Тест первого в мире ручного 3D-принтера от Lenta.ru
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
В феврале 2013 года на Kickstarter запустили проект финансирования «3D-ручки» под названием 3Doodler. Она позволяет «рисовать» пластиком трехмерные фигуры. С помощью краудфандинга авторы планировали собрать 30 тысяч долларов, но буквально за несколько дней пользователи сервиса пожертвовали на проект более миллиона. В конце 2013-го компания начала отгрузку ручек своим инвесторам. «Лента.ру» протестировала 3Doodler — и пришла к выводу, что, несмотря на множество технических недостатков и недоработок, это замечательный и перспективный инструмент.
Внешний вид и комплектация
Внешне 3Doodler напоминает устройства для выжигания по дереву, только помассивнее. Для тех, кто такие устройства не помнит или никогда не держал их в руках, поясним:
ручка принтера — примерно 15–20 сантиметров в длину и три сантиметра в толщину; с утолщением посередине.
На корпусе расположены светодиодный индикатор, пара кнопок (быстрая и медленная подача пластика), переключатель типов пластикового сырья (ручка может работать как с ABS, так и с PLA, которые отличаются температурой плавления) и разъем для подключения блока питания.
В комплекте, попавшем на тестирование в «Ленту.ру», был только пластик типа ABS; впрочем, с ним достаточно просто работать.
Рис. 1. Ручка в коробке. Фото: «Лента.ру».
Наша ручка, кстати, была одной из самых дешевых — ее цена без учета доставки составляет всего 75 долларов США.
Уже сейчас доступны комплекты со специальной подставкой, дополнительными наборами пластика и насадками, которые позволяют получать поток пластика с сечениями разной формы и толщины.
В верхней части ручки располагается отверстие для загрузки пластика — он поставляется в виде длинных тонких цилиндров. Внутри ручки материал разогревается до температуры плавления, под небольшим давлением подается в металлический наконечник в нижней части ручки и выходит в виде струи диаметром около трех миллиметров. Температура наконечника даже для PLA достигает 200 градусов Цельсия, поэтому он скрыт под специальной съемной насадкой из силикона.
В процессе работы пластик налипает на наконечник, и из-за насадки очищать его не очень удобно, так что в итоге пользы от нее едва ли не меньше, чем вреда.
Начало работы
Первое, что бросается в глаза, — максимальная неэргономичность 3Doodler. Из-за толщины его неудобно держать — быстро устает рука. О том, что кнопки надо нажимать указательным пальцем, можно узнать только из специального видео на сайте компании — размер и расположение кнопок намекают на работу большим пальцем (для левшей — так уж точно).
Разобраться, как 3Doodler работает, довольно просто, хотя прилагающаяся инструкция в этом не помогает — гораздо более полезным оказывается все то же видео. После включения ручка греется примерно минуту. Когда инструмент готов, светодиод загорается синим — то есть пора загружать пластик.
Тут начинаются главные сложности. В инструкции сказано: пластик нужно просовывать в канал до тех пор, пока вы не «почувствуете, что 3Doodler захватил сырье». На самом деле никакого «захвата» не ощущается. Пластиковый цилиндр упирается в некое препятствие, после нажатия на кнопку подачи пластика ручка издает соответствующий звук (подача пластика — громкий процесс), однако ничего не происходит.
Опытным путем было установлено: после нажатия на кнопку пластик надо подтолкнуть. Впрочем, как далеко — опять-таки не вполне понятно.
Металлический наконечник ручки сильно пачкается — к нему липнет расплавленный пластик. Поэтому для работы с 3Doodler понадобится бумажное полотенце, чтобы время от времени протирать наконечник (не забывая при этом, что его температура — 200 градусов Цельсия!). Кроме того, пригодятся простенькие кусачки — при работе регулярно образуются длинные усы, которые проще «откусить», нежели оплавить наконечником ручки.
На роль кусачек, как показала практика, вполне подходят маникюрные ножницы.
Рис. 2. Лондонская телефонная будка. Фото: «Лента.ру».
Результат двухчасовой работы с ручкой. До этого момента автор будки прибор в руках ни разу не держал.
