Импортозамещение – это вопрос национальной безопасности

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

28 февраля в рамках Красноярского экономического форума в формате мозгового штурма прошла научно-практическая конференция «Промышленная политика импортозамещения. В поисках новых кандидатов на взлет?» Мероприятие прошло при поддержке Минпромторга России.

Каковы направления новой промышленной политики? Смогут ли меры поддержки импортозамещающей промышленности способствовать созданию новых успешных производств? Как использовать богатый мировой опыт регионов, реализующих политику импортозамещения? Эти и другие вопросы задал участникам «мозгового штурма» модератор мероприятия – президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Председатель Совета директоров группы компаний «Р-Фарм» Алексей Репик.

Сессия была задумана как межотраслевая, чтобы на примере конкретных отраслей обозначить системные проблемы и найти совместные пути их решения. Фармацевтическую и медицинскую промышленность представили генеральный директор ЗАО «НИПК «Электрон» Александр Элинсон и исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций (СПФО) Лилия Титова. Они поделились своим мнением об особенностях развития отрасли, в том числе о стоящих перед ней вызовах, рассказали о перспективах импортозамещения.

«Нынешнее время требует более быстрых решений», – заявил во время своего выступления А.Элинсон. В пример он привел долгий процесс разработки Постановления Правительства об ограничении доступа зарубежных производителей при госзакупках ряда медицинских изделий, и его последующее оперативное принятие, которое подстегнул нынешний кризис.

Также Элинсон предложил в процессе дискуссии рассматривать экспорт и импорт в связке. А говоря об импортозамещении, учитывать важный аспект – государственный заказ на медицинские изделия, на долю которого приходится 95% рынка.

Когда стартовал национальный проект «Здоровье», государство централизовало заказы и осуществило закупку большого количества медицинского оборудования на два года, напомнил эксперт. Это дало возможность предприятиям запустить целый ряд технологических цепочек, т.к. они были уверены в долгосрочном заказе.

Таким образом, в тех направлениях, где государство обеспечивает устойчивый спрос, складываются благоприятные условия для развития промышленности и увеличения ее экспортного потенциала.

Еще один вопрос, который волнует представителей отрасли, – запретительные барьеры на разного рода компоненты, на составляющие, на ту часть продукции и технологического процесса, которые не могут быть реализованы в России.

«Сейчас действительно мы встречаем ситуацию, когда таможенная пошлина на готовый продукт существенно ниже, чем пошлина на компоненты», – поддержал коллегу Алексей Репик.

В том, что ряд компонентов не может разрабатываться в Российской Федерации и должен закупаться за ее пределами, нет ничего критического, отметил Элинсон. Более важный вопрос –интеллектуальное владение продуктом, чтобы компании могли реально управлять приобретенными ими продуктами, потому что в медпроме такой параметр завязан на сервисной компании. Он является существенным, и здесь видится большой потенциал развития в сочетании с потребностями здравоохранения. То есть стоимость владения является условием по повышению конкурентоспособности компании. Поэтому «вопрос не в том, где компонент производится, а кто им управляет».

Также руководитель «Электрона» отметил, что фокус на экспорт в медпроме не лишит отечественных потребителей необходимой продукции: «риска я не вижу, поскольку структура спроса Российской Федерации на 95% приходится на бюджет. Говоря про производственные мощности нашего предприятия, мы можем производить 2000 крупных комплектов в год при равномерной загруженности, а производим 300–400. Мы наблюдаем такую же картину у коллег по цеху, и поэтому не видим никакого риска для внутреннего рынка».

«Импортное замещение лекарств – не просто лозунг, это вопрос национальной безопасности, – уверена Лилия Титова, исполнительный директор СПФО (Союза профессиональных фармацевтических организаций). – В настоящее время 75% средств, оплачиваемых бюджетом страны и населением, уходит за рубеж, такова стоимость зависимости от импорта. Безусловно, за последние годы пройден немалый путь: работает Стратегия «Фарма 2020», что позволило расширить номенклатуру препаратов, которые производятся в России, построены новые заводы. В то же время остается нерешенным ряд проблем: в частности, по программе импортозамещения, в основном, выпускаются дженерики. Во всем мире дженерики являются основой здравоохранения, но при этом государственный бюджет несет значительные расходы на закупку оригинальных препаратов, и оптимизация этих затрат является одним из приоритетов. Проблема в том, что зарубежные производители, которые строят в России заводы или создают контрактное производство, не спешат передавать технологии на препараты, патент на которые еще не истек. И задача государства – изменить эту тенденцию. Одним из инструментов привлечения высокотехнологичных фармпроизводств может быть долгосрочный контракт. Для потенциальных инвесторов также важным моментом является стабильность нормативной базы».

«Таким образом, – сделала выводы эксперт, – если динамика рынка дженериков идет по программе импортозамещения положительная, то в трансфер-технологиях до сих пор есть большие проблемы. Их решение находятся в большей части в компетенции государства».

«В стадии обсуждения находится ряд антикризисных мер, решение которых позволит стабилизировать ситуацию, – продолжила Л.Титова. – Со стороны государства требуется помощь для российских локализованных производителей – как на экономическом уровне (субсидирование кредитных ставок, индексация цен для низшего и среднего сегмента лекарственных средств), так и на регуляторном. Регуляторные процедуры довольно длительные, и рационально в рамках законодательства для отечественных и локализованных предприятий предусмотреть иные сроки».

Говоря о повышении активности производителей, Л.Титова и А.Элинсон отметили следующие положительные факторы.

«Грядущее постановление Правительства «о третьем лишнем» уже принесло изменения на рынке производства, – отметила Лилия Титова. – Активизировались предприятия, имеющие свободные мощности и готовые работать по системе контрактного производства. На мой взгляд, у данного типа сотрудничества – большое будущее».

