Нанобудущее в нанокрасках
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
ООО «Наномет» производит наночастицы металлов. Их добавляют к другим материалам, а из полученных соединений делают долговечные изделия, обладающие уникальными свойствами. Самые разные – от носков до красок. При этом компания, которая совсем недавно вышла на точку безубыточности, уже вынашивает планы создания межотраслевого открытого технологического партнерства.
Носки, кстати, были первой продукцией, выпущенной с добавлением частиц серебра, изготовленных «Нанометом».
«Заказ на них поступил от Минобороны, как раз когда ведомство возглавлял Сердюков, – рассказывает директор по развитию Николай Дарьин. – Продукт не пустили в серию, хотя он замечательный: ноги в таких носках не потеют. Ведь на охоте, на рыбалке или на войне таскать мешок сменного белья за собой неудобно, а стирать в холодном ручье нет ни времени, ни желания».
Но сначала, конечно, было открытие. Метод биохимического синтеза наночастиц металлов был открыт в 1998 году Еленой Егоровой, научным сотрудником Института электрохимии им. Фрумкина Российской академии наук. Сегодня она является руководителем лаборатории ООО «Наномет». Однако компания была создана только в 2007 году. До этого Егорова также пыталась внедрить свое открытие. Но, пока ее разработкой не заинтересовались представители некоего крупного девелопера (создателя ООО, его имя в «Наномете» не раскрывают), монетизировать технологию не удавалось.
«Учредитель «Наномета» в 2007 году решил диверсифицировать свой бизнес, – рассказывает Дарьин. – На его деньги была отремонтирована и оборудована лаборатория в Институте общей патологии и патофизиологии РАМН. В целом стартовые вложения составили около 3 млн долларов. Первоначально у компании было три направления – наше, использование наночастиц в соединении с металлами, косметическое и 3D-моделирование городов. Потом грянул кризис 2008 года и инвестор сказал: все, я больше к этому отношения не имею, мне надо спасать свой основной бизнес».
Инвестиции ушли, но лаборатория, оснащенная новейшим оборудованием, осталась. Остались в компании и сотрудники, которые доработали метод синтеза наночастиц. А полгода назад, в 2012-м, компания стала прибыльной. Впрочем, маржа пока невелика и почти полностью вкладывается в развитие бизнеса.
Доработка метода наносинтеза, открытого Егоровой, не прекращается и сейчас. Точнее, на его основе создаются новые технологии, новые сочетания металлов с другими материалами.
«Буквально вчера мы доделали методику введения наночастиц в резиновые покрытия, – говорит Дарьин. – По крайней мере, поняли, что это возможно. А вместе с упаковочными компаниями «Алькор-пластик» и «Профупак» мы сейчас запускаем серийный выпуск пакетов, содержащих наночастицы серебра, в которых мясо или рыба могут храниться вне холодильника чуть ли не месяцами. Уже были опытные выпуски и лабораторное подтверждение биоцидного эффекта (уничтожения бактерий. – Прим. ред.) этих материалов».
Сегодня здесь производят растворы с наночастицами шести металлов – золота, серебра, меди, цинка, кобальта и никеля. Для каждой технологии – не только свой металл, но и своя концентрация частиц. Все разработанные «Нанометом» технологии вдвое дешевле и в два раза лучше мировых аналогов, уверяет Дарьин.
«Мы изучаем информацию 15 аналогичных мировых компаний, – поясняет он. – И ближайший по качеству аналог нашего концентрата наночастиц стоит 380 евро за 20 мл. А наши 20 мл стоят 2 евро – при том что концентрация наночастиц серебра в нашем растворе в пять раз выше».
Сейчас в разработке внутреннее напыление для холодильников – в «Наномете» уверены, что наночастицы вытеснят из этой отрасли ионы.
«Вот компания Bosch все холодильники свои изнутри покрывает раствором с ионами серебра, – объясняет инженер-химик Илья Соснин. – Ион серебра – это атом серебра, лишенный одного электрона. А наночастица – это несколько тысяч атомов, соединение, которое на порядок активнее. С ионом работать проще – его можно «упаковать» в полимер.
Но так как ион довольно маленький – атомного размера – он из этого полимера быстро сбегает: уже через полгода эффект ионосодержащих покрытий пропадает полностью.
А наночастица жестко фиксируется в полимерной матрице и стоит там гораздо дольше. Главное, чтобы частица была не внутри полимера, а на поверхности – именно этого мы сейчас и добиваемся».
Но основное, над чем сейчас работает лаборатория «Наномета», – совершенствование технологии создания биоцидных красок. Сейчас реализацией этого проекта совместно с нанотехнологами занимается тольяттинская компания «Фабрика красок». С января начат серийный выпуск.
«Если стену покрасить такой краской, стена не будет плесневеть, а пыль, которая на нее оседает, не будет питательной средой для роста бактерий, – воодушевленно рассказывает директор по развитию. – Плюс еще эти наночастицы будут несколько ионизировать воздух».
Основные покупатели таких красок – больницы, поликлиники и другие медицинские учреждения: там сейчас согласно требованиям Госстандарта перекрашивают стены каждый год.
«В краску в больнице добавляют биоцида на 10 рублей, – говорит Дарьин. – За год это вещество улетучится полностью. Наш биоцид – наночастицы серебра – стоит от 20 до 50 рублей. Такой стене не нужна будет постоянная дезинфекция и красить ее заново придется только через пять лет».
Многие крупные производители по этой причине отвергли нанодобавку. По словам Дарьина, ему откровенно признались, что не хотят снижения объемов продаж. И в «Наномете» нет иллюзий, что другие предприниматели и тем более чиновники окажутся столь же прогрессивными, как тольяттинские бизнесмены.
«Эта технология не только для больниц, – уточняет Илья. – Мы работаем с наночастицами кобальта, которые делают краску сверхстойкой и сверхбыстросохнущей. Ею все трубопроводы можно покрасить, все вагоны железнодорожные, все опоры мостов. Но вот если чиновники начнут эту краску применять – как бюджетные деньги потом осваивать, что пилить? Ведь покрасили на пять лет – и все, пока на краски денег не дадут».
Тем не менее нанотехнологи не только продолжают работать в России, но и ведут переговоры о создании инновационного производственного объединения предприятий – в Тольятти, где, напомним, уже производятся «нанокраски».
Планируется, что открытое технологическое партнерство «Материя» – таково рабочее название новой некоммерческой структуры – будет представлять собой союз производителей материалов нового поколения, инжиниринговых и научных компаний, объединенных инфраструктурой, обменивающихся опытом и технологиями. Интерес к проекту уже проявили технопарк «Жигулевская долина», Эл банк, Тольяттинский государственный университет, городская торгово-промышленная палата и ряд других городских компаний и учреждений.
«Мы уже в будущем, где то за 2020 годом, – отвечает Николай Дарьин на вопросы, зачем их компании создавать некоммерческие объединения и не лучше ли сосредоточиться на продаже уже готовых технологий. – Там, за 2020-м, наступит шестой технологический уклад.
Это постэлектронный уклад, время нанотехнологий, время, когда человечество дойдет до способности управлять материей на атомарном уровне. И мы понимаем, что нам сейчас не имеет смысла выпускать, скажем, свои краски.
Это отвлечет нас от той фундаментальной базы, созданием которой мы сейчас заняты. Основы, которая даст возможность нормально существовать в «нанобудущем»».
- Источник(и):
-
1. expert.ru
- Войдите на сайт для отправки комментариев