Искусственный интеллект и музыка

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

В Нидерландах прошло «Евровидение» для нейросетей. Первое место отдали песне, созданной на основе звуков коал. Но, как это часто бывает, всеобщее внимание приковал к себе не победитель, а исполнитель, занявший третье место. Команда Can AI Kick It представила песню Abbus, которая буквально пронизана анархистскими, революционными идеями. Почему так вышло, при чём тут Reddit и кто позвал юристов, рассказывает Cloud4Y.

Вы наверняка помните, как ИИ, созданный сотрудниками Яндекса, написал тексты песен «под Егора Летова». Альбом получил название «Нейронная оборона» и звучит вполне в духе «Гражданской обороны». Для генерирования текстов песен использовалась нейросеть, которую научили писать стихи на массиве русской поэзии. После этого нейросети показали тексты Егора Летова, задали стихотворные ритмы, встречающиеся в песнях музыканта, и алгоритм сгенерировал похожие по стилю произведения.

Музыка, созданная машиной

Подобные эксперименты проводились и в других странах. Например, группа энтузиастов из Израиля решила проверить, способен ли компьютер написать песню, которая способна выиграть Евровидение? Команда проекта загрузила сотни песен Евровидения — мелодии и тексты — в нейронную сеть. Алгоритмы выдали множество новых мелодий и рифмованных строк. Наиболее интересные из них были «сведены» в песню под названием Blue Jeans & Bloody Tears («Голубые джинсы и кровавые слезы»).

Голоса в треке принадлежат компьютеру и первому победителю Евровидения от Израиля — Изхару Коэну. Эта песня, по мнению участников проекта, полностью отражает дух Евровидения, поскольку в ней есть элементы китча, юмора и драмы.

Похожий проект был запущен и в Нидерландах. Всё дело в том, что голландцы, экспериментируя с написанием песен при помощи искусственного интеллекта непреднамеренно создали новый музыкальный жанр: Eurovision Technofear. И было принято решение провести полноценный конкур песен, написанных с помощью ИИ.

Так появился Artificial Intelligence Song Contest, неофициальный аналог «Евровидения». В конкурсе участвовали 13 команд из Австралии, Швеции, Бельгии, Великобритании, Франции, Германии, Швейцарии и Нидерландов. Они должны были обучить нейронные сети на существующей музыке и текстах, чтобы те смогли полностью сгенерировать новые произведения. Оценивали творчество команд слушатели и эксперты по машинному обучению.

Первое место получила песня, обученная на звуках австралийских животных — например, коал, кукабар и тасманских дьяволов. В песне говорится о пожарах в Австралии. Но гораздо больший резонанс вызвал трек, представленный командой Can AI Kick It: «Abbus».

Революционное творчество

Участники команды хотели создать песню с глубоким смыслом, отражающую национальные мотивы, но в то же время хорошо воспринимаемую слушателям из разных стран. Для этого они загрузили в облако:

  • 250 наиболее известных произведений Евровидения. Среди них «Ватерлоо» Аббы (победитель Швеции в 1974 году) и «Эйфория» Лорин (2012, также Швеция);
  • 5000 поп-песен разного времени;
  • Народный фольклор, включая государственный гимн Королевства Нидерланды от 1833 года (взяли из базы Meertens Liederenbank);
  • Базу данных с текстами с платформы Reddit (для «обогащения» языка).

Используя загруженные данные, система искусственного интеллекта создала сотни новых мелодий. Их загрузили в другой ИИ: «предсказатель хитов» (Eurovision Hit Predictor) от Эшли Бургойн, чтобы оценить степень запоминаемости и успешности получившихся произведений. Самым перспективным стал трек, призывающий к революции. Вот отрывок из весьма динамичного произведения:

Посмотри на меня, революция,

Это будет хорошо.

Это будет хорошо, хорошо, хорошо,

Мы хотим революции!

Сказать, что команда была удивлена результатом — это значит слукавить. Они были ошарашены, и стали искать причину революционного настроя искусственного интеллекта. Ответ нашёлся быстро.

Как и в случае со знаменитым чат-ботом Tay от Microsoft, который начал генерировать расистские и сексистские мысли после обучения в Твиттере, да и вообще быстро пошёл вразнос, после чего был отключён (запущенный 23 марта 2016 года, за сутки он фактически возненавидел человечество), проблема заключалась в человеческих источниках данных, а не в алгоритмах ИИ. Реддиторы – весьма своеобразная публика, свободно обсуждающая самые разные вопросы. И не всегда обсуждения эти миролюбивые и объективные (ну все мы не без греха, что уж там). Поэтому да, обучение на базе с Реддита значительно обогатило язык машины.Но заодно подарило некоторые особенности дискуссий на этой онлайн-платформе. Как результат – песня с анархистским уклоном, в чём-то похожая по смыслу с «Хочу перемен» группы «Кино».

Несмотря ни на что, команда всё же решила использовать именно эту песню для участия в конкурсе. Хотя бы для того, чтобы показать опасности применения ИИ даже в относительно безвредной попсовой среде. Кстати, все песни, написанные ИИ и представленные на конкурс, можно послушать тут.

Юристы тоже в теме

Пока в Европе наслаждаются созданием музыки, в США уже думают, кому должны принадлежать авторские права на творчество. После того, как один программист выложил в сеть несколько произведений, в которых использовался голос хип-хоп исполнителя Jay Z, его представители отправили сразу несколько жалоб, требуя немедленно удалить эти произведения с YouTube. В том числе и зарифмованный текст Шекспира. Суть претензий в том, «этот контент незаконно использует ИИ для олицетворения голоса нашего клиента». С другой стороны, творчество Шекспира – народное достояние. И удалять его из-за проблем с авторскими правами как-то странно.

Возникают вопросы о том, что именно здесь нарушается, если синтезированный на базе знаменитости голос просто начитывает оригинальный контент. Заметим, что после первоначального удаления видео YouTube восстановил их. Именно по причине недостаточно убедительных аргументов со стороны правообладателей о нарушении прав Jay Z.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 1 (1 vote)
Источник(и):

Хабр