Осознание человеческой сущности через понимание ИИ. Часть 2. Замочная скважина

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Первая часть этой главы будет посвящена попыткам понимания ключевых законов восприятия и обработки информации, ее оценки и приведения к мотивации сущности. Во второй части представлены измышления влияния этих законов на нашу жизнь, мотивацию и поведение.

В процессе разработки механизмов обработки информации поступающей с систем информации, механизмов обучения, хранения, принятия решений были определены некоторые особенности, которые повторяются во всех системах. Это своего рода оказалось связующим звеном, позволяющим строить многоуровневые системы выполняющие разные функции, но работающие по одним принципам. Эти принципы я попробую объяснить, и возможно, их понимание позволит по другому взглянуть на вашу жизнь, ваши решения и мотивацию.

Если вы не знакомы с прошлой статьей, я рекомендую сначала прочесть ее:

Осознание человеческой сущности через понимание ИИ. Введение. Часть 1

Принципы

Главное, что нам необходимо знать для дальнейшего понимания, это – то, как устроена наша память, а точнее базовые ее принципы.

Давайте определим, что является конечным продуктом поступающей в нас информации.

Поток информации поступающий в нас проходит через сложные механизмы дробления, определения главного, анализа, запоминания и так далее и так далее. И в конечном счете у нас в памяти формируется образ, к которому наше сознание обратится, если мы получим схожую информацию с этим образом.

Образ сам по себе ничего не значит, он не имеет ни окраса, ни веса – он просто своего рода адрес некой последовательности данных, которые поступили со систем информации. Но со временем он образует связи с другими образами. И эти связи бывают разные. Например: представьте малину. У вас сразу образуются ассоциации — красная, сладкая, кислая и так далее. При этом красная, сладкая, кислая — это тоже образы. Образы не обязательно связаны с образами только одной системы информации, более того забегая вперед, скажу, что кросс-системные связи наоборот приветствуются и поощряются. Или еще один пример: а, б, в, г. А вы сами уже ведете: д, е, ё, ж, з и т.д. Здесь имеет место связь на последовательность. И таких связей много, при этом наш мозг берет последовательности и делает их конечным образом, и строит последовательности из последовательностей и так далее, и во многих уровнях и связях. Например: лично я рассказываю алфавит кусками а, б, в, г, д — е, ё, ж, з — и, к, л, м, н — о, п, р, с, т. Здесь каждый кусочке отдельный образ, состоящий из других образов, а вся последовательность – образ алфавита.

На первый взгляд это сложно понять, и тем более сложнее реализовать в алгоритмах, но если знать принципы, то выяснится, что вся эта многоуровневость, все эти кросс-связи работают по более менее простому алгоритму. Просто, все это достигается за счет создания большого количества схожих элементов и создания связей между ними.

На данный момент мы имеем входную информацию с систем информации и конечный результат ее обработки – образы. Главный вопрос: как же она становится образами?

Во время поисков ответа на этот вопрос, первым открытием стало, то что не так уж и много информации в нас поступает. При разработке встал вопрос о том, что система должна быть способна обрабатывать сразу огромные данные. Но что-то в этой идеи казалось не правильным. Не может наш мозг обрабатывать такие объемы информации, это лишено практического смысла.

Давайте, обратим внимание на то, как вы смотрите вокруг. Вы видите все вокруг и сразу? Нет. Ваше зрение, если не двигать глаз, условно можно поделится на две зоны. Первая — маленькая часть от общего вашего обзора, которую вы видите четко и ясно. Вторая — все вокруг этой зоны, воспринимается вами размыто. Можно проиллюстрировать это этими картинками.

Реальный вид:

znufp-rdgtb3x-2bkriwl-tdglu.jpeg

То как мы видим:

up2f-pjtmyh36j_cauxcu_mmq2a.jpeg

Отсюда можно сделать вывод, что разрядность систем информации все же не такая большая, как может показаться на первый взгляд. Мы не можем видеть идеально сразу все вокруг. То, на что сфокусировано наше внимание находится под детальным изучением, все вокруг под общим изучением, и объем информации резко уменьшается.

