Распознавание лиц: укрыться от полиции будет все сложнее
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Поймать террориста, защитить свой компьютер, даже накормить кошку – компьютерная программа биометрической идентификации лиц предоставляет разнообразнейшие, порой ошеломляющие возможности.
Полиция английского графства Лестершир впервые в Британии стала использовать систему NeoFace, которая позволяет сравнивать лицо подозреваемого с имеющейся у полиции картотекой в 92 тысячи лиц.
Преимущества очевидны: у человека на такую работу уйдут недели, тогда как это специальное компьютерное приложение позволяет сократить время до считанных секунд. Правосудие таким образом становится (в теории во всяком случае) быстрым, точным и не требующим больших затрат.
Но не означает ли это, что любая прогулка по улице превращается в просчет пикселей, когда камеры анализируют всю твою подноготную: от привода в полицию до кредитоспособности?
Программы становятся умнее
Идея распознавать лица с помощью компьютера существовала в течение десятилетий.
После секретных разработок, начатых в США в 1960-х годах, об этой технологии вдруг заговорили в Британии в 1998 году, когда местные власти района Ньюхэм на востоке Лондона стали использовать что-то подобное на камерах наблюдения.
Спустя какое-то время от этой практики отказались, и теперь местный совет Ньюхэма утверждает, что не имеет никаких официальных документов за тот период, однако, согласно некоторым публикациям, использовавшаяся программа не опознала ни одного подозреваемого. Преподаватель физики в Университете графства Кент профессор Крис Соломон, являющийся также управляющим директором компании Visionmetric, объясняет, на каких двух параметрах основаны все подобные программы распознавания лиц.
«Один параметр – это геометрия, то есть черты лица и их расположение. Второй – это текстура, качество, то есть цвет, тон и комплекция», – поясняет он.
«Оба эти параметра могут изменяться. Если я буду кричать или поверну голову, то, например, расстояние между кончиком моего носа и глаз изменится. А если я пойду на пробежку, то у меня покраснеет лицо, – продолжает профессор. – Дайте мне время, и я могу отрастить бороду, еще немного – и у меня появятся морщины»
За городскими жителями сегодня наблюдают тысячи видеокамер
«Это естественные факторы, но есть еще такие вещи, как очки, шляпы и освещение, которые могут очень сильно менять то, как выглядит наше лицо, – продолжает профессор. – Человеческий мозг может это учитывать, однако самые первые биометрические программы, анализировавшие статичные лица, с этим не справлялись. Нынешние электронные программы учитывают, что эти факторы могут меняться, но тоже только до определенного предела. Например, они учитывают, что я не могу сместить свой рот к уху. Так что безошибочными их назвать нельзя, но они становятся более сложными», – говорит профессор.
Помощь следствию
Система NeoFace, которую использует полиция Лестершира, произведена компанией NEC.
Как говорит глава международного отдела систем биоидентификации NEC Крис де Сильва, их продукция хороша тем, что способна анализировать видео и снимки, снятые камерами наблюдения, даже очень плохого качества.
Не превратится ли каждая невинная прогулка в подсчет пикселей твоего лица?
«Еще не так давно полагали, что технология идентификации по лицу не имеет большой ценности, однако использование технологии NEC дает более высокий уровень опознания в ходе настоящих уголовных расследований».
Первый приговор с использованием NeoFace был вынесен в июне 2014 года в США: вооруженный грабитель получил 22 года тюремного заключения, после того как его фото из полицейской базы данных совпало с лицом, зафиксированным камерой на месте преступления.
«Это не отпечатки пальцев, не анализ ДНК, это всего лишь сигнал, что этот человек потенциально может представлять интерес для следствия», – говорит Хилари Газзард, офицер по опознанию в полиции Лестершира.
Возможность анализировать тысячи лиц картотеки за считанные секунды пока еще нова для британской полиции, а вот американское министерство обороны уже ушло на шаг вперед, заказав 500 «шпионских» очков X6. Они позволяют в режиме реального времени сравнивать лица, к примеру, идущих по улице людей, с полицейской картотекой.
Но все эти программы, отвечающие за безопасность, это лишь верхушка айсберга, поскольку у биометрического распознавания есть колоссальный потенциал.
