Собиратель таблеток

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

-->

«Долой устаревшие пробирки»,— решил совладелец и глава компании «Молекулярные технологии» Гермес Чилов и разработал компьютерную программу, с помощью которой можно моделировать новые препараты и открывать ранее неизвестные свойства уже выпущенных лекарств. Фармацевтические компании к прорывной технологии пока относятся настороженно.

Большинство фармацевтических компаний до сих пор при исследовании препаратов используют экспериментальные методики, проверяя воздействие лекарства на животных. «Приходится перебирать миллионы соединений»,— говорит Гермес Чилов. Его компьютерная программа вычисляет результаты такого влияния автоматически. Она позволяет на разработке одного препарата экономить, по словам Чилова, десятки миллионов долларов. Однако гранды фармрынка к перспективным компьютерным технологиям относятся с большой осторожностью.

Пока статистические наработки слишком малы,— делится сомнениями заместитель генерального директора компании «Фарм-синтез» Тимофей Петров.

KMO_111744_00031_2_t207.jpg Гермес Чилов

Рынок вычислительной химии, на котором сегодня наиболее заметны североамериканские компании Schroedinger, Accelrys, Tripos, Chemical Computing Group и европейская BioSolveIT, по оценкам Чилова, составляет лишь около $100 млн. Причина — в недостаточной точности технологий. Эффективность чиловской программы Lead Finder, по словам разработчика, составляет 85% против 60–70% у конкурирующих программ.

Воодушевленный результатом, Чилов придумал продавать программу фармацевтическим компаниям, однако потерпел фиаско. Тогда он решил сам заняться исследованиями в области лекарств, но не создавать новые препараты, а репозиционировать их, то есть находить новые полезные свойства у уже выпущенных.

На создание нового препарата уходит около десяти лет и примерно $1 млрд. При репозиционировании же необходима лишь одна фаза клинических испытаний, которая доказывает эффективность в новой сфере применения, ведь на безопасность препарат уже проверен.

Репозиционирование — одна из немногих возможностей для фармкомпаний относительно быстро расширить свою аудиторию,— считает Тимофей Петров.

Собрав базу лекарств и белков, Чилов пытается c помощью своей программы вычислить варианты репозиционирования. Виртуальными тестами он ограничиваться не собирается: обнаружив ранее неизвестное свойство какого-нибудь лекарства, Чилов хочет проводить уже не компьютерные, а реальные испытания посредством специализированных западных компаний. После этого он планирует самостоятельно оформлять патент на новое применение препарата и уже в такой «упаковке» предлагать его клиентам — обладателям прав на действующее вещество.

По словам Чилова, даже одного контракта достаточно, чтобы окупить все инвестиции в репозиционирование (помимо виртуального моделирования, разные стадии тестирования препарата обойдутся от $10 до нескольких тысяч долларов, а получение патента — примерно в $100 тыс.).

Сейчас компания ведет переговоры с фондом прямых инвестиций «Биопроцесс кэпитал венчурс» (50% принадлежит ВЭБу, 49% — ОАО РВК, 1% — венчурным специалистам фонда). Если сделка состоится, речь, по словам Гермеса Чилова, может идти об $1 млн вложений, что позволит находить и испытывать около десяти соединений в год.

В 2008 году «Молекулярные технологии» подписали контракт на исследование новых терапевтических показаний средства от гриппа «Ингавирин» с компанией «Валента». В 2009-м уже заключен договор об оказании услуг по конструированию новых лекарств или репозиционированию старых с «Фарм-синтезом». Похоже, ученому удалось растопить лед недоверия к вычислительной химии.

Экспертное мнение

Дмитрий Васютинский, управляющий директор венчурных фондов «Альянс-РОСНО управление активами»:

Это живая и интересная тема. Классические методы создания новых препаратов — многократные опыты, требующие много денег и времени. Если технология действительно достигает того, что было заявлено, у нее найдутся покупатели среди крупных фармкомпаний.

Александр Гончаренко, финансовый директор УК «Альфа-капитал»:

Проект направлен на достаточно узкий сегмент фармкомпаний. Если он в самом деле позволяет существенно сократить сроки испытаний и себестоимость лекарств, то у него есть все шансы на успех. Но для этого нужно представлять себе технологии выпуска лекарств, процедуры клинических испытаний.

Источник: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?…