Следующим моментом было понимание, что хоть разрядность данных и уменьшилась, скорость их поступления и обработки остается все еще огромной, ведь данные поступают постоянно, с определенной частотой. Чтобы анализировать их все нам нужна огромная память и мощности. Но мы ведь с вами не помним все детально, только частично, и только то, на что обратили внимание. Более того, большую часть той информации, на которую мы обратили внимание, мы забудем через пару минут. Отсюда вырисовываются закономерные вопросы. Так ли много нам нужно ресурсов (памяти, вычислительной мощности), как кажется на первый взгляд? Ведь очевидно, что в нас встроены алгоритмы фильтрации информации и вся обработка информации максимально оптимизирована.

Так мы подошли к выявленным закономерностям. Их названия условны: цель — подобрать максимально похожий по значению образ.

Первое — любопытство

Наш мозг привлекает все новое, отличное от прежнего, и от этого мы испытываем удовольствие.

Спорное высказывание, на первый взгляд, но если задуматься, можно проследить, что эта тенденция сохраняется на всех уровнях восприятия (образов). Это первое, что привлекло мое внимание и было той самой ниточкой в лесу.

Начнем с простого. Давайте представим себе серый экран. Мы на него смотрим и чем дольше, тем нам становится все более и более не интересно. Но вот появился красный прямоугольник. Мы приковываем наше внимание к нему. Мы его изучаем. Спустя время, все опять приедается, и мы скучаем вновь. Вот прямоугольник начал двигаться. Нам интересно, мы следим, но недолго. Как только мы поймем закономерность его траектории, или поймем, что она хаотична (что по сути тоже закономерность), придем опять к скуке. Появился круг. Мы смотрим на круг.

Так может продолжаться до бесконечности. Наш взгляд будет прикован к новому в данных, а все остальное будет игнорироваться. А если интересных объектов будет два и более? Тогда мы будем выбирать из них наиболее интересный, а остальное игнорировать и наблюдать боковым зрением. Если что-то произойдет необычное, то переключим свое внимание. А где же радость? Допустим, что она есть, но она очень мала. Согласитесь, что на какое-то движение веселее смотреть, чем на статику.

А теперь попробуем проанализировать наше поведение в более глобальных проявлениях. Мы всегда жаждем чего-нибудь новенького во всем: в музыке, в фильмах, в еде. При этом «новенького» на разных уровнях восприятия: в каких-то мелочах, в чем-то более крупном, в чем-то, что происходит в разносе по времени. Слушая музыку, мы обращаем особое внимание на что-то новое, например: привычный нам ритм, и тут – хоп: ломанный ритм, или дополнительный удар или еще что-то, но необычное. Мы так устроены, что на это сразу обратим внимание, потому что оно выпадает из общего контекста.

Мы хотим, чтобы на завтрак, обед и ужин была разная еда. При этом, мы хотим, чтобы блюдо, которое часто бывает на столе, в идеале, было бы чуть лучше прошлого раза, с новой ноткой вкуса и т.д. Отсюда и появляется ряд вредных привычек. Например: мы могли бы есть овсянку каждый день и быть сытыми. Но нет! Мы ищем новых ощущений и стараемся, чтобы каждый раз было что-то вкусненькое. А что значит «вкусненькое»? Это забавно, но если мы будет есть одно и тоже «вкусненькое», к примеру, какой-то деликатес, каждый день, то очень скоро и овсянки захотим, только бы не это «вкусненькое». Так что же это? Что мы ищем? Это что-то новое, обладающее новым ярким вкусом. А как можно усилить яркость вкуса, к примеру? Усилители вкуса, приправы, специи. И без них можно было есть, но с ними то вкуснее. Вот поэтому нам так нравится вся эта «полезная» еда. А помните про удовольствие от новой информации? Ведь при поглощении вкусной еды мы получаем буйство новых ощущений, новой информации, а также и как следствие удовольствие. И в нашем мозгу формируется простая последовательность: хочешь радости – ешь. И мы едим, много. Даже если еда перестает приносить радость, но мы же помним, что было радостно… И так во вред себе. Даже тогда, когда уже нет чувства голода, когда в желудке тяжесть – мы продолжаем есть. Привычка. Привычка получать радость через еду.

