Рост производительности труда – главный фактор устойчивого развития России после 2020 года

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Cо времени прошлой военно-промышленной конференции «Актуальные вопросы развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» прошло почти полтора года. Хотелось бы подвести некоторые итоги.

nationaldefense-putin-rogozin.jpg

О шести задачах

Тогда нами были определены шесть первоочередных задач.

Первая – подготовить и принять всю нормативно-правовую базу для того, чтобы в полную силу заработал подписанный Президентом России закон «О государственном оборонном заказе».

Правительством в 2013 году и первом полугодии 2014 года принято 8 нормативных актов, определяющих основу новой системы ценообразования и перечень продукции по гособоронзаказу, на которую распространяется госрегулирование цен. Так что первая задача выполнена.

Вторая задача – запустить работу Фонда перспективных исследований.

На сегодня Фондом сформирована эффективная система отбора качественно новых, прорывных технологий, связанных с обеспечением обороноспособности и безопасности государства, которые будут определять облик средств вооруженной борьбы через 20–30 лет.

На последнем заседании попечительского совета Фонда в июне этого года внесены ряд уточнений в программу деятельности ФПИ на 2013–2016 годы, в соответствии с которой в настоящее время осуществляются практические мероприятия по реализации 23 проектов. К концу года их количество возрастет до 40. Каждый проект ФПИ – это задел уже шестого технологического уклада, для их реализации создаются автономные лаборатории в организациях ОПК, ФАНО России, ведущих ВУЗах страны.

nationaldefense-su35.jpgСу-35С.

Третья задача – планировалось приступить к реализации программы фундаментальных и поисковых исследований в интересах обороны и безопасности.

Сегодня в этой работе принимают участие Минобороны России, ведущие ВУЗы страны, институты РАН, ныне ФАНО России, научно-исследовательские организации ОПК и Государственные научные центры. Считаю необходимым в ближайшей перспективе увязать оборонные фундаментальные и поисковые исследования, ведущиеся организациями ФАНО России и университетами, с работами, выполняемыми под руководством генеральных конструкторов по важнейшим направлениям создания ВВСТ и головными НИИ ОПК. Необходимо переформатировать саму систему взаимодействия научных организаций для того, чтобы в научной и управленческой среде возрастала роль ученых, «технологов» и генеральных конструкторов, тех, кто умеет нестандартно мыслить и воплощать на практике свои идеи.

Большие надежды в организации и проведении фундаментальных научных исследований мы возлагаем на создаваемые при координирующей роли Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ центры науки, технологий и образования при ведущих университетах.

nationaldefense-dolgorukiy.jpgРПКСН «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей».

Отмечу также, что нам необходима акцентированная научно-техническая политика в области фундаментальных и поисковых исследований в интересах обороны и обеспечения безопасности государства. Ее основным инструментом в дополнении к имеющимся мероприятиям должна стать программа фундаментальных и поисковых исследований, охватывающая академический, вузовский и отраслевой секторы научно-технического комплекса с действенными механизмами организации и координации на основе согласованного видения научно-технического будущего России в сфере обороны и безопасности.

Четвертое – ставилась задача сформировать новые кредитно-финансовые механизмы стимулирования промышленности.

Общий объем расходов федерального бюджета на 2011–2016 годы, который предусматривается для предоставления субсидий организациям ОПК, составляет около 400 млрд. рублей. 28 февраля на совещании у Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева Минобороны, Минфину, Роскосмосу и госкорпорации «Росатом» поручено проработать вопрос о существенном сокращении размера процентной ставки по кредитам, привлекаемым организациями ОПК, установив его на уровне не более 6–7% годовых. Минфином России предложено, в частности, введение упрощенного порядка рефинансирования кредитов для организаций ОПК при наличии госгарантии РФ и включении указанных предприятий в перечень Центрального банка России. Кроме того, данный вопрос был доложен Президенту РФ в мае 2014 года. Президентом также дано поручение Правительству до 1 сентября сформировать Фонд развития промышленности в целях повышения доступности займов на финансирование проектов в соответствии с приоритетами.

nationaldefense-stanok.jpgПри развитии каждого стратегически значимого направления создания ВВТ должен развиваться соответствующий машиностроительный комплекс.

Пятая задача – сформировать оптимальную структуру ракетно-космической промышленности и активно внедрять идеологию центров компетенции, а также крупных эффективных интегрированных структур.

5 марта 2014 года создан (зарегистрирован и поставлен на учет в Федеральной налоговой службе по г. Москве) единый орган централизованного руководства ракетно-космической промышленностью – ОАО «Объединенная ракетно-космическая корпорация» (ОАО «ОРКК»), 100% акций которой будут находиться в федеральной собственности. Считаю, что освобождение Федерального космического агентства от функций непосредственного управления промышленными организациями позволит Роскосмосу сосредоточиться на вопросах выработки стратегии развития отечественной космонавтики. Формирование крупных корпоративных структур ОПК в целом позволило достичь поставленные государством цели – концентрацию ресурсов, повышение эффективности управления организациями, оптимизацию загрузки мощностей.

И, наконец – шестая, и самая главная задача – это обеспечение Вооруженных Сил страны современной техникой.

nationaldefense-s400.jpgЗенитная ракетная система С-400.