Александр Элинсон также согласен, что аналогичное постановление по медизделиям «психологически позволяет многое начать переламывать»: «есть направления, где отечественные производители себя и так неплохо чувствовали. Но в этих сегментах указанный документ поможет им почувствовать себя еще лучше и заместить тот импорт, в котором отечественный продукт уже никак от него не отличается, и может быть, даже лучше. А по целому ряду направлений, где отечественные предприятия имеют хорошие производственные возможности и продукты, но не могли в силу разных обстоятельств попасть на рынок, для них открываются новые возможности. И есть вероятность, что за счет этого доля отечественных производителей на рынке вырастет».

Приводя в пример «Электрон», его руководитель отметил, что у предприятия оставался неохваченным некий верхний сегмент, в котором отечественные медицинские учреждения покупали дорогостоящее оборудование от известных зарубежных марок. «Думаю, что этот сегмент, безусловно, добавится, и, по моим оценкам, даст нам дополнительные 10–15% продаж к общему объему». И хотя у покупателей налицо общее сокращение объемов финансирования, выделяемых на медизделия, «от расходных материалов в большом объеме отказаться никто не сможет, и это сможет компенсировать в определенной части те потери, которые будут нести отечественные производители от реалий сегодняшнего рынка», – отметил Элинсон.

Комментируя выступающих, Алексей Репик пояснил, какие меры с точки зрения бизнеса необходимо принять, чтобы решить стоящие перед отраслью проблемы.

Рекомендации государству от бизнеса очевидны: необходимо найти механизмы приведения кредитных ставок в России к конкурентоспособному уровню по сравнению с другими странами.

Также у нас существует серьезная зависимость от импорта в части средств производства в промышленности, поэтому все программы модернизации заводов сейчас обойдутся гораздо дороже в связи с повышением курса валют.

Ключевое значение играет и недостаток оборотных средств в фармпромышленности.

«Сейчас перед российской фармой стоит задача обеспечить российскими лекарствами внутренний спрос, – отметил Репик. – Причем, во избежание социальных потрясений, необходимо обеспечить существенный запас российских лекарственных средств. Проблема с оборотными средствами у российских компаний играет на руку зарубежным производителям, у которых есть ресурсы».

Это тоже риски при реализации программы импортозамещения.

Среди необходимых мер поддержки российского производителя Алексей Репик назвал механизмы долгосрочных контрактов и политику протекционизма:

«Механизм долгосрочного планирования спроса со стороны государства и российского здравоохранения – это возможность для российских производителей эффективно планировать свое производство и готовить мощности. А протекционизм – это защита отечественного производителя, например, в части ограничения доступа к государственным торгам, т.н. политика «третий лишний»; введение дополнительных преференций для российских производителей».

Что касается возможностей полноценной реализации политики импортозамещения, Алексей Репик напомнил, что Стратегия «Фарма 2020» и соответствующая ФЦП приняты давно и соответственно процесс импортозамещения в фарме начался еще до наступления кризиса. «Для отрасли это не сюрприз, и мы в принципе были готовы», – отметил он.

Тем не менее, тактику нужно менять, так как уже необходима не просто настройка, а конкретные шаги, важны быстрые результаты. «Поэтому нужно, наверно, отложить в большей степени проекты по доклинике и сфокусироваться на тех продуктах, с которыми можно быстро выйти на рынок, чтобы эти решения имели место здесь и сейчас, были оперативные результаты, а не планы в долгой перспективе».

В связи с этим ключевым показателем эффективности (KPI) конкурентоспособности российского продукта он назвал возможность его экспорта в другие страны. Именно данный тренд является лейтмотивом «мозгового штурма» во всех отраслях, уточнил он.

При этом он напомнил, что в лекарствах есть своя особенность, потому что регуляторика очень сложная и носит национальный характер. «Тем не менее, если продукты хорошие и конкурентоспособные, то значит, нужно инвестировать с помощью государства их вывод на внешние рынки».

«То есть импортозамещение само по себе, ради себя смысла не имеет. Мы должны выйти из режима работы по импортозамещению с более конкурентоспособной промышленностью», – подчеркнул эксперт.

Важным фактором успеха является приобретение внутренней компетенции. А ключевым подходом к ее формированию является полноценный трансфер технологий, который и позволит наработать компетенции, и позволит ими воспользоваться, в т.ч. для создания новых проектов и уже собственного ноу-хау.

Не должна быть такая ситуация, когда у нас приходят какие-то иностранные компании, но абстрактно, без создания центров знаний, центров экспертиз. Поэтому механизм локализации и задуман был именно через совместные предприятия, для возможности трансфера технологий, напомнил Алексей Репик.

По итогам «мозгового штурма» были определены следующие направления, требующие внимания и развития:

  • Создание конкурентоспособной продукции, экспорт как KPI импортозамещения.
  • Снижение зависимости от импортного сырья и комплектующих.
  • Защита собственных цепочек создания добавленной стоимости.
  • Создание новых мощностей, модернизация существующих, повышение производительности труда.
  • Трансфер технологий – инструментарий по созданию внутренних компетенций.
  • Конкурентоспособные кредитные ставки.
  • Новые гармонизированные с мировыми рынками стандарты.
  • Разумный протекционизм.

Справка

XII Красноярский экономический форум прошел с 26 по 28 февраля 2015 года в г. Красноярске при поддержке Правительства Российской Федерации. Его главной темой стало обсуждение ключевых направлений экономической политики в условиях структурных ограничений и геополитических рисков. В первый день обсуждались новые перспективы сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Во второй день – широкий круг внутрироссийских вопросов экономического развития.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (1 vote)
Источник(и):

АИРР