Еще пример. Кому нравится, когда его гладят по спинке? Или когда нежно прикасаются к частям тела, которые за весь день, а то и недели не испытывают точечных прикосновений? Вы должны помнить, какие это ощущения. А также и то, что они достаточно быстро перестают быть столь яркими. Наша спина весь день соприкасается с майкой или еще чем-нибудь. Общий контекст данных — всеобщий контакт. И тут точечное прикосновение. Новая, уникальная информация в сравнении с недавним периодом и сразу награда – радость. И таких примеров можно набрать массу и абсолютно во всех сферах нашей жизни.

Сразу стоит обозначить, что далее «новой информацией» называется не только абсолютно новая и уникальная для нас информация, но и информация, которая уже успела позабыться, как например точечные прикосновения, о которых шла речь выше, или что-то отличное из общего контекста (например: 000000000100000, вы ведь посмотрели на 1?).

Второе — синергия систем информации

Мы получаем больше радости от нового, идущего синхронно с разных систем информации.

Бывают ли ситуации, когда вы видите что-то новое, но эффект радости в разы больше? Вы не замечали, почему нам нравятся музыкальные клипы чуточку больше, чем один звук без видео. Почему нам нравится двигаться в такт музыке? Или слушать музыку, соответствующую роду занятий? Будет ли гонщик слушать колыбельную во время гонки? Нет, если это и будет музыка, то скорей всего что-то быстрое. Так почему же нам нравится, когда уникальная информация к нам поступает сразу с разных систем информации? И более того, поступает не хаотично, а одновременно как одно событие. Потому что, это в двойне приятнее получить уникальную информацию, с разных источников. Таким образом, эта информация образует кросс-системную связь, связывая образы к примеру звука и визуального ряда. Задумайтесь над своими чувствами и ощущениями. Вспомните дискотеки со всполохами света разных цветов в такт музыке; басы также бьющие в такт, которые заставляют вибрировать наше тело и ощущать звук не только ушами.

Мы любим рассказывать о чем-то используя параллели, образные примеры и т.д. Таким образом мы лучше запоминаем что-то, и это дает нам больше удовольствия.

Третье — чувство красоты

Мы получаем больше радости от поступающей новой информации, идущей синхронно с нашим образом в памяти.

Стоит сразу оговориться, что образами в памяти являются не только то, что мы узнали из систем информации, но и образы, которые появились в результате наших измышлений. Это наши цели и предсказания будущего.

Вы не задумывались, почему вам нравятся определенные песни, а определенные нет? Почему вообще существует что-то красивое, а что-то уродливое? Почему мы подпеваем?

Потому что, когда мы слушаем музыку, мы воспринимаем определенный ряд звуков, которые идентифицируются как образы разных уровней. Но ведь последовательность образов тоже образ, который сформировывается со временем. Когда мы подпеваем мы идем по нашему внутреннему образу этой песни, и когда мы попадаем в такт, слово в слово, нам это нравится, это подтверждение тому что у нас верная информация. А когда, например, смысл слов совпадает с нашими переживаниями, нашим прошлым, нашими жизненными принципами (которые в конечном счете представляют конечные образы), мы получаем в разы больше радости, так как те образы получают подтверждение.

Наше чувство красоты сформировывается той информацией, которую мы получаем чаще всего. Мы знаем, что это красивая девушка, потому что такой тип мы видим каждый день в рекламе, на баннерах, нам все говорят, что это красиво. Так формируется наш образ о том, как должен выглядеть человек. И мы оцениваем уже в соответствии с ним. Эта мысль не нова. Есть притчи, сказки с теми же идеями. Например, А.И. Куприн – «Синяя звезда».

Четвертое — чувство дополненной красоты

Мы получаем гораздо больше радости, если новая информация не просто идет синхронно с нашим образом в памяти, но и дополняет его, не противореча.

Как и говорилось выше, главная цель нашего мозга – это получение новой информации. Информация, которая схожа с нашими образами, – это хорошо. Но если в этой информации, есть что-то что дополнит наши образы чем-то новым – это еще лучше.

Идеальное лицо без морщинок, родинок, вообще каких-либо изъянов менее привлекательно нежели лицо с маленькой родинкой или легкой асимметрией. Этот элемент не противоречит образу. Нос, глаз, брови, уши – все на своих местах. А вот родинка что-то новое, и оно никак не мешает всему остальному, и это новое хочется запомнить.

