«Cекретный» состав лака для скрипок Страдивари
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Антонио Страдивари (Antonio Stradivari) – наиболее известный творец музыкальных инструментов. Практически каждый знает про скрипки Страдивари, которые он создавал в Кремоне с 1665 до своей смерти в 1737. С начала девятнадцатого века музыканты, скрипичных дел мастера, историки и химики пытаются разгадать состав «секретного» лака Страдивари. Аналитическая химия позволила исследователям из различных научно-исследовательских учреждений Германии и Франции разгадать эту тайну.
Руководитель исследовательского проекта, Жан-Филипп Эшар (Jean-Philippe Echard) сообщает, что Страдивари использовал простые и доступные материалы, использовавшиеся в восемнадцатом веке для живописи и отделочного искусства.
Исследователи проанализировали пять скрипок Страдивари, созданных с 1692 по 1724 года и в настоящее время хранящихся в Парижском Музее Музыки. От антикварных музыкальных инструментов бережно были взяты образцы древесины и лака, после чего взятые образцы подвергали детальному спектроскопическому и микроскопическому исследованию. Эшар отмечает, что хотя все изученные инструменты были произведены Страдивари в течение тридцати лет, материал лака, покрывающего эти инструменты, достаточно близок.
Первоначально на древесную деку скрипки Страдивари наносил масло, сравнимое с маслом, применявшимся живописцами той эпохи. Страдивари использовал масло без наполнителей или пигментов, использовавшихся для грунтовки древесины. Исследователи под руководством Эшара не обнаружили слоя, богатого неорганическими соединениями, существование которого предполагалось на основании прежних исследований. Слоя масла скрипичных дел мастер покрывал слегка подкрашенным слоем масла и смолы. И в этом слое исследователи не обнаружили многократно муссировавшихся «секретных» ингредиентов типа белковых материалов, смол природного происхождения или янтаря.
Прежние исследования показали, что во внешнем слое более ранних скрипок Страдивари неорганический пигмент не содержится, в покрытии скрипки «Сарасате» (1724 год) была обнаружена красная искусственная киноварь – вермильон. Новое исследование позволило выявить в лаке Страдивари еще два неорганических пигмента – красные оксиды железа и антрахиноновый краситель, возможно кошениль, нанесенный на субстрат из оксида алюминия. Для того чтобы обнаружить эти вещества в микроскопических образцах, взятых для анализа, потребовалась очень тонкая аналитическая работа.
Таким образом, при изготовлении скрипок Страдивари применял лишь те материалы, которые были доступны и широко распространены в его времени. Использование многочисленных красных пигментов позволило Страдивари разработать большое количество лакирующих красящих составов для струнных инструментов, которые до сих пор радуют своим звучанием. Эшар говорит, что у Страдивари не было секретных составов – он просто был Мастером своего дела.
Источник: http://www.chemport.ru/datenews.php?…
- empirv's блог
- Войдите на сайт для отправки комментариев