В настоящее время ряд образцов техники, включенной в Госпрограмму вооружения на 2011–2020 годы разработаны, прошли испытания и серийно производятся, другие находятся на различных этапах разработки. Государственный оборонный заказ 2013 года выполнен на 95%, по сравнению с 2012 годом он возрос в 1,6 раза. Выполнение гособоронзаказа на этот год идет согласно графику. В войска ВКО поступают новые радиолокационные станции типа «Воронеж», зенитные ракетные системы С-400 и комплексы «Панцирь-С», не имеющие аналогов в мире. Фронтовая авиация получает новые многоцелевые авиакомплексы Су-34 и Су-35, боевые вертолеты Ка-52 и Ми-28Н, разрабатывается перспективный многоцелевой комплекс фронтовой авиации. Атомный подводный крейсер стратегического назначения «Борей» с новым ракетным вооружением и многоцелевая атомная подводная лодка «Ясень» приняты в состав ВМФ в прошлом году. Сухопутные войска перевооружаются на новые высокоточные комплексы «Искандер-М», совершенствуется стрелковое вооружение и экипировка военнослужащих, разрабатываются унифицированные боевые транспортные платформы для бронетанковой техники. В соответствии с Госпрограммой вооружения на 2011–2020 годы в составе Вооруженных Сил РФ к 2020 году должно быть до 70% современной техники. Уверен, что так оно и будет.

О приоритетах развития ОПК

В связи с событиями на Украине и санкциями Запада сегодня добавилась еще одна актуальная задача – импортозамещение. Не скрою, к замещению продукции ОПК из Украины мы готовились заранее. Убежден, что в течение двух-трех лет полностью избавимся от этой зависимости. Минпромторг России, Роскосмос, Минобороны России и Госкорпорация «Росатом» внесли в Правительство России проект плана-графика мероприятий по импортозамещению, который был утвержден 27 июня 2014 г.

nationaldefense-imortozameshenie.jpgГотовиться к замещению продукции ОПК Украины в России начали заранее.

В работе Правительства сделан четкий акцент на выявлении и устранении «узких мест» в цепочке разработки и производства материалов, компонентов и оборудования, которые создают угрозу коллапса той или иной стратегической отрасли в случае неблагоприятной ситуации с международной кооперацией. Поэтому при развитии каждого стратегически значимого направления в стране должен развиваться соответствующий машиностроительный комплекс по всей цепочке: материалы-компоненты-приборы-машины-системы. Кроме того, вся цепочка производства и доставки потребителю всех необходимых узлов и комплектующих без временных разрывов должна или быть локализована в России, или иметь абсолютно надежный и оптимальный с точки зрения экономических издержек и временных периодов канал доставки извне.

В целом, по наиболее критичным импортным комплектующим производства украинских предприятий ГК «ГНПК «Зоря-Машпроект» и АО «Мотор-Сич» Минпромторг России совместно с Минобороны России подготовил подробные дорожные карты работ по импортозамещению, которые позволяют детально контролировать ход их выполнения.

В дальнейшем предусматривается разработка и реализация подобного плана в более глобальном масштабе. По «тяжелой» группе позиций необходима государственная поддержка, которая будет осуществляться в рамках Госпрограммы по развитию промышленности. Соответствующие предложения в проект федерального закона о федеральном бюджете 2015–2017 и Госпрограмму уже внесены.

Проблема импортозамещения обострила значение первоочередной задачи, которую поставил Президент России, – проведения всеобъемлющей конверсии на предприятиях ОПК.

nationaldefense-ka52.jpgБоевой вертолет Ка-52.

При этом в нынешних условиях санкций нам необходима новая идеология суперконверсии, чтобы не попасть в ту же ловушку, в которой мы оказались в 1990-е годы, когда вместо высокотехнологической продукции на предприятиях ОПК выпускали лопаты и кастрюли. Уже сегодня мы одновременно должны решать задачи повышения в разы производительности труда за счет «цифровой» модернизации, прорывных технологий, поиска новых и расширения привычных рынков сбыта продукции, сохранения уникальных кадров и воспитания нового поколения конструкторов и ученых, повышения качества научных исследований и образования. Чтобы после 2020 года предприятия ОПК, а вместе с ними и вся наша промышленность, вышли на шестой технологический уклад, были востребованы, это надо делать уже сейчас. Да, сегодня утрачен ряд уникальных производств, да, активная часть основных производственных фондов изношена, но именно поэтому эти основные фонды надо сегодня кардинально менять, используя новейшие технологии, автоматизированные системы управления, возможности государственного стратегического планирования.

К 2015 году в целом будет создано более 80 вертикально-интегрированных структур, завершен процесс консолидации предприятий ОПК. В идеале их мощности для производства военной и гражданской продукции должны максимально совпадать, чтобы не создавать двойную нагрузку на экономику. Без мощного гражданского сектора нашей экономики не может устойчиво существовать военная промышленность – они как два крыла, на которые опирается при движении вперед наша страна.

nationaldefense-rogozin.jpgЗаместитель председателя Правительства РФ, председатель Военно-промышленной комиссии Дмитрий Рогозин.

Нынешняя ситуация в России очень похожа на ту, что была в конце 1930-х годов, когда Советский Союз вынужден был заниматься ускоренной индустриализацией страны для обеспечения ее обороноспособности, находясь в экономической и политической изоляции. Поэтому и в современной России ОПК должен стать локомотивом ее развития, каким он и был на протяжении последних 70 лет.

Автор: Дмитрий Рогозин

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 3.8 (11 votes)
Источник(и):

nationaldefense.ru