Юмор. Раз мы зашли в область дополнения образов, стоит упомянуть о юморе. Что это? Вы задумывались, почему анекдот кажется смешным, и почему не все смеются? По сути юмор — это волна радости, которая нас накрывает, когда мы проходим длинным путем по образам нашей памяти и приходит к тому, который абсолютно не ожидали. Мы дополняем образ, и дополняем его очень редкой, длинной и очень очевидной связью.

Сразу можно сказать про самообман. Это когда мы создали ложный образ, и нам нравится все, что его подтверждает, дополняет. Например: быстро разбогатеть, через свадьбу с богатым человеком, или если ты будешь добрым, хорошим, несправедливо обделенным, то справедливость восторжествует (кто я такой, чтобы вас переубеждать в этом). Отсюда вся эта любовь к сюжетам про золушек, красоток и т.д. Или вот еще один момент: многие богатые и успешные люди бросили учебу, и мы бросая учебу оправдываем себя этим.

Пятое – чувство уродства

Мы получаем отрицательные эмоции от нового, которое противоречит нашим образам в памяти.

Это чувство обратное красоте. Когда новая информация не подтверждает существующий в памяти образ, а наоборот его дискредитирует. Своеобразная ложь о нашей правде. Например, мы видим человека, у которого что-то не так с лицом и глаза или нос находятся в непривычном для нас месте или выглядят абсолютно иначе. Наш мозг распознает в нем человека, но несколько моментов, будут опровергать истинность этого распознавания. Или мы смотрим на пейзаж, который должен быть красивый: зеленая травка, кустарники, вдалеке голубые горы; а видим: грязное безжизненное поле, горы мусора и смог на горизонте. И мы понимаем, что это по сути одно и тоже, но наши ожидания не оправдываются. Что с первым, что со вторым примером – в результате у нас появится отрицательная эмоция.

Одним из ярких примеров также является ложь. Здесь несоответствие с ожидаемым результатом. Мы построили последовательность приводящую к результату, но в процессе произошло ее нарушение и ожидания не оправдались. Появляется отрицательная эмоция и целью будет причина ложной цепочки, т.е. лжец.

Шестое — привязка положительных и отрицательных эмоций

Положительные и отрицательные эмоции должны быть привязаны к какому-то образу.

Для положительных и отрицательных эмоций работает это схожим образом, различается только окрасом, поэтому объясним злость. Получив какую-то эмоцию от поступающей информации, ее нужно прикрепить к образу, найти причину эмоции. Причиной может быть сам образ, который вызвал эмоцию, либо другой образ, которые по причинно-следственной цепочке определится как виновный. Например.

Уродство на лице человека, кто виноват? Этот человек.

Мертвая, с плохой экологией картина, кто виноват? Люди.

Я пошел в плохой банк и взял кредит по совету другу, кто виноват? Друг.

Я толстая, кто виноват? Я.

Получается так, что эти эмоции накладываются на конечный образ, образуя связи и окрашивая его в тот или иной окрас.

Седьмое — стремление избавиться от отрицательных эмоций и поддерживать положительны эмоции

Наш мозг стремится ликвидировать причины отрицательных эмоций, и продлить положительные эмоции.

Когда мозг получает отрицательную эмоцию и привязывает ее к чему-то, он стремится сделать так, что бы это больше не повторилось. И если у него ничего не получается то срабатывает двойной эффект — отрицательная эмоция на попытку устранить отрицательную эмоцию. И причиной будет один и тот же образ. А теперь уведите это все в рекурсию и получаем лавинообразный скачек отрицательной эмоции по отношении к образу. Мы получаем злость и агрессию. Когда простые решения на уровне мозга не работают, и мы прибегаем к физическим воздействиям. Самое страшное, что объектом негатива человек может определить сам себя и развить ненависть к самому себе. Тогда мы можем получить самобичевание, «я плохой», стуканье головой о стену и так далее.

Когда мозг получает положительную эмоцию и привязывает ее к чему-то, он стремится сделать так, что бы это повторялось как можно больше. И если у него получается то также срабатывает двойной эффект. И мы получаем больше радости. Но не стоит забывать, что если злость в принципе нежелательная, то радость принудительно сдерживается различными противовесами. Поэтому мы не можем уйти в абсолютную радость – противовесы будут тянуть обратно.

