатов, «Улыбающаяся Мадонна»), лучшего мороженого для лучших ученых и вот такое, к примеру, напоминание:
«Некоторые из триллионов бактерий, присутствовавших на позапрошлой премии, темой которой и были бактерии, все еще остаются в зале. Найди их всех».
Рис. 2. Эрика Эббель Энгл. Скриншот с сайта YouTube.
Неотъемлемой частью праздника последних лет является опера – в этом году она называлась «Разумный творец и Вселенная». Традиционный же концерт аккордеонистов (отчего-то организаторы очень любят этот инструмент) обошелся, в отличие от прошлого года, без кордебалета нобелевских лауреатов. Причины отказа от столь фантастического хореографического сопровождения не сообщаются.
Одной из самых ярких частей церемонии стали уже привычные лекции в формате 24/7. Они состоят из двух частей – в первой лектор в течение 24 секунд объясняет техническую суть обсуждаемой темы, а во второй излагает ее же в 7 словах, понятных всем вокруг. Темы в этом году были не самые сложные – «Вселенная», «Масс-спектрометрия», «Жизнь на основе мышьяка» и «Устройства электро-мышечного поражения». Лучше всех со своей задачей справилась Эрика Эббель Энгл, известный популяризатор науки и мисс Массачусетс 2004 года. Ее определение масс-спектроскопии звучит как It weights the bits in your gunk, что примерно можно перевести как «Она взвешивает частицы разной шняги». Хуже всех справился нобелевский лауреат Рой Глаубер, которому досталась тема «Вселенная» (эта была, кстати, тема всей церемонии). Ему, в частности, не удалось уложиться в заявленные семь слов.
Все это безобразие транслировалось в интернет. Полностью церемония доступна на YouTube (упомянутые выше лекции начинаются на отметке 1 час 39 минут).
Счастливые победители
Победителей Шнобелевской премии в этом году было десять, и, несомненно, наибольший интерес среди них представляют японские ученые, получившие награду в области акустики (вообще говоря, строгого списка номинаций в Шнобелевской премии нет, существуют только общие направления). Они создали глушитель человеческой речи.
Рис. 3. SpeechJamme. Фото с сайта tokyotek.com
В 90-е годы прошлого века психологи обнаружили, что во время разговора человек прислушивается к собственному голосу. Более того, этот канал обратной связи оказывается очень важен, например, для людей, страдающих заиканием. На основе этого наблюдения был создан метод лечения этого недуга под названием DAF (Delayed auditory feedback – обратная аудиосвязь с задержкой). Оказалось, например, что
проигрывание человеку его собственной речи с задержкой по времени в 50 миллисекунд способно заметно снизить частоту заиканий.
Вместе с тем выяснилось, что этот же метод действует на здорового человека прямо противоположным образом – инспирирует заикание. Это связано с тем, что при проигрывании забивается обратный канал связи и речь человека сбивается с нормального темпа.
SpeechJamme – так японцы назвали свое устройство – состоит из приемника и узконаправленного передатчика звука. По утверждению ученых, главной трудностью было откалибровать параметры устройств. Благодаря направленному действию, устройство способно влиять только на конкретных людей в толпе, не причиняя неудобств людям вокруг. Кроме этого, по словам исследователей, человек, подвергающийся воздействию, не испытывает дискомфорта. Впрочем, на церемонии вручения премии демонстрацию устройства японцы не проводили.
Другим несомненно важным открытием стала так называемая математическая теория причесок-хвостов – она удостоилась приза в номинации «Физика». В статье, опубликованной, к слову, в Physical Review Letters (препринт), речь идет вовсе не о волосах, а о статистической физике.
Рис. 4. Мертвый лосось. Фото с сайта aquabounty.com.
Каждый волос рассматривался как эластичная нить со случайным образом определенной функцией внутренней кривизны. Распределение кривизны было получено после анализа форм 115 отдельных волос. На основе этой функции ученые вывели формулу, которая описывает форму хвоста в зависимости от действия силы тяжести, эластичности волос и внутренней кривизны.
Впрочем, сами ученые отнеслись к работе с долей юмора, назвав один из основных числовых параметров своей теории числом Рапунцель – в честь сказочной героини, известной своими длинными (и прочными) волосами.
Один из авторов работы Патрик Уоррен признался BBC, что очень рад награде.
«Моя сфера деятельности – статистическая физика. Немногие слышали об этой науке, и мне приятно, что мы сделали что-то, что захватило внимание публики», – рассказал он.
Он также добавил, что проведенная учеными работа будет полезна не только компании Unilever, но и, например, в компьютерной анимации – она позволит рисовать более реалистичные волосы в играх и фильмах. Кроме того, тонкие пучки эластичных нитей встречаются в промышленности и электротехнике, поэтому работа может найти применение и там.
Еще одну физическую награду получили ученые, определившие, почему при ходьбе расплескивается кофе из чашки. Их работа тоже появилась в серьезном журнале – Physical Review E. Ученые рассматривали человека, несущего чашку с кофе, как систему с вынужденными колебаниями, а чашка предполагалась цилиндрической. В типичной чашке колебания легко возбуждаются при ходьбе, однако расплескивание происходит не оттого, что колебания оказываются в резонансе – большее значение имеют неравномерность шага или изъяны чашки.
По словам исследователей, явления резонанса в аналогичных системах, уже гораздо более серьезных, подчиняются похожим законам. Кроме того, работа может быть использована по назначению – для создания чашек, кофе из которых расплескать довольно сложно.
Рис. 5. Наноалмаз. Фото национального института
материаловедения Японии.
Шнобелевскую премию мира в этом году получило российское предприятие SKN из города Снежинска Челябинской области. Предприятие занимается тем, что производит наноалмазы (или ультрадисперсные алмазы, если следовать старой советской номенклатуре), в том числе и взрывными методами. Эта методология была создана в 80-х годах прошлого века – тогда было обнаружено, что в эпицентрах взрывов создаются условия для кристаллизации углерода, содержащегося во взрывчатых веществах, в наноалмазы.
Первые попытки синтеза наноразмерных алмазов таким методом предпринимались в 1982 году в НПО «Алтай» (ныне Федеральный научно-производственный центр «Алтай»). В 1984 году стало понятно, что технология имеет перспективы, и разработки перевели в разряд закрытых, а в 1985 году заработала первая производственная линия, выпускавшая до двух тонн наноалмазов в год. Ультрадисперсные алмазы используются, например, в биологии, промышленности и даже при создании смазочных материалов (что на первый взгляд кажется удивительным, учитывая абразивные свойства алмазной пыли).
Так вот, SKN удостоилась премии мира потому, что производит наноалмазы взрывным методом из старых советских боеприпасов.
Еще одной работой, отмеченной комитетом Шнобелевской премии, стала работа в области нейробиологии. Суть работы сводилась к тому, что ученые пытались найти нейроактивность в мозгу мертвого лосося. Сделано это было ровно для того, чтобы показать, что при неправильном статистическом анализе эту активность обнаружить удается. Сами авторы рассказали The Guardian, что их работа имела успех – по их подсчетам, количество статей с очевидными «дырками» в статистическом анализе мозговой активности снизилось с 30 до 10 процентов.
«Мы чувствуем, что в этом есть и наша заслуга», – заявили они.
Среди остальных лауреатов можно выделить замечательную премию по литературе, которая ушла Счетной палате США (The US Government General Accountability Office) за создание отчета о том, как готовить отчеты об отчетах.
В области психологии премию получило исследование удивительного факта: если смотреть на Эйфелеву башню, склонившись влево, она кажется ниже.
По химии награда досталась исследователям, выяснившим, почему в некоторых домах шведского города Андерслёв у людей волосы со временем становятся зелеными.
В категории «медицина» Шнобелевскую премию получила работа, посвященная минимизации вероятности взрыва пациентов во время колоноскопии, а анатомическая премия досталась ученым, показавшим, что шимпанзе способны узнавать друг друга по задницам.
Во всех этих исследованиях есть серьезная составляющая, которую, однако, читателю предлагается отыскать самостоятельно – в этом тексте для нее просто не хватает места.
Автор: Андрей Коняев.
- Источник(и):
-
1. lenta.ru
- Войдите на сайт для отправки комментариев