И еще — запах расплавленного пластика довольно резкий. Поэтому,
- во-первых, настоятельно рекомендуем убедиться, что ваши домашние готовы его терпеть, а
- во-вторых, помещение должно быть проветриваемым, иначе после часа работы у вас начнет болеть голова.
Первый блин
Самый заметный технический недостаток ручки — это неравномерная и плохоуправляемая подача пластика через наконечник. Как уже говорилось, кнопок на корпусе две — для быстрой и медленной подачи. В промовидео проекта на Kickstarter пользователь лихо рисовал вертикальные ребра куба, наглядно демонстрируя, что это действительно 3D-ручка. В реальности же для этих целей нужно использовать кнопку медленной подачи — и, как выяснилось, когда пластик разогревается, она не сильно отличается от быстрой.
Другой неприятный сюрприз: пластик регулярно «стреляет». Судя по всему, источниками этого звука являются пузырьки воздуха, попадающие в канал подачи — сразу же после такого «выстрела» струя пластика почти разрывается. Наконец, между нажатием (отжатием) кнопки и началом (концом) подачи пластика проходит ощутимый — до нескольких секунд — период времени.
К этим недостаткам легко приспособиться, но полноценную работу в 3D они делают практически невозможной.
Еще одно замечание, отсутствующее в инструкции: пластик должен хорошо лепиться к поверхности, с которой вы работаете. В противном случае не удастся нарисовать даже совсем простую плоскую фигуру. Опять-таки опытным путем мы установили, что
лучше всего работать на салфетках — расплавленный пластик отлично к ним прилипает, а потом легко отлепляется.
Усы, о которых говорилось выше, — результат еще одной технической недоработки. Дело в том, что после остановки подачи пластика кончик ручки надо как-то отцепить от получившейся детали. Для этого, немного подождав (чтобы деталь застыла), пользователь должен сделать движение в сторону и разорвать таким образом поток жидкого пластика. Сделать это ловко выходит не всегда, поэтому нередко образуются длинные тонкие усы.
Выжигание по пластику
По ощущениям рисование с помощью 3Doodler ближе всего к уже упоминавшемуся выжиганию по дереву — ничего общего с обычной ручкой это устройство, конечно, не имеет.
Из-за неравномерной подачи пластика все без исключения предметы выходят аляповатыми и грубыми. Как точно заметили в Wired еще на стадии финансирования, результат рисования больше всего напоминает брак 3D-печати.
Рис. 3. Клинт Иствуд Famous Polygons/Behance.net.
Рис. 4. Борис Карлофф в образе монстра Франкенштейна (1931). Famous Polygons/Behance.net.
Пример простой, но узнаваемой полигональной модели. Возможно, что-то такое можно сделать в 3D с помощью 3Doodler.
Плоские фигуры по качеству исполнения близки к тем, что рисуют на тортах с помощью кондитерского мешка. А любой трехмерный объект необходимо собирать из таких вот плоских кусков — нарисовать что-нибудь сложнее куба сходу все равно не получится, да и сам куб выйдет довольно кривым. Понимают это и создатели ручки — на сайте можно скачать множество трафаретов для рисования; например, телефонной будки или Эйфелевой башни.
Практической пользы получившиеся объекты не имеют, их функция исключительно декоративная; модели легко ломаются, особенно в точках спайки разных линий.
Рис. 5. Роуэн Аткинсон. Винс Лоу.
Рис. 6. Уилл Смит. Винс Лоу.
Рис. 7. Джек Николсон. Винс Лоу.
Хаотичные портреты шариковой ручкой.
Однако, несмотря на технические недоработки и появившееся по их вине разочарование, 3Doodler — проект важный и интересный. Некоторое количество терпения позволяет довольно быстро, буквально за несколько часов, приспособиться к основным недостаткам инструмента. Аляповатость фигур превращается в их изюминку, и даже возникает мысль, что в умелых руках из этого может получиться что-нибудь в духе работ Винса Лоу.
А невозможность полноценно работать в 3D просто заставляет планировать проекты заранее, вместо того чтобы бросаться рисовать первое, что пришло в голову.
Наконец, рисование с 3Doodler очень затягивает. А в развлекательных устройствах это самое главное.
Автор: Андрей Коняев.
- Источник(и):
-
1. lenta.ru
- Войдите на сайт для отправки комментариев