Восьмое — страх

Способность мозга помещать самые негативные образы в последовательность предсказания будущего.

Является основным компенсатором любопытства. Вообще, все в работе нашего мозга работает в паре с компенсатором. Как только в нашей памяти набирается достаточно знаний, чтобы можно было строить предположения о ближайшем будущем (на мой взгляд, это отдельный механизм от памяти, параллельно работающий как в призраке, так и в тени), мозг начинает строить предсказания. Вы задумывались почему дети боятся темноты? А вы боитесь темноты? Почему? Когда ребенок видит черную комнату, его знаний не хватает наполнить ее образами, точнее образы есть, но их вероятность нахождения там мала. И что делает мозг? Он помещает туда все самые страшные ужасы и страхи из памяти. Все что окрашено максимально негативно. И начинает перебор на возможность нахождения там. И он находит его. А взрослые? У взрослых другие страхи. Они знают, что в своем доме в углу вряд ли будет змея, волк, монстр. Но они точно знают, что там есть стена, вешалка и т.д. Мозг помещает их туда и страха нет. Мы боимся грабителей в темных подворотнях. Или мы знаем, что что-то не так чисто в нашем бизнесе, и мы можем обанкротиться. Лично я боюсь тумана. Я знаю, что там нет ничего страшного, но так как я с ним сталкиваюсь редко и, спасибо Кингу за его туман с монстрами, мой мозг активно заполняет его образами из книги и фильма, и с этим бороться сложно.

Последние два принципа уже можно отнести не просто к восприятию информации, но и к мотивации. На этом остановимся и попробуем поразмышлять над влиянием этих механизмов на нашу жизнь.

Размышления

Людей можно разделить на два лагеря — консерваторы и новаторы. Почему люди становятся теми или иными объяснить сложно, возможно часть наследства, часть личного опыта.

**Консерваторы ** – те люди, которые получают больше удовольствия от того, что получаемая информация совпадает с их образами из памяти. Они любят повторять одни и те же действия, создавая своего рода ритуалы. Строгая одежда, определенная еда, определенный порядок. Им сложнее согласовывать несовместимости образов и они испытывают дискомфорт. Их страх преобладает над удовольствием от открытия чего-то нового.

**Новаторы ** – те, кто получают больше удовольствия от уникальности данных, они способны их свободно привязывать к существующим образам. Им страшно, но любопытство сильнее. Они хотят узнать новое, увидеть новое, изменить уклад вещей и им это нравится.

Помните про грань между негативом от несовместимости образа и удовольствием от дополнения? Яркий пример – нацизм, расизм. Кто-то не способен принять другой цвет человека и характерные признаки. И изменить он это не может, в итоге получаем злость на причину, а в следствие и на всю расу, нацию. А если отличие только в мелкой детали? Мы способны принять ее? Да, и даже более того, это будет дополнением к нашему образу и мы получим от этого радость. Почему метисы кажутся более привлекательными? Потому что для большинства людей, они находятся по сторону радости. А что если человеку долго показывать несовместимые образы? Он привыкнет к ним, вот только накопленная злость вряд ли уйдет. Стоит отметить здесь очень важную роль играет окружение. Если окружение накладывает на несовместимость положительный окрас, к примеру считается, что это красиво, хорошо, то человек свыкнется с этим образом с положительным окрасом. Если окружение будет изначально негативное – с большой вероятностью окрас будет отрицательный, если нейтральное – то близкое к нейтральному. Например, если ты живешь среди людей с явными отличиями от тебя и ты привык к ним, то ты начнешь злиться на себя, что не способен соответствовать своему же образу в голове. Но если вокруг тебя есть такие как ты, примерно половина, то и не будет этой злобы. Все это очень тонко и зыбко, но самое главное нужно помнить, что наш собственный разум может определить куда смотреть, и на что обращать внимание, а что игнорировать. Думаю углубленно говорить про красоту и уродство не нужно, так как принцип тот же. То что мы привыкли видеть красиво, потому что соответствует образу, то что чуть-чуть отличается — тоже красиво, дополняет образ, а вот то что сильно отличается — уродство.