Широкое применение
Эту систему начинают использовать для открытия бесключевых замков, диагностирования генетических отклонений, интернет-обучения – чтобы, с одной стороны, подтвердить личность, а с другой, убедиться в том, что человек не заснул на уроке; в автомобильной индустрии, для предсказания долголетия, что может использоваться в страховой индустрии, и даже для того, чтобы только у вашей кошки, а не какой-то дворовой, был доступ к ее миске.
Использование биометрических программ возможно и в быту, но нужно ли?
Система DeepFace, которую тестирует Facebook, пока еще не задействована, но говорят, что она по качеству идентификации может чуть ли не «считывать» мозговые извилины.
Facebook подвергся критике за эксперимент с распознаванием человеческих эмоций, однако представители компании заверили, что использоваться новый софт будет только лишь для улучшения «теггинга» лиц на фотографиях пользователей.
Вполне естественно, что такая технология уже вызвала ряд опасений. В то время как отпечатки пальцев или скан зрачка требует согласия субъекта идентификации, то распознавание по лицу – нет, поскольку снимки теперь могут быть сделаны где угодно.
С какой картотекой ваше лицо будут сверять? Сколько раз ваше лицо было запечатлено и кем? При входе на работу? Просто на улице? Какими-то правительственными агентствами по безопасности?
Самая большая база данных имеется у интегрированной биометрической программы Next Generation Identification (NGI), которой пользуется американское ФБР и которая, как говорят официальные лица, призвана служить защите населения и национальной безопасности.
Независимая технологическая организация-наблюдатель Electronic Frontier Foundation (EFF) заявляет, что база данных NGI к 2015 году может насчитывать 52 млн лиц, взятых как из уголовных дел, так и внеполицейских источников – например, при прохождении проверки перед поступлением на работу.
EFF также привлекает внимание к данным исследования, которые указывают, что чем больше база данных, тем менее надежным становится система распознавания лиц.
«Технология распознавания лица представляет реальную угрозу для гражданских свобод и права на личную жизнь, – полагает старший юрист EFF Дженнифер Линч. – Наши лица могут быть сняты тайно, удаленно, это может делаться постоянно и повсюду, пока мы занимаемся своими обычными делами. Такая степень слежения может выявить какие-то личные подробности нашей жизни, которые мы не хотели бы, чтобы правительство, правоохранительные органы или рекламщики знали».
Двигатель торговли
Возможно, именно коммерческие ловушки представляют в связи с этой технологической новинкой повод для наибольшего беспокойства. Магазины в Японии уже запустили программу, которая записывает общую информацию, такую как возраст и пол покупателей, чтобы создать маркетинговую базу того, кто и где делает свои покупки.
Смогут ли торговые компании устоять перед такой возможностью?
Как держать под контролем новые технологические возможности?
Как говорит профессор Соломон, уже многие вебсайты запоминают, какие покупки вы делали прежде, и предлагают вам схожие товары. Некоторым людям это очень не нравится.
«А что если они также будут знать, сколько у вас денег или какая у вас работа? Я могу себе представить ситуацию, когда где угодно размещенная реклама начнет с помощью технологии распознавания лица обращаться напрямую к человеку: тебе не кажется, что ты будешь красивее с этой помадой? Съев эту еду? После этой косметической операции?»
В ноябре прошлого года в Британии компания Amscreen установила в 509 магазинах сети супермаркетов Tesco, расположенных на бензозаправочных станциях, рекламные экраны, которые распознавали возраст и пол покупателей и затем показывали товары, отвечающие запросам именно этой возрастно-гендерной группы.
Однако компания настаивает, что персонифицированные билборды вряд ли появятся.
«Как только мы заявили, что мы ничего не записываем, то вся шумиха по поводу слежки сошла на нет, и люди перестали обращать на них внимание. В рекламной индустрии есть понимание того, что в интернете персонифицированная реклама работает, как и на мобильных средствах связи, но в городской среде это сделать тяжелее», – говорит Майк Хемминс, директор по маркетингу в компании Amscreen.
«Нашим следующим шагом будет учет вашего настроения: чтобы мы посмотрели на вас и поняли – вы в хорошем настроении, а это означает большую вероятность того, что вы купите товар; или же – вы в плохом настроении, и тогда реклама сможет отреагировать на это».
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев