В России появится стандарт промышленного территориального кластера

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Ассоциация инновационных регионов России, Агентство стратегических инициатив, Минэкономразвития РФ совместно с Высшей школой экономики осуществляют разработку стандарта промышленного территориального кластера для управленческих целей с последующим выявлением признаков территориальных кластеров, а также требований, предъявляемых к ним, для дальнейшего определения существующих и потенциальных территориальных кластеров и создания до 30 ноября 2015 года реестров кластерных инициатив во всех субъектах Российской Федерации. Первая версия документа была представлена к обсуждению в ходе Гайдаровского форума – 2015.

Составление стандарта территориального кластера было инициировано задолго до замедления развития российской экономики, но разговор о создании и поддержке кластеров является актуальным и в период спада. Практика подобных объединений показывает эффективность работы системы в сложные экономические периоды. Исполнительный директор АИРР Иван Бортник привел пример из зарубежного опыта, когда в условиях кризиса компании-участники кластеров сокращают потери прибыли на 5%. По мнению эксперта, если выстроить процессы более качественно, данных показателей можно достичь и в России.

В период нестабильности возможностей для развития даже больше, уверена заместитель корпоративного директора АСИ Вера Адаева. Падение курса рубля ведет к повышению цены на продукцию, а введение санкций способствует увеличению объемов производства, поскольку требуется замещение недостающих позиций на рынке. Производственные цепочки разорваны, а значит, потенциал для объединения пока не исчерпан.

«Открывается еще одна возможность. У предпринимателей появляется большой запрос на финансирование проектов. В кризис происходит новое формирование рынков сбыта и встраивание продуктов в новые рыночные ниши. Как следствие, это приводит к снижению затрат и формированию правильной бизнес-среды. И даже в сложной экономической ситуации проект стандарта становится отвечающим определенным вызовам», – добавила Вера Адаева.

20150115-_mg_7090.jpg

Основой стандарта территориального кластера послужили запросы российского бизнеса, которому необходимо четкое понимание существующих мер поддержки, преимуществ кластеризации, территориальных обязанностей и дальнейшей государственной политики в этом направлении.

Итоговый документ должен дать бизнесу определенную схему эффективного управления и развития, чтобы добиться главной цели – стать за счет синергии конкурентоспособным, считает исполнительный директор АИРР Иван Бортник.

От экспертов в области кластерной политики уже поступил ряд предложений по усовершенствованию документа. В первую очередь, по мнению представителей кластеров, необходимо определиться, кому этот стандарт будет адресован – самим кластерам или же субъектам Федерации – и сформировать единый понятийный аппарат. Конечным потребителем в любом случае должен стать предприниматель, который планирует присоединиться к кластеру. Следующий важный вопрос – это схема формирования самих кластеров: их создание с нуля или же вокруг крупного действующего предприятия. Во втором случае возникает необходимость анализировать содействие этой организации, чтобы вокруг сформировался полноценный кластер, и это бы привело к увеличению доходной базы всего субъекта. По мнению экспертов, в стандарт также должна быть включена схема создания своеобразной информационной базы для оказания информационной поддержки бизнесу. На данный момент существует рассогласованность федеральных документов.

«Когда мы анализировали работу в конкретном кластере, выяснилось, что там происходит путаница между федеральными и региональными инициативами, когда один объект в регионе может быть получателем одновременно региональных и федеральных грантов, а одна федеральная программа может быть донором сразу нескольких федеральных объектов. Это не координируется на уровне федеральных программ. И это далеко не всегда координируется на уровне регионов», – отметил заместитель генерального директора Российской венчурной компании (РВК) Евгений Кузнецов.

20150115-_mg_7185.jpg

Эксперт уверен, что именно рассогласованность и в других процессах мешает формированию территориальных кластеров. Поэтому в первую очередь должен быть налажен координационный процесс между регионами, университетскими, технологическими и промышленными комплексами.

«Блок координации в стандарте кластеров должен быть принципиальным. И координацию надо отслеживать», – подчеркнул Евгений Кузнецов.

Целеполагание при создании кластеров на территориях, которое прописано в стандарте, не должно ограничиваться конкурентоспособностью. Масштабная задача кластеризации – вывод региона на глобальный уровень. И здесь можно обратиться к зарубежному опыту. Специалисты выделяют три типа кластеров. Первый – кластер, сформированный вокруг глобальной компании и обеспечивающий ей лидерство и выход на международный уровень. Второй –центр компетенций, развивающийся, как правило, вокруг университета, достигающий технологического превосходства в отдельной отрасли. Третий тип формируется при переходе уклада региона от индустриального к постиндустриальному. Экономика региона при этом меняется на более современную.

«Фактически кластер должен обеспечить переход экономики региона от индустриальной к постиндустриальной или предпринимательской модели. Это, на мой взгляд, должно быть заявлено в качестве главной миссии кластеров. Необходимо четко оценивать возможности каждого кластера по созданию новой системы взаимодействия в регионах и обеспечения предпринимательской среды», – отметил Евгений Кузнецов.

Мнения экспертов по поводу создания управляющей компании как отдельного инструмента на данный момент расходятся. Одни специалисты приводят примеры эффективной самоорганизации предприятий при образовании кластеров, однако большинство экспертов убеждены, что орган управления должен присутствовать для обеспечения качественного взаимодействия. Все аспекты этой темы будут четко прописаны в разрабатываемом стандарте.

«Любая система управления сложна, она предполагает обратную связь. В документе должен быть предусмотрен определенный набор компетенций, полномочий управляющей команды кластера, которая может влиять на изменение государственной политики», – считает председатель Совета директоров РВК Анна Белова.

Исполнительный директор АИРР Иван Бортник подчеркнул, что данный документ, не будучи обязательным для всех, тем не менее, должен стать важным вспомогательным инструментом для эффективного развития предпринимательства в стране.

«Полное соответствие стандарту промышленного территориального кластера – это не какое-то жесткое требование. Если это нужно бизнесу, регионам, этот документ должен отражать лучшие практики управления кластерами, организационные схемы, на которые другие могли бы ориентироваться», – сказал Иван Бортник.

Эксперты сошлись во мнении, что в документе необходимо прописать ресурсы и возможности кластерообразующих предприятий по реальному влиянию на формирование государственной политики.

«Стандарт не исключает индивидуального подхода, – отметил министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Александр Кобенко. – Не все кластеры призваны выводить компании на глобальный рынок. Приоритеты развития должны исходить в первую очередь из стратегии региона».

Он также вспомнил о зарубежном опыте: «Известна практика присвоения кластеру знака качества того или иного уровня. Он дает право его участникам претендовать на определенные формы поддержки». Экспертом было предложено взять за основу показатели, по которым оцениваются европейские кластеры: структура, количество участников, географическая концентрация, эффективность управления, интегрированность в структуру региона, способность привлекать внешнее финансирование, наличие стратегии, качество управляющих компаний, взаимодействие с участниками кластера и др., и создать набор неких критериев для оценки уровня их развития и существующих потребностей региональных кластеров.

Разрабатываемый документ также должен, по мнению авторов, закрепить пакетный характер поддержки кластеров, тогда как сейчас наблюдается некоторая разбалансированность в этом вопросе. К тому же предприниматели не всегда знают об условиях работы в кластерах.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (1 vote)
Источник(и):

NanoNewsNet.ru