Здесь есть еще одна грань между уродством и «это ни на что не похоже».

Уродство срабатывает, когда мы узнаем часть элементов, не так много, но главное у нас есть конечный образ, на то что мы видим.

А что же такое «это ни на что не похоже»? Эту фразу говорили роботы в сериале «Мир дикого запада», когда видели то, что они не должны были воспринимать, то что система блокировала для их восприятия, чтобы сохранить их программу (память). В нашем же случае это может быть то, что наш мозг неспособен распознать и вообще понять, что перед ним. Это чувство знакомо всем нам, но не все о нем помнят, или осознают его. Чаще всего это было в детстве. Сейчас же встретить такое редкость.

Мой личный пример: фильм «Люси» в самом конце создается флешка со знанием обо всем и вся. Я понимаю, что это что-то похожее на флешку, но ее вид (она была как будто вырезана из этого мира), ни как не мог уложиться у меня в голове. И я ясно помню этот момент.

Еще один даже забавный пример – коровы. Если взять теленка на руки, то корова перестанет его видеть. Она будет его слышать, смотреть на него в упор и не будет понимать, что перед ней теленок, т.к. в ней нет образа, что он может быть на руках у человека. Она будет его искать и мычать. А возможно начнет гнаться за тобой, т.к. ты причина исчезновения ее ребенка.

Что такое игры? Почему в них играют люди, звери? Бывает так, что наш мозг получает какую-то уникальную информацию для него. И эта информация должна связаться со всей уже имеющейся информацией. Но как ее связать, особенно, если нет времени? Мы запоминаем ее, и откладываем. Ярко это видно у детей. Они посмотрели какой-то новый фильм. Спустя время, что вы увидите? Они будут проигрывать события того фильма. С каждым разом что-то изменяя и корректируя. Таким образом полученная информация согласуется с тем, что у них есть в памяти. Примерно тоже самое происходит в голове, когда мы спим. В том или ином виде. Также нет человека, который бы мысленно не повторял какое-то событие много раз.

И знаете, что самое главное во всем этом? Образуются новые связи, а мы получаем радость. И порой эта радость бывает так сильна, что нас тяжело оторвать от этого занятия. Порой мы даже игнорируем естественные потребности. Это если говорить об играх, которые строит наш мозг для обучения.

Но человек умудрился поставить это на поток. И мы получили индустрию развлечений. Новые эмоции, новые чувства, новые ощущения. Почему мы любим играть в игры, где мы являемся кем-то другим? Причин несколько, и все они нам приносят радость, что делает этот процесс еще более увлекательным. И чем сложнее игра, тем все более глубокие механизмы задействуются. Мы получаем радость от новых ощущений, от новых связей, от повтора событий, от лести (в виртуальном мире мы достигаем чего-то, или выглядим лучше) и так далее. Все построено так, чтобы мы получали удовольствие.

Подведем итоги

Как много принципов и алгоритмов было названо? Не так много, но они относительно просты, универсальны и работают на многих уровнях нашего разума, пересекаются друг с другом. В итоге, мы получаем сложные причинно-следственные заключения, эмоции, мотивации.

Я привел далеко не все найденные принципы и механизмы (о них в следующих статьях), а о примерах и рассуждениях можно было бы писать и писать. Главное – это понять, что наш разум не такой уж и непостижимый, задумайтесь и поищите свои примеры.

Следующая статья будет посвящена моральным и душевным метаниям, проблемам и дилеммам вставшим на пути разработки ИИ.

И напоследок, подойдите к знакомому человеку, постарайтесь привлечь его внимание, чтобы он смотрел на вас и задайте вопрос: «Какое у тебя было самое яркое воспоминание за последний год?». Внимательно смотрите на него, он обязательно отведет взгляд от вас (если, конечно, не будет специально стараться смотреть на вас). Он будет смотреть куда-то в середину, так его тень сможет анализировать информацию со зрения, в то время пока призрак переведет свой фокус на работу с памятью. Это происходит, когда требуется много времени и ресурсов на обработку задачи. Мы не всеобъемлющи, просто хорошо оптимизированы.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 2 (1 vote)
Источник(и):

